Дохристианские славянские праздники и Ыбырай Алтынсарин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:32, реферат

Описание

Ыбырай Алтынсарин1841 жылы 20 қазанда қазіргі Қостанай облысының Затобол ауданында дүниеге келген. Әкесі Алтынсары ерте өліп, атасы Балқожаның тәрбиесінде болған. Атасы өз заманының беделді адамдарының бірі болған, заман ағымын аңғарғыш, оқу - өнердің маңызын жақсы түсінген Балқожа би 5 жасар Ыбырайды Орынборда ашылмақ болған, болашақ орыс- қазақ мектебіне жаздырып қойды. 1850 жылы сол мектеп ашылғанда түскен 30 қазақ баласының бірі - Ыбырай болған.

Содержание

1 Ыбырай Алтынсариннің шежересі
2 Абаймен қарым-қатынасы
3 Ыбырай Алтынсариннің ағартушылық көзқарасының қалыптасуы
4 Ағартушының педагогикалық қызметі
5 Ыбырай Алтынсариннің экономикалық көзқарасы
6 Ыбырай Алтынсариннің ғылыми және әдеби қызметі
7 Ағартушының қоғамдық-саяси қызметі
8 Шығармалары
9 Пайдаланған әдебиеттер
10 Сілтемелер

Работа состоит из  1 файл

БАКДАУЛЕТ.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

 

  

Дохристианские  славянские праздники

Название  праздника

Старый  стиль

Новый стиль

Коляда (зимние святки)

12 - 24 декабря

25 декабря  - 
6 января

День  Волоса, неделя праотцов

с 18 декабря

с 31 декабря

Турицы. День Волоса (Быка) и Кощея

24 декабря

6 января

День  Волоса

11 февраля

24 февраля

День  Кощея, стража мертвых

16 февраля

29 февраля

Вьюницы. День Марены (Навий день)

17 февраля

1 марта

Сороки

22 марта 
равноденствие

6 марта

Комоедицы

12 марта

24 марта

Масленица (Марены, Волоса)

около 25 апреля

7 апреля

Праздник  огня Белбога

18 апреля

1мая

Юрьев день Ярилы, выгон скота

23 апреля

6 мая

День  Дажьбога и Живы (Макоши)

23 апреля

6 мая

Зеленые святки (русалии)

середина  апреля - 
начало мая

Конец апреля- 
середина мая

Ярилин  день

9 мая

22 мая

День  Триглава

2 июня

15 июня

Русальная неделя

18-24 июля

1-7 июля

Купала

24 июня, летн. 
солнцестояние

7 июля

День  Перуна отбор жертв

14 июля

27 июля

Перунов день

20 июля

2 августа

День  Стрибога

8 августа

21 августа

Успеник Златогорки

15 августа

28 августа

День Волха Змеевича

1 сентября

14 сентября

День  Дажьбога, Марены

9-10 сентября 
(равноденствие)

22 - 23 сентября

Праздник  Рода и рожаниц

22 сентября

5 октября

День  Макоши

28 октября

10 ноября

День  Сварога 
и Симаргла

8 ноября

21 ноября

День  Дажьбога, Марены (др.Коляда)

26 ноября, 
солнцестояние

9 декабря


 

 

Православные  праздники

Название  праздника

Старый  стиль

Новый стиль

Светлое Христово Воскресение - ПАСХА ХРИСТОВА

Переходящий праздник. Празднуется ежегодно после  полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (8/21 марта), в воскресенье и обязательно после еврейской пасхи (Песах)

Двунадесятые переходящие праздники

Вход  Господень в Иерусалим

За  неделю до ПАСХИ

Вознесение  Господне

На 40-й  день после ПАСХИ

День  Святой Троицы. Пятидесятница

На 50-й день после ПАСХИ

Двунадесятые непереходящие праздники

Крещение  Господне

6  января

19 января

Сретение  Господне

2 февраля

15 февраля

Благовещение  Пресвятой Богородицы

25 марта

7 апреля

Преображение  Господне

6 августа

19 августа

Успение Пресвятой Богородицы

15 августа

28 августа

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября

21 сентября

Воздвижение Креста Господня

14 сентября

27 сентября

Введение  во храм Пресвятой Богородицы

21 ноября 

4 декабря

Рождество Христово

25 декабря

7 января

Великие праздники

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого

1 января

14 января

Рождество Иоанна Предтечи

24 июня

7 июля

Святых  первоверховных апостолов Петра  и Павла

29 июня

12 июля

Усекновение главы Иоанна Предтечи

29 августа

11 сентября

Покров  Пресвятой Богородицы

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый год

 

В России, со времени введения христианства, начинали летоисчисление или с марта  или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III утвердил постановление Московского собора считать за начало года 1 сентября. Кроме того, важно сказать, что вплоть до 1700 года Россия вела счет годам «от сотворения мира». Но так продолжалось относительно недолго. Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. В 7207 году (от сотворения мира, разумеется) Петр I одним махом разрешил все календарные неудобства. Ссылаясь на европейские народы, он издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека и 1 января вместо 1 сентября. Праздновать Новый год 1 сентября было попросту запрещено.

15 декабря 1699 года под барабанный  бой царский дьяк возвестил  народу волю царя: о том, что  в знак доброго начинания и  начала нового столетия после  благодарения Богу и молебного  пения в церкви велено было  «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т.е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы». 31 декабря в 12 часов ночи Петр 0 вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету.

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды - веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

 

Рождество Христово

 

Празднуется ежегодно 7 января.

Более 2000 лет назад в небольшом  городке Вифлееме произошло небывалое  событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии. Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере, и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Рождество Христово завершает сорокадневный  Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. К великому празднику стремились прийти чистыми душой и телом: шла уборка в домах, топилась баня, все надевали чистую одежду. В Сочельник принято было помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню, посылать подарки в старикам, сиротам и заключённым.

Ужину в Рождественский сочельник (6 января), после появления первой звезды, придавалось большое значение. Избу тщательно убирали, у икон зажигали свечи и лампады, стол застилали  чистой скатертью. Ели в торжественном  и строгом молчании, при этом крестьяне заставляли детей лазить под стол и «цыкать» там цыплёнком, чтобы хорошо водились куры. Первое блюдо, подаваемое к столу, называлось сочивом, коливом или кутьёй (поэтому сочельник называли ещё кутейником).

После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. В некоторых районах сохранились обычаи ходить по домам и славить Христа (ходить по домам с молитвой и пением), а также колядовать, встречать ряженых. Кое-где бытуют фрагменты рождественских театрализованных представлений («вертепов»), иногда в виде песен или духовных стихов.

 

Старый Новый год

 

Традиция отмечать Старый Новый  год 13 января идет от расхождения юлианского календаря (или иначе календаря  «старого стиля») и григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник.

 

Крещение

 

18 января православные отмечают  Крещенский Сочельник. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

Крещенский сочельник - это строгий  пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшёл на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника (19 января) и в день Крещенского сочельника совершается  Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя.

На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Считается, что святая вода не портится. Православные хранят ее в красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Информация о работе Дохристианские славянские праздники и Ыбырай Алтынсарин