Гомеровский вопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:26, реферат

Описание

«Гомеровский вопрос» возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской школы , т.н. «разделители» («хоризонты»), опираясь на текстологический анализ, выдвинули предположение, что «Илиада» и «Одиссея» созданы двумя разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему – в плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом. Поэт и философ Ксенофан Колофонский (VI в. до н.э.) резко порицал антропоморфное изображение богов.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по теме.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Реферат по теме «Гомеровский вопрос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 

факультета иностранных  языков

Загагулькина София

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Гомеровский вопрос»  возник в эпоху эллинизма, когда  некоторые филологи александрийской  школы , т.н. «разделители» («хоризонты»), опираясь на текстологический анализ, выдвинули предположение, что «Илиада» и «Одиссея» созданы двумя разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему – в плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом. Поэт и философ Ксенофан Колофонский (VI в. до н.э.) резко порицал антропоморфное изображение богов.

Платон, восхищаясь поэтическим  мастерством Гомера, в то же время  готов изгнать его из государства, так как его поэмы кажутся философу безнравственными и развращающими юношество. А печально известный критик Зоил (IV в. до н.э.), который, согласно сведениям древних, за «поношение» Гомера был предан позорной казни (распят на кресте, сброшен со скалы и т.п.), с позиций рационализма высмеивал «Илиаду» и «Одиссею» за «нелепые» мифологические «вымыслы» и «странные» речевые обороты. В своем утилитаристском отвержении гомеровского искусства Зоил как бы предшествует Д.Писареву, смело развенчавшему Пушкина.

Софист и философ-кник Дион Хризостом (I-II вв.) в т.н. «Троянской» речи остроумно и во всеоружии обширных знаний по мифологии, истории, политике, искусству доказывает, что неверна сюжетная основа «Илиады», что Троянская война на самом деле закончилась победой троянцев и бесславным возвращением домой остатков греческого войска. Эта «серьезно-смеховая» критика гомеровского текста имела и политическую подоплеку: римляне, которым служил Дион, считали себя потомками Троян. Вообще, во II- III вв. н.э. в античной литературе намечается серьезное переосмысление и сюжетов и всей образной системы Гомера, что особенно заметно в «Диалоге о героях» софиста-ритора Филострата, «Дневнике Троянской войны» (фиктивный автор его – участник осады Трои Диктис) и повести «О гибели Трои», созданной якобы троянцем Даресом. В этих греческих произведениях, не отличающихся большими художественными достоинствами, авторы прямо критикуют Гомера за различные «неточности» в передаче событий, за «идеализацию» некоторых героев, например Одиссея и пр. Эпический гомеровский мир подчеркнуто прогнозируется, осовременивается в соответствии с духом позднеэллинистической эпохи. А отсюда уже и выход к средневековым поэмам о Троянской войне, к пьесе Шекспира «Троил и Крессида».

Хотя в античности заметно преобладало восторженное отношение к Гомеру, оно не мешало вдумчивому анализу его текстов (основная часть этих исследований не сохранилась). Аристотель первым стал толковать Гомера с позиций имманентных искусству законов жанра, композиции, образной системы. А ученик Анаксагора Метродор Лампсакский (V в. до н.э.» ввел «аллегорический» метод объяснения гомеровских образов, согласно которому фигуры богов в «Илиаде» и «Одиссее» представляют лишь выражение различных сил природы – в XIX в. на подобном приеме основывалась т.н. «мифологическая школа» (А. Кун, М.Мюллер, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев и др.).

Основоположник школы александрийских  философов Зенодот (III в. до н.э.), разделивший «Илиаду» и «Одиссею» на 24 песни по числу букв греческого алфавита, в своем стремлении восстановить «подлинного» Гомера доходил до гиперкритического отношения к его текстам, удаляя из них все, по его мнению, «неподобающее», в том числе и замечательный экфразис – описание щита Ахилла. Более осторожным в своих подходах к Гомеру был выдающийся ученый Аристарх Самофракийский (III-II вв. до н.э.), который восстановил многие места из гомеровских поэм, выброшенные Зенодотом и его учениками. Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх истолковал Гомера именно как великое отношение к обеим поэмам. Завершается античное гомероведение исследованиями Порфирия (III в. н.э.). Гомер объясняется здесь в основном аллегорически – то в философском, то в филологическом плане.

Сохранение и дальнейшее комментирование  «Илиады» и «Одиссеи» - это заслуга византийских ученых, среди которых выделяются в частности, анонимный автор литературной энциклопедии «Суида» (X век), комментатор и поэт Иоанн Цец (XII век). В странах Западной Европы подлинный Гомер вплоть до Эпохи Возрождения был неизвестен. Начиная с XVI века, гомероведение возрождается, при чем особенно интенсивно оно развивается последние двести лет. Аббат Ф. д Обиньяк (XVII век) считает, что «Илиада» - это совокупность нескольких малых поэм, соединенных почти без плана неким редактором. Это соображение оказалось основополагающим для Ф.-А.Вольфа, который в работе «Предисловие к Гомеру» (1795) заново сформулировал т.н. «гомеровский вопрос» и вызвал мощную волну критических откликов. В XIX веке оформляются три конкурирующих теории, которые в различных своих модификациях доживают до наших дней. К.Лахман становится «Охотником за малыми песнями», из которых, по его мнению, и складывается гомеровский эпос. Позиции «унитариев», то есть сторонников единства двух поэм, защищает Г.-В.Нич.Дж.Грот отстаивает теорию «основного ядра» - гомеровского текста, на который позднее наслаивались различные добавления. Новый импульс спорам между этими направлениями был дан в конце XIX века знаменитыми раскопками Трои, проведенными Г.Шлиманом и другими археологами, открытиями в области Эгеистики.

Источник: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч.1, - М., 1997, с. 201-207


Информация о работе Гомеровский вопрос