Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:02, реферат

Описание

Главный вопрос, <…> которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие…» - писал Федор Михайлович Достоевский своему другу А. Н. Майкову, почти заменившему ему умершего брата. С самого раннего детства его сопровождала «вечная книга» Евангелие и поэтому евангельские мотивы так ярко выражены во всём его творчестве. «Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста », - этим высказыванием М. М. Дунаева я хочу объяснить саму цель моего реферата.

Содержание

Вступление
Жизнь Ф.М.Достоевского до 1854 года «Духовное перерождение»
Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание»
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

реферат по Достоевскому.doc

— 578.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                Ленинский район

                                                                                   МОУ средняя школа №210

                                                                                         Секция литературы

                                                                                 Чазова Елена Владимировна

                                                                                               11 «А» класс 
 
 
 
 
 
 

Тема:

Евангельские  мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление  и наказание». 
 
 
 
 

Руководитель: Ситникова  Елена Викторовна

Учитель русского языка и литературы 

Контактный телефон: 3546636 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2009 г. 

  

Вступление 
 

 
 

«Главный вопрос, <…> которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие…» - писал Федор Михайлович Достоевский своему другу А. Н. Майкову, почти заменившему ему умершего брата. С самого раннего детства его сопровождала «вечная книга» Евангелие и поэтому евангельские мотивы так ярко выражены во всём его творчестве. «Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать  этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста », - этим высказыванием М. М. Дунаева я хочу объяснить саму цель моего реферата.

В своих произведениях  Достоевский отправляет читателя  на поиски истины, которая заключается в вере, и игнорировать евангельские мотивы в его романах попросту невозможно. От знания задачи, которую ставил перед собой автор, работая над произведением, от просвещенности в главных вопросах, волновавших его, зависит наше понимание текста, нахождение его центральной идеи и смысла.

В письме Н.Д.Фонвизиной Достоевский писал: «Я скажу вам  про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор  и даже…до гробовой крышки». Проблема выбора между различными толкованиями истины и учениями волновала Федора Михайловича на протяжении всей его жизни и это волнение неразрывно связанно с его творчеством. Только узнав о его судьбе, о конкретных событиях в его жизни, о взглядах и высказываниях, мы сами сможем найти истину, ту самую истину, которую Достоевский хотел донести до читателя в своих произведениях.  
 
 

Жизнь Ф.М.Достоевского до 1854 года

«Духовное перерождение»

   

 
 

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября(11 ноября) 1821 года в семействе благочестивом и консервативном. Он был вторым  ребенком в семье. Первенцем же был его брат Михаил, с которым они на протяжении всей жизни были лучшими друзьями. Помимо Федора и Михаила в семье росло еще пятеро детей. Отец их был лекарем в Мариинской больнице для бедных, и вся семья проживала в одной из ее флигелей.

Читать Федора учила мать Мария Федоровна (Нечаева) по книге «Сто четыре священные истории  Ветхого и Нового Завета» И. Гибнера. В семье, где воспитывалась его мать, почитали музыку и поэзию, эти пристрастия она передала и своим детям.

Обстановку семьи, в которой Достоевский провел первые 16 лет своей жизни, он впоследствии вспоминал так: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которую вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным».  

 

Действительно, две важнейшие книги – Евангелие  и «История государства Российского» Н. М. Карамзина – во многом предопределили направление духовного развития и личностного устремления будущего писателя. Неизгладимый след, повлиявший на судьбу Достоевского, оставил и православный уклад жизни, в духе которого воспитывались дети в большой семье Достоевских. Навсегда запомнились ему ежегодные поездки в Троице-Сергиеву Лавру на Пасху.

Когда Федору Достоевскому исполнилось 13 лет, они с братом стали  посещать частный пансион Л.И.Чермака и обучались там 4 года. Даже в юные годы будущий писатель не был легкомысленным и неусидчивым: «…это был серьезный задумчивый мальчик, белокурый с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть времени со старшими воспитанниками пансиона…», - вспоминал о нем позднее В.М.Качановский 

В 1837 году Достоевский  переживает смерть матери в один год  с трагической смертью Пушкина, которую он воспринимал, как личную потерю. Так как на плечах отца осталось пропитание всей семьи, с мечтами об университете Федору и его брату пришлось расстаться. Они отправляются в Петербург, чтобы поступать в инженерное училище, нахождение в котором полностью зависело от содержания казны. Но брата Федора Михаила не приняли в училище по состоянию здоровья , им пришлось расстаться. Однако их дружеская связь поддерживалась с помощью оживленной переписки. Именно в письмах к брату Достоевский сформулировал ключевые мысли, определившие сферу его духовного поиска: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь разгадывать, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «Природа, душа, Бог, любовь…познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум – орудие, машина, движимая огнем душевным…» Эти мысли впоследствии не только определили траекторию духовного движения будущего писателя, они нашли яркое воплощение в его художественных произведениях.

В 1839 году Ф. М. Достоевский  переживает еще одну потерю. Умирает его отец, и загадка его гибели до сих пор остается неразрешенной. Достоевский пережил это известие очень тяжело, поскольку с ним тогда случился первый нервный припадок – предвестник будущей эпилепсии, наследственной болезни писателя.

Выйдя в 1843 году в Петербурге из закрытого учебного заведения, оказавшись на свободе, а после головокружительного успеха (в 1845 году, еще до публикации) первого своего романа «Бедные люди» - в самом центре тогдашней литературной жизни, Достоевский сразу столкнулся с проблемой веры и неверия. Он встречается с новообращенными российскими социалистами, стремящимися переделать мир на основаниях, представляющихся им разумными. Они, как потом Раскольников, обвиняют Бога в неспособности сделать людей счастливыми и утверждают безответственность людей за их преступления до тех пор, пока они несчастны.

В действительности первая встреча Достоевского с В.Г.Белинским  была полна очарования, и впоследствии он даже сошелся с представителями  «кружка Белинского», но ненадолго. Позднее в письме Н. Н. Страхову из-за границы от 18 (30) мая 1871 года, Достоевский дает полную и совершенно убийственную характеристику В.Г.Белинскому: «Вы никогда не знали его, а я знал и видел и теперь осмыслил вполне. Этот человек ругал мне Христа по-матерну, а между тем никогда он не был способен сам себя и всех двигателей всего мира сопоставить со Христом для сравнения. Он не мог заметить того, сколько в нем и в них мелкого самолюбия, злобы, нетерпения, раздражительности, подлости, а главное самолюбия. Ругая Христа, он не сказал себе никогда: что же мы поставим вместо него, тогда, когда мы так гадки. Нет, он никогда не задумывался над тем, что он сам гадок. Он был доволен собой в высшей степени, и это была уже личная, смрадная, позорная тупость. Вы говорите, он был талантлив. Совсем нет, и Боже – как наврал о нем в своей поэтической статье Григорьев. О Белинском и о многих явлениях нашей жизни судим мы до сих пор еще сквозь множество чрезвычайных предрассудков…»  

 
 
 

После ссоры  с кружком Белинского, Ф. М. Достоевский знакомится с Буташевичем-Петрашевским и спустя год поле знакомства начинает посещать кружок петрашевцев. На их собраниях активно обсуждались политические, социально-экономические вопросы и литература. Достоевский выступал против насильственного свержения власти, за отмену крепостного права и цензуры в литературе.  

А 23 апреля 1849 года его арестовали за публичное чтение «преступного» письма  В.Г. Белинского к Н.В.Гоголю. После ареста Достоевского и еще нескольких петрашевцев  приговорили к смертной казни.

Уже стоя на эшафоте, за пять минут до смерти Достоевский  обращается к Н. А. Спешневу с вопросом: «Nous serons avee Le Christ (Мы будем там со Христом)!!?»

«Un pen de poussiere (Горсткой праха!)» - ответил ему Спешнев, как бы персонифицировав его неверие и сомнение.

«Мы станем горсткой праха, какой стал и Христос. Ибо  он лишь человек, а не Бог, и Он не воскрес, и все мы обречены на полное и абсолютное уничтожение. Торжествует  смерть!» - вот что услышал Достоевский  на пороге смерти.

По личному приказу Николая I смертная казнь в самый последний момент была заменена наказанием в виде 4 лет каторжного труда.

Достоевский до эшафота – это ярко дебютировавший в литературе молодой писатель. Достоевский  после эшафота – умудренный опытом каторги философ, пророк, публицист и романист, давший миру великие произведения, навсегда обогатившие русскую и мировую литературу. 
 

 
 

Пережив церемонию  казни, Достоевский позже писал: «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте  и выслушивали наш приговор без  малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не ошибусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений».

Отмена смертной казни по резолюции Николая I  дала писателю не только возможность жить дальше, хотя и самым мучительным образом, но и шанс для пересмотра собственных убеждений. Уже после каторги Достоевский свидетельствует, что только тесное соприкосновение с народом, с его жизнью и верой исцелило его от «одержимости прогрессивной мыслью», отвергающей Христа и обожающей человечество. По прошествии указанного срока ссылки, у писателя началась новая, более осмысленная жизнь. Достоевский творил, влюблялся, работал, путешествовал. Также нередко его жизнь омрачали несчастья, смерти близких людей. Увлекательный жизненный путь его продолжался до 1881 года, когда он в течение двух дней скоропостижно скончался от обострившейся хронической болезни легких, в возрасте 59 лет. Но, опуская все немаловажные события в жизни Достоевского после ссылки, я хочу остановиться именно на этом моменте «духовного перерождения», случившегося с писателем за 4 года каторги, потому что именно этот опыт в большинстве своем претворен в романе «Преступление и наказание». 
 

Евангельские  мотивы в романе «Преступление и  наказание» 

 

Разговор о  евангельских мотивах в романе «Преступление  и наказание» (как впрочем, и в  других романах  Ф. М. Достоевского) можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Когда Достоевский находился  в остроге, эта книга из детства внезапно появилась в его жизни, осветлила этот каторжный путь, и заставила переосмыслить прожитое и проживаемое с иной точки зрения – с точки зрения вечности. Евангелие – единственная книга, которую разрешалось иметь заключенным. Ее ему подарили жены декабристов Наталья Фонвизина, Александра Муравьева и Прасковья Анненкова при встрече в Тобольском остроге. О том, насколько значимым был этот подарок для писателя, и сколь важной оказалась для него заветная книга, свидетельствует тот факт, что Достоевский не расставался с ней до конца жизни и с ней в руках встретил свой смертный час. Именно этот самый экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга.… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».

Вопрос веры и безверия стал основным в жизни  и творчестве великого писателя. Эта  проблема оказывается в центре его  лучших романов «Идиот», «Бесы», «Братья  Карамазовы». По поводу романа «Преступление  и наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и духовного возрождения человека, М. Дунаев справедливо заметил: «Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепровождение».

Причин гибели души может быть много, но вот путь, который ведет к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу.  «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет», - слышит главный герой романа евангельскую истину из уст Сонечки Мармеладовой.

 

Роман «Преступление  и наказание» - сложный, многоуровневый текст. Внешний уровень сюжета построен таким образом, что все его действия концентрируются вокруг убийства и расследования. На первый взгляд фабула, связанная с убийством и расследованием, напоминает детектив. Однако подобная аналогия при первой попытке осмысления отметается, как абсолютно несостоятельная. Традиционная детективная схема сюжета (труп – расследование – убийца) в этом романе предстает совершенно в иной последовательности (убийца – труп – расследование). Следовательно, нашедши опровержение тому, что «Преступление и наказание» детективный роман и главной целью его является показать разоблачение убийцы, я могу с уверенностью заявить о том, что «Преступление и наказание» трудный психологический роман, где главный мотив – доказательство возможности воскрешения, воскрешения души человеческой.

Информация о работе Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».