Гоголь Николай Васильевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:54, биография

Описание

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

Работа состоит из  1 файл

гоголь.docx

— 27.44 Кб (Скачать документ)

Родился в местечке Великие  Сорочинцы Миргородского уезда  Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин  земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского  асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице  на Полтавщине. В семье было шестеро  детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

    Детские годы  Гоголь провел в имении родителей  Васильевке (другое название —  Яновщина). Культурным центром края  являлись Кибинцы, имение Д.  П. Трощинского (1754—1829), дальнего  родственника Гоголей, бывшего  министра, выбранного в поветовые  маршалы (в уездные предводители  дворянства); отец Гоголя исполнял  у него обязанности секретаря.  В Кибинцах находилась большая  библиотека, существовал домашний  театр, для к-рого отец Гоголь  писал комедии, будучи также  его актером и дирижером.

    В детстве Гоголь  писал стихи. Мать проявляла  большую заботу о религиозном  воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько обрядовая  сторона христианства, сколько его  пророчество о Страшном суде  и идея загробного воздаяния.

    В 1818—19 Гоголь  вместе с братом Иваном обучался  в Полтавском уездном училище,  а затем, в 1820—1821, брал уроки  у полтавского учителя Гавриила  Сорочинского, проживая у него  на квартире. В мае 1821 поступил  в гимназию высших наук в  Нежине. Здесь он занимается живописью,  участвует в спектаклях — как  художник-декоратор и как актер,  причем с особенным успехом  исполняет комические роли. Пробует  себя и в различных литературных  жанрах (пишет элегические стихотворения,  трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто  о Нежине, или Дуракам закон  не писан" (не сохранилась). Однако  мысль о писательстве еще "не  всходила на ум" Гоголю, все  его устремления связаны со "службой  государственной", он мечтает  о юридической карьере. На принятие  Гоголем такого решения большое  влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного  права, а также общее усиление  в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о  вольнодумстве", закончившееся увольнением  передовых профессоров, в том  числе Белоусова; сочувствовавший  ему Гоголь дал на следствии  показания в его пользу.

    Окончив гимназию  в 1828, Гоголь в декабре вместе  с другим выпускником А. С.  Данилевским (1809—1888), едет в Петербург.  Испытывая денежные затруднения,  безуспешно хлопоча о месте,  Гоголь делает первые литературные  пробы: в начале 1829 появляется  стихотворение "Италия", а весной  того же года под псевдонимом  "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию  в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые  отзывы Н. А. Полевого и позднее  снисходительно-сочувственный отзыв  О. М. Сомова (1830 г.), что усилило  тяжелое настроение Гоголя. В  июле 1829 он сжигает нераспроданные  экземпляры книги и внезапно  уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти  столь же внезапно возвращается  в Петербург. Гоголь объяснял  свой шаг как бегство от  неожиданно овладевшего им любовного  чувства. До отъезда за границу  или же вскоре по возвращении  Гоголь переживает еще одну  неудачу — безуспешной оказывается  его попытка поступить на сцену  в качестве драматического актера.

    В конце 1829 ему  удается определиться на службу  в департамент государственного  хозяйства и публичных зданий  Министерства внутренних дел.  С апреля 1830 до марта 1831 служит  в департаменте уделов (вначале  писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика  В. И. Панаева. Пребывание в  канцеляриях вызвало у Гоголя  глубокое разочарование в "службе  государственной", но зато снабдило  богатым материалом для будущих  произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте (куда позднее определяет и своих сестер — Анну и Лизу).

    В этот период  выходят в свет "Вечера на  хуторе близ Диканьки" (1831—1832). Они вызвали почти всеобщее  восхищение.

    После выхода 2-й  части "Вечеров" Гоголь в  июне 1832 приезжает в Москву знаменитым  писателем. Он знакомится с  М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым  и его семейством, М. Н. Загоскиным, И. И. Дмитриевым. В этот приезд  или во вторичный (на обратном  пути через Москву из Васильевки) он встречается также с И.  В. и П. В. Киреевскими, М.  С. Щепкиным, сближается с М.  А. Максимовичем. Следующий, 1833, год  для Гоголя— один из самых  напряженных, исполненный мучительных  поисков дальнейшего пути. Гоголь  пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая  творческие трудности и предвидя  цензурные осложнения, прекращает  работу. Очень важным, едва ли  не основным направлением своей  деятельности Гоголь считает  изучение истории — украинской  и всемирной. 

    Остались многочисленные  предварительные разработки (в частности, "План преподавания всеобщей  истории", "Отрывок из истории  Малороссии...", обе — 1834; впоследствии  под измененными назв. вошли в  "Арабески") писателя. Гоголь хлопочет  о занятии кафедры всеобщей  истории в новооткрытом Киевском  университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором  по кафедре всеобщей истории  при Санкт-Петербургском университете. Одновременно с педагогической  работой и трудами по истории,  о которых Гоголь довольно  широко оповещает друзей, он в  глубокой тайне пишет повести,  составившие два последующих  его сборка — "Миргород" и "Арабески". Их предвестием  явилась "Повесть о том, как  поссорился Иван Иванович с  Иваном Никифоровичем" (впервые  опубликована в книге "Новоселье"  в 1834 г.).

    Выход в свет "Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода" (1835 г. ) ознаменовал шаг Гоголя  в сторону реализма, закрепив  и углубив ту тенденцию, которая  наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному"  означало перемену в предмете  изображения: вместо сильных и  резких характеров — пошлость  и безликость обывателей, вместо  поэтических и глубоких чувств  — вялотекущие, почти рефлекторные  движения. В повестях же из  петербургской жизни призрачной  становилась сама "обыкновенная" жизнь. Проявления призрачности  — бесконечный ряд немотивированных, нелогичных или внутренне непоследовательных  движений, фактов и явлений, от  поступков персонажей до обособления  и автономности деталей туалета,  внешнего антуража, а также органов  и частей человеческого лица  и тела. Верх гоголевской фантастики  — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

    Лето 1835 г. писатель  проводит в Васильевке, Крыму,  а также в Киеве, где гостит  у Максимовича и вместе с  Данилевским изучает архитектурные  памятники. В сентябре возвращается  в Петербург и оставляет преподавательскую  деятельность (в июне увольняется  из Патриотического института,  в декабре — из университета).

    Осенью 1835 он принимается  за написание "Ревизора", сюжет  которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно,  что 18 января 1836 он читает комедию  на вечере у Жуковского (в присутствии  Пушкина, П. А. Вяземского и  других), а в феврале— марте  уже занят ее постановкой на  сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

    Глубина комедии  не была отражена ее первыми  постановками, придавшими ей налет  водевильности и фарса; особенно  обеднен был образ Хлестакова  игравшими эту роль Н. О.  Дюром в Петербурге и Д. Т.  Ленским в Москве. Гораздо большее  понимание обнаружила критика,  отметившая оригинальность комедии,  назвавшая автора "великим комиком  жизни действительной". Однако  первыми по времени прозвучали  резко недоброжелательные отзывы  Ф. В. Булгарина, обвинившего  писателя в клевете на Россию, и О. И. Сенковского, который  считал, что комедия лишена серьезной  идеи, сюжетно и композиционно  не оформлена. На Гоголя, успевшего  до отъезда за границу прочитать  только эти отзывы, они произвели  гнетущее действие, усиленное еще  множеством устных суждений.

    Душевное состояние  писателя усугублялось осложнением  отношений с Пушкиным; причины  этого еще недостаточно ясны, но одной из них послужили  трения при редактировании "Современника", для сотрудничества в котором  Пушкин привлек Гоголя. В 1836 г.  были опубликованы повесть "Коляска", драматическая сцена "Утро  делового человека", несколько  рецензий и статей. Некоторые  выражения последних показались  Пушкину рискованными и некорректными;  в редакционной заметке он  дал понять, что статья не является  программой "Современника".

    В июне 1836 Гоголь  уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил  за границей около 12 лет). Конец  лета и осень проводит в  Швейцарии, где принимается за  продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан  Пушкиным. Работа началась еще  в 1835, до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий  размах. В Петербурге несколько  глав были прочитаны Пушкину,  вызвав у него и одобрение  и одновременно гнетущее чувство.

    В ноябре 1836 Гоголь  переезжает в Париж, где знакомится  с А. Мицкевичем. Здесь в феврале  1837, в разгар работы над "Мертвыми  душами", он получает потрясшее  его известие о гибели Пушкина.  В приступе "невыразимой тоски"  и горечи Гоголь ощущает "нынешний  труд" как "священное завещание"  поэта. В начале марта 1837 впервые  приезжает в Рим, где проводит  время в обществе художника  А. А. Иванова, И. С. Шаповалова, а также княгини 3. А. Волконской. В конце лета Гоголь вновь  в разъездах: Турин, Баден-Баден,  Франкфурт, Женева. В октябре приезжает  вторично в Рим, где развернулась  заключительная стадия работы  над 1-м томом поэмы. К этому  времени относится ряд новых  важных встреч: в 1838 в Риме писатель  сближается с композитором-дилетантом графом М. Ю. Виельгорским и его семьей; особенно привязался Гоголь к его сыну И. М. Виельгорскому, чью раннюю гибель (в 1839 в Риме) писатель горько оплакал в произведении "Ночи на вилле" (не закончено, опубликовано 1856); летом 1839 в Ханау-на-Майне знакомится с Н. М. Языковым, ставшим вскоре одним из его ближайших друзей.

    В сентябре 1839 в  сопровождении Погодина Гоголь  приезжает в Москву и приступает  к чтению глав "Мертвых душ"  — вначале в доме Аксаковых,  потом, после переезда в октябре  в Петербург,— у Жуковского, у  Прокоповича в присутствии своих  старых друзей. Всего прочитано  6 глав. Восторг был всеобщий.

    9 мая 1840 на праздновании  своих именин, устроенном в доме  Погодина в Москве, Гоголь встречается  с М. Ю. Лермонтовым. Спустя 9 дней вновь покидает Москву, направляясь в Италию для окончательной  отделки 1-го тома. Но в конце  лета 1840 в Вене, где Гоголь остановился,  чтобы продолжить работу над  начатой еще в 1839 драмой из  запорожской истории ("За выбритый  ус"; автор сжег рукопись в  1840; фрагменты опубликованы в  1861), его внезапно постигает приступ  тяжелой нервной болезни. С  конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь  живет в Риме, где завершает  1-й том поэмы. В октябре через  он Петербург возвращается в  Москву; читает в доме Аксаковых  последние 5 глав. В январе 1842, писатель, опасаясь запрещения поэмы, переправляет  рукопись с В.Г. Белинским в  Петербургский цензурный комитет,  прося также о содействии петербургских  друзей. 9 марта книга была разрешена  цензором А. В. Никитенко, однако  с изменением названия и без  "Повести о капитане Копейкине", текст которой Гоголь вынужден  был переработать. В мае "Похождения  Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет.

    После первых, кратких,  но весьма похвальных отзывов  инициативу перехватили хулители  Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей  с доносом, выступил Н.А.Полевой.

    Вся эта полемика  проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу.  Перед отъездом он поручает  Прокоповичу издание первого  собрания своих сочинений. Лето  Гоголь проводит в Германии, в  октябре вместе с Н. М. Языковым  переезжает в Рим. Работает  над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке  собрания сочинений. "Сочинения  Николая Гоголя" в четырех томах  вышли в начале 1843, так как цензура  приостановила на месяц уже  отпечатанные два тома.

    Трехлетие (1842—1845), последовавшее после отъезда  писателя за границу,— период  напряженной и трудной работы  над 2-м "Мертвых душ".

    Написание "Мертвых  душ" идет чрезвычайно трудно, с большими остановками. Работа  несколько оживилась с переездом  в Ниццу, где Гоголь провел  зиму 1843—1844, проживая на квартире  Виельгорских. Гоголь заставляет  себя писать, преодолевая душевную  усталость и творческие сомнения. В Остенде летом 1844 особенно  сблизился с А. П. Толстым,  бывшим тверским губернатором  и одесским военным губернатором. Беседы с ним относительно  обязанностей высших чиновников  легли затем в основу письма XXVIII из "Выбранных мест..." —  "Занимающему важное место".

    Процесс написания  поэмы все более превращается  в процесс жизнестроения себя, а через себя и всех окружающих. Так от труда над "Мертвыми  душами" отпочковался замысел  книги "писем", первые статьи  к которой Гоголь стал обдумывать  еще в 1844—1845.

    В начале 1845 у  Гоголя появляются признаки нового  душевного кризиса. Писатель едет  для отдыха и "восстановления  сил" в Париж, но в марте  возвращается во Франкфурт. Начинается  полоса лечения и консультаций  с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта  на другой — то в Галле,  то в Берлин, то в Дрезден,  то в Карлсбад. В конце июня  или в начале июля 1845, в состоянии  резкого обострения болезни, Гоголь  сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным  лицам по поводу „Мертвых душ"  — "Выбранные места") Гоголь  объяснил этот шаг тем, что  в книге недостаточно ясно  были показаны "пути и дороги" к идеалу.

    Улучшение в  физическом состоянии Гоголя  наметилось лишь к осени. В  октябре он уже в Риме. С  мая по ноябрь 1846 Гоголь опять  в разъездах. В ноябре поселяется  в Неаполе у С. П. Апраксиной, сестры А. П. Толстого. Здесь  тяжело переживает весть о  смерти Н. М. Языкова (1847).

Информация о работе Гоголь Николай Васильевич