Грани женской несвободы в судьбах и творчестве британских писательниц XVIII-XIX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию «Чувство и чувствительность» и «Гордость и предубеждение» и написаны три последних завершенных романа – «Мэнсфилд-Парк», «Эмма» и «Доводы рассудка». Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла [Тугушева, 1990: 144].

Работа состоит из  1 файл

Gordost_i_predubezhdenie-1599.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

условностям судеб. Но и в этом случае английские романистки отстаивали в

первую очередь право образованной и разносторонней женщины на

интеллектуальную  свободу.

      Таким образом, мы приходим к выводу о том, что Джейн Остен одной из первых в английской литературе заговорила о безнравственности браков без любви: «Плата за комфорт и житейское благополучие – отчужденность, равнодушие, потеря интереса к жизни – может оказаться слишком высокой

II глава. Жизнь по законам общества

§1. Характеристика общества

      Действие романа «Гордость и предубеждение» разворачивается в типичной английской провинции, в маленьком городоке Меритон, что в графстве Хартфордшир.

      Уже на  первой странице, служащей увертюрой  к роману, становится ясно, насколько  отчетливо Остен понимала те  силы, которые управляли современным  ей обществом. Как бы они  ни маскировались и как бы порой не облекались в красивые одежды, в основе всех чаяний и интересов общества, к которому принадлежат персонажи ее книги, лежат имущественные интересы, т.е., в конечном итоге, корысть, если еще не в прямом смысле деньги.

      В городе царит обстановка всеобщего умопомешательства на почве замужества. Все жизненные силы практически всех героинь романа направлены на осуществление благополучного замужества. Брак воспринимается как удачная сделка и не более того.

    Самым достойным событием, где можно было продемонстрировать все женские достоинства и насладиться в полной мере мужским обществом, был бал. На балах каждый имел возможность не только продемонстрировать умение со вкусом одеваться и красиво двигаться, но и умение вести светскую беседу, в которой зачастую выявлялись интеллектуальные способности персонажей. Разумеется, не все люди были прирожденными ораторами, для того чтобы легко и непринужденно вести светский разговор, и большинство разговоров носили бессмысленный характер. Главный характер этого  разговора состоял в том, чтобы не зацепиться ни за одну глубокую или оригинальную мысль, не высказать ни в чем своего собственного убеждения; чтобы все было гладко, не касалось ни жизни, ни правительства, ни наук; одним словом, чтобы разговор не был никому особенно интересен и был всем понятен.

      Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании норм этикета.

      Балы были лучшим местом для  заведения новых полезных связей, знакомств. Девушки могли присмотреть  себе так называемую жертву  для желаемого замужества. Таким образом, всё и везде в этим мире вращалось вокруг замужества.

      Уже с первых строк понятно, что ведущей проблемой общества в романе является удачное замужество:  «Все  знают,  что молодой человек,  располагающий средствами,  должен подыскивать себе жену» [1,1]. По этому принципу и строится повествование, только всё происходит наоборот - «подыскивают» себе мужей девушки.  Разница заключается лишь в мотивах и побуждениях, подталкивающих  девушек на замужество: кто-то жаждет скорейшего замужества с раннего возраста, несмотря ни на что, следуя прямо-таки шаг в шаг за потенциальными жертвами, посещая «злачные места» сборов женихов (Лидия и Кэтрин Беннет); кто-то торопится выйти замуж исходя из сложного положения семьи (Шарлот Лукас); а кто-то просто воспринимает брак как должное событие в жизни каждой девушки, которое в скором времени непременно должно случиться и, как полагается, с самыми достойными и обеспеченными мира сего (сёстры Бингли).

§2. Семья Лукас

        Судьба Шарлот Лукас довольна  трагична в отношении личного  душевного счастья. Она − дочь  сэра и леди Лукас, которые  имели счастье первыми познакомиться с мистером Бингли и тем вызвали поначалу жгучую зависть миссис Беннет. Но теперь, когда Бингли явно предпочел Джейн, счастливая миссис Беннет относится к Шарлот с добродушным сочувствием. Впрочем, если Шарлот и разочарована, то виду она не подает.  
        В начале главы Джейн Остен немного рассказывает о семье Шарлот. Оказывается, ее отец стал титулованным дворянином совсем недавно − «Сэр Уильям Лукас ранее занимался торговлей в Меритоне, где приобрел некоторое состояние, а также титул баронета, пожалованный ему в бытность мэром, благодаря специальному обращению к королю» [1, 15].

У семейства  Лукасов много общего с семейством Бингли, но Бингли, несомненно, оказались  успешнее Лукасов, с их скромным доходом. Бингли и его сестры «родились в почтенной семье из Северной Англии, однако своему богатству были обязаны торговле» [1, 15]. Действительно именно Северная Англия первой откликнулась на новые законы тори, открывавшие свободу предпринимательству, именно там разворачивалась промышленная революция, именно там, как правило, на обработке и торговле шерстью, сколачивались огромные состояния. Таким образом, и Лукасы и Бингли − «новые дворяне», которые обзаводятся земельными поместьями в основном ради престижа и следования традиции. Этим они резко отличаются от южан-землевладельцев как богатых (Дарси), так и небогатых (Беннет), для которых земля, как в старое доброе время − «кормление» и основной источник дохода. Но эти серьезные, почти классовые различия не мешают северянам из фабричных городов пленяться красотой и свежестью девушек-южанок, а также не мешают Элизабет Беннет и Шарлот Лукас быть лучшими подругами.

Таким образом, являясь не единственным ребенком довольно небогатой семьи, в свои двадцать три года, Шарлот Лукас находилась в нелегком положении, понимая, что отягощает свою семью. Единственное, что могло облегчить положение ее семьи да и ее собственное, это скорейшее замужество

§3. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие

О Шарлот Остин пишет так: «a sensible, intelligent young women»[1, 20]. Слово «sensible» подразумевает очень широкий спектр чувствительности, начиная со зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса (что нам не слишком подходит), включая эмоциональность, душевную чуткость, способность к состраданию, такт, моральную и нравственную чуткость, совестливость, но также и ясность мысли, разумность, рассудительность, наличие здравого смысла.

        Шарлот нарушила свои принципы и свою целостность и закопала свои таланты, дав согласие выйти замуж за господина Коллинза, тщеславного, ограниченного, и напыщенного дурака. Мистер Коллинз – персонаж, в характере которого, как пишет автор, «своеобразно переплелись высокомерие и угодничество, самодовольство и униженность» [1, 65]. Коллинз ограничен, глуп и самоуверен— именно вследствие этих достоинств, а также еще одного, весьма немаловажного: умения льстить и угождать, — сумевший получить приход в имении знатной дамы леди де Бёр. Но Шарлот допускает, что она может в какой-то мере уважать будущего супруга и относиться к нему с некоторым расположением.

       Шарлот довольно сдержано приняла  предложение Коллинза, что было  неудивительно. Во-первых,  он  уже приобрел в ее обществе  репутацию неразумного и малообразованного  человека (хотя он и закончил Оксфорд благодаря своим знакомствам); будучи священником прихода у леди Кэтрин, он «проявил себя как смесь самонадеянности и раболепия», «важности и униженности» [1, 66]. Во-вторых, он буквально накануне сделал предложение Элизабет и был отвергнут, поэтому ни о какой любви к Шарлот не могло быть и речи. Все эти обстоятельства еще сильнее усугубляют положение героини, тем самым угнетая ее и укрупняя жертвенность ее поступка.

      Но  Шарлот Лукас, оказывается во всех отношениях более практичной, чем Элизабет, и, рассудив все преимущества предлагаемого брака, дает мистеру Коллинзу свое согласие.

        В размышлениях главной героини  романа Элизабет Беннет о предстоящем  замужестве ее лучшей подруги  явно прослеживается негодование  самой Остен по поводу брака по расчету: «Какая удручающая картина! И боль, вызванная тем, что Шарлот унизила себя подобным образом, так сильно упав в ее мнении, усугублялась мрачной уверенностью в ее злосчастной судьбе» [1, 120].

       И вот перед нами - благоразумная Шарлот Лукас, вышедшая замуж за мистера Коллинза, чтобы устроить свою жизнь и облегчить жизнь своих родственников. И для нее дом и хозяйство, церковный приход и птичник становятся заменой подлинного семейного счастья.

       Она приносит себя в жертву во благо своей семьи, не желая их обременять своим нахождением рядом с ними, в то же время опасаясь, что в ее возрасте предложение о замужестве может более и не последовать. У Шарлот есть младшие сестры. Понимая, что они не могут выйти замуж прежде нее, осознавая всю ответственность, возложенную на нее вместе со статусом старшей дочери, она решает выйти замуж.

     Что  же касается семьи Лукас, то  их переполняла радость, поскольку  Коллинз был богатым женихом:  после смерти сэра Уильяма  Беннета к нему перейдет поместье Лонгборн.

     Необходимость  Шарлот выйти замуж по расчету  обрекла ее на скучную и  однообразную жизнь с нелюбимым  человеком, но она смогла найти  своё утешение в доме и домашнем хозяйстве

§ 4. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат сумасшедшей спешки на «рынке невест»

      В романе присутствует персонаж, судьба которого схожа с судьбой Шарлот, - это Лидия Беннет, младшая дочь Беннет, непутевая и легкомысленная. Лидия полагает, что главная цель любой девушки – как можно быстрее выйти замуж, и спорит со своими сестрами, не разделяющими ее убеждения: «Джейн скоро будет у нас старой девой, честное слово! Ей уже почти двадцать три! Если бы я до этих лет не

сумела  раздобыть себе мужа, я бы сгорела  со стыда!.. Боже мой, как бы мне хотелось выйти замуж раньше всех!» [1, 37].

     Она  готова на любые ухищрения,  лишь бы поскорее выйти замуж.  Нравственная сторона этого предприятия  оказалась для нее за рамкам  доступного, и, совершенно не думая  о судьбе своих сестер, обрекая  семью на позор своим поступком, она сбегает с молодым офицером Уикхемом. Жажда статуса замужней женщины затмила ее разум и довела до абсурда ее жизнь. Ее побег становится угрожающим для счастья и благополучия Элизабет (бесчестье — хуже смерти!). Ведь теперь она никогда не сможет стать женой Дарси — она, чья родная сестра навсегда опозорила себя, наложив тем самым несмываемое клеймо на всю семью. В особенности — на своих незамужних сестер. И лишь приложенные усилия и материальные затраты Дарси способствуют свадьбе Лидии и Уикхема. Побег Лидии и Уикхема можно рассматривать как серьезный, радикальный симптом разрыва с обществом, а главное, разрыва со своей семьей.

    Таким образом, на первый взгляд жизненные ситуации, связанные с замужеством, Шарлот Лукас и Лидии Беннет довольно схожи, но при детальном их рассмотрении становится понятно, что мотивы, движущие героинями, различны. Шарлот выходит замуж за нелюбимого и не совсем успешного мужчину лишь ввиду сложного семейного положения и возраста героини, который заставил ее задуматься о том, что следующее предложение о замужестве уже может не последовать. А Лидия спешит выйти замуж лишь из-за приобретения иного общественного статуса. Она убеждена, чем скорее девушка выйдет замуж, тем лучше.

     Но  ни Шарлот, решившаяся на рациональный брак по расчету, ни даже Лидия, нарушившая моральные нормы, не подвергается однозначному осуждению и обретают желаемую семью, но не совсем желаемое счастье.

III глава. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

§ 1. Семейство  Беннет

     Сюжетным центром романа становится провинциальное семейство, что называется, «средней руки»: отец семейства, мистер Беннет, — вполне благородных кровей, флегматичен, склонен к стоически-обреченному восприятию окружающей жизни и самого себя; с особой иронией относится он к собственной супруге, миссис Беннет: «В характере  мистера Беннета  так затейливо  сочетались  живость ума  и склонность  к  иронии, замкнутость и взбалмошность, что за двадцать три года совместной жизни жена все  еще не сумела к нему приноровиться»[1, 3] .

     Миссис Беннет же, в свою очередь, не может похвастаться ни происхождением, ни умом, ни воспитанием. Она откровенно глупа, вопиюще бестактна, крайне ограниченна и, соответственно, весьма высокого мнения о собственной персоне. Наделенная незаурядной глупостью она – воплощение психологии мелкого джентри – служит предметом остроумнейших шуток писательницы: «Она   была   невежественной  женщиной  с

недостаточной  сообразительностью  и  неустойчивым  настроением.  Когда  она бывала чем-нибудь недовольна,  то  считала, что у нее не  в порядке нервы. Целью ее жизни было  выдать дочерей замуж. Единственными ее  развлечениями были визиты и новости» [1, 3].

     Семью  Беннет нельзя назвать достаточно  обеспеченными, но и бедствующим  на данный момент их положение считать нельзя (например, в отличии от семейства Лукас), но есть одно условие, которое омрачает их существование. Согласно английским законам о майорате, после кончины мистера Беннета, не имеющего наследников мужского пола, должен войти во владение их поместьем Лонгборн его кузен мистер Коллинз, вследствие чего миссис Беннет с дочерьми могут оказаться без крыши над головой.

     У супругов Беннет пятеро дочерей, и поэтому стремление матери выдать их замуж поскорее вполне объяснимо и оправдано. Старшие дочери, Джейн и Элизабет, становятся центральными героинями романа, которых мать хочет поскорее выдать замуж, так как в обществе того времени царствовала атмосфера всеобщего сумасшествия, спровоцированная желанием выйти замуж.

§ 2. Явление  героини

     Главная героиня романа предстает перед читателем будучи уже сформировавшейся личностью. Никакой предыстории Элизабет Беннет Остен читателю не дает.

Информация о работе Грани женской несвободы в судьбах и творчестве британских писательниц XVIII-XIX веков