Есть ли надежда у автора в "Мёртвых душах"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:16, сочинение

Описание

Стремление показать всю Русь побудило Гоголя объехать вместе с Чичиковым необозримые российские пространства. И где бы ни оказался автор со своим героем, везде со всей страстностью своей души Гоголь ищет идеального человека, который стал бы надеждой на воскрешение Руси. Искал, но находил лишь Собакевича, Коробочку, Плюшкина и им подобных людей без человеческой души. Где же она, человеческая душа? Где идеальный человек, способный бороться за свою душу, за своё счастье?

Работа состоит из  1 файл

Мёртвые души. Есть ли надежда.doc

— 32.00 Кб (Скачать документ)

Есть ли надежда на воскрешение  Руси в  поэме  Н.В.Гоголя  «Мёртвые души».

 

Стремление  показать всю Русь побудило Гоголя  объехать вместе с Чичиковым  необозримые российские пространства. И где бы ни оказался автор со своим героем, везде  со всей страстностью своей души Гоголь ищет идеального человека, который стал бы надеждой на воскрешение Руси. Искал, но находил лишь  Собакевича, Коробочку, Плюшкина и им подобных людей без человеческой души. Где же она, человеческая душа? Где идеальный человек, способный бороться за свою душу, за своё счастье?

Один из таких героев – капитан Копейкин, герой войны 1812 г., вынесший эту войну на своих  плечах. Когда он оказался вычеркнутым  из списка жизни, то не пал духом, не опустился, а продолжал бороться за себя. Его уход в разбойники – протест против мёртвых душ, безразличных к своему Отечеству, к людям своей страны.

Жестокая ирония заключается  в том, что надежду на возрождение  Руси Гоголь возлагает  на тех, кто  уже умер, а может, на таких, как  они. В этих образах воплощается тот  истинно русский дух, с которым Гоголь связывает  будущее Руси. Это Максим Телятников, чудо-сапожник: «Что шилом кольнёт, то и сапоги…», Кирпичник Милушкин, который мог поставить печь в каком угодно доме, Степан Пробка, плотник, знаменитый  своей силой и ростом, благодаря которым он  и в гвардию годился, каретник Михеев  был известен даже в губернском городе.

Но и своих отрицательных героев Гоголь задумал как героев, которым предстояло нравственное возрождение. Например, о Чичикове  в 11 главе первого тома автор говорит, что в Чичикове  заключено то, что «повергнет потом в прах и на колени поставит человека перед мудростью небес».

Поэма была задумана в трёх томах, о чём писатель сообщает читателю  в конце первого тома: «две большие  части впереди – это не безделица.»  И возродиться должен был не только Чичиков, но и Плюшкин. Не случайно именно этим героям даётся предыстория.

На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: «Только та, которая готова к  самовыражению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой». И Гоголь верит, что на бескрайних пространствах вечно мчащейся куда-то Руси – тройки может зародиться такая душа!» «Бойкая необгонимая тройка» и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть её. Недаром Гоголь говорит о «чудном, прекрасном далёке», из которого смотрит на страну. Автор предрекает  появление богатыря, который, по убеждению Гоголя, спасёт Русь. Создатель «Мёртвых душ» верит в «могучее», «дивное» будущее своей страны.

Финальный образ дороги олицетворяет великий путь, по которому идёт Россия. Именно в конце первого тома поэмы появляется образ Руси - тройки, которая «несётся» по этому пути, и «дают её дорогу  другие народы и государства».

Образ неудержимо мчащейся страны, устремлённой в будущее стал художественным итогом размышлений  писателя.

 


Информация о работе Есть ли надежда у автора в "Мёртвых душах"