Идеи и методы развития когнитивной лингвистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить основные положения когнитивной лингвистики.
Методы исследования: анализ, синтез, логический, сопоставительно-типологический, описательный, экспериментальный.
Результаты исследования: раскрыты положений когнитивной лингвистики, изучены достоинства и недостатки данного направления, опровержения и подтверждения, определена проблема понятия языковой когниции.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 6
Глава 1. КОГНИТИВИЗМ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ .......................................................................................11
1.1.Общая характеристика когнитивизма.......................................11
1.1.1. Оценка когнитивизма...................................................12
1.1.2.Что же нового приносит когнитивизм?...................... 13
1.2. «Когнитивная наука»................................................................ 13
1.2.1.Знаменатель когнитивной науки................................. 14
1.3. «Когнитивная революция»....................................................... 15
1.3.1. Антибихевиризм …….................................................. 16
1.3.2. когнитивная методика................................................. 17
1.4. Направления критики когнитивизма…………………………18
1.4.1. Судьба других “измов”…..…………………………..20
Вывод …............................................................................................ 20
Глава 2. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА......................................... 21
2.1. Общие задачи……..................................................................... 21
2.1.1.Механизмы человеческого усвоения языка…........... 21
2.1.2. Ментальные процессы в когнитивной лингвистике. 22
2.1.3. Задача когнитивной лингвистики............................... 23
2.2.Язык как объект когнитивной лингвистики…........................ 23
2.2.1. Когнитивистский стиль…………………………....... 24
2.2.2. Когнитивистский подход………………………….... 24
2.2.3. Когнитивистская точка зрения………….................... 25
Вывод…………………………………….………………………….26
Глава 3. КОГНИЦИЯ………………..…………………………………..27
3.1.Определение и виды когниции……………………………….27
3.1.1. Термин когнитивизма.................................................. 27
3.1.2. Понятие когниции........................................................ 28
3.2. Границы когниции, знание и эмоции.……………………….28
3.2.1. Каноны внаучной и обычной когнициях…..……….29
3.2.2. Когниция как дискретный фрагмент знания….……30
3.3. Когниция – формируемая и миропреобразующая сила….....31
3.3.1. Человеческая когниця………………………………..32
3.3.2. Меняется ли когниция со сменой поколений?...........34
3.4. Когнитивный стиль личности……………….………………..35
3.4.1. Свой когнитивный стиль……….……………………36
3.4.2. Когнитивное развитие человека……………………37
Вывод………………………….….………………………………..37
Глава 4. ЯЗЫКОВАЯ КОГНИЦИЯ……...……………………………..38
4.1. Мир и языковая когниция…….……………………………….38
4.1.1. Когнитивные процессы………………………………38
4.2. Механика языковой когниции………………………………..39
4.2.1. Модификация когниций……..……………………….41
4.2.2.Сигналы для модификаций….………………………..41
4.3. Усвоение языковых и внеязыковых когниций..…………….42
4.3.1. Когнитивные структуры……………………………..43
Вывод ............................................................................................... 44
Заключение .............................................................................................. 47
Список использованных источников ................................................. 50

Работа состоит из  1 файл

Когнитивная лингвистика как разновидность.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

«Могилевский государственный университет

им. А.А. Кулешова» 

Кафедра английского, общего и славянского  языкознания 
 
 
 

Курсовая  работа 

         Идеи  и методы развития когнитивной лингвистики

 
 
 

             Исполнитель: студентка 4 курса группы «Ж»

                физико-математического          факультета

                   Гунаева Алеся Александровна 
               

                Руководитель: зав. кафедрой английского, общего и славянского языкознания, кандидат филологических наук доцент

                       Иванов Е.Е 
               
               
               
               

               Могилев 2008

 

Summary 
 

     The Number of Pages: 51;

     The Number of Reference Sources: 7.

     Key Words and Phrases: cognitivizm, cognitio, cognition a science, cognition revolution, cognition psychology, cognition linguistics, cognition process, the approach, style, linguistics, cognitio, updating cognitions, cognition structure.

     The Object of the Research: Cognition linguistics, concept language cognitio.

     The Aim of the Research: To define the basic rules cognition of linguistics.

     Methods of the Research: The analysis, synthesis, logic, comparatively - typological, descriptive, experimental.

     Results: Are opened of rules cognition of linguistics, the advantages and lacks of the given direction, refutation and acknowledgement are investigated, the problem of concept language cognitio is determined.

     Sphere of Application: The material of the given course job can be applied to more detailed consideration cognition of linguistics in a practical substantiation.

 

Реферат 
 

     Объем и структура работы: 51 страница. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников (всего 7 позиций).

     Ключевые слова: когнитивизм, когниция, когнитивная наука, когнитивная революция, когнитивная психология, когнитивная лингвистика, когнитивный процесс, подход, стиль, лингвистика, когниция, модификация когниций, когнитивная структура.

     Объект  исследования: когнитивная лингвистика, понятие языковой когниции.

     Цель  исследования: определить основные положения когнитивной лингвистики.

     Методы  исследования: анализ, синтез, логический, сопоставительно-типологический, описательный, экспериментальный.

     Результаты  исследования: раскрыты положений когнитивной лингвистики, изучены достоинства и недостатки данного направления, опровержения и подтверждения, определена проблема понятия языковой когниции.

     Сфера применения результатов: материал данной курсовой работы может применяться для более детального рассмотрения когнитивной лингвистики в практическом обосновании. 
 
 
 

 

Содержание 

     Введение ..................................................................................................... 6

     Глава 1. КОГНИТИВИЗМ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ

       НАПРАВЛЕНИЕ .......................................................................................11

         1.1.Общая характеристика когнитивизма.......................................11

           1.1.1. Оценка когнитивизма...................................................12

           1.1.2.Что же нового приносит когнитивизм?...................... 13

         1.2. «Когнитивная наука»................................................................ 13

           1.2.1.Знаменатель когнитивной науки................................. 14

         1.3. «Когнитивная революция»....................................................... 15

           1.3.1. Антибихевиризм …….................................................. 16

           1.3.2. когнитивная методика................................................. 17

         1.4. Направления критики когнитивизма…………………………18

            1.4.1. Судьба других “измов”…..…………………………..20

         Вывод …............................................................................................ 20

     Глава 2. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА......................................... 21

         2.1. Общие задачи……..................................................................... 21

             2.1.1.Механизмы человеческого усвоения языка…........... 21

           2.1.2. Ментальные процессы в когнитивной лингвистике. 22

           2.1.3. Задача когнитивной лингвистики............................... 23

         2.2.Язык как объект когнитивной лингвистики…........................ 23

           2.2.1. Когнитивистский стиль…………………………....... 24

           2.2.2. Когнитивистский подход………………………….... 24

           2.2.3. Когнитивистская точка зрения………….................... 25

         Вывод…………………………………….………………………….26

      Глава 3. КОГНИЦИЯ………………..…………………………………..27

          3.1.Определение и виды когниции……………………………….27

            3.1.1. Термин когнитивизма.................................................. 27

           3.1.2. Понятие когниции........................................................ 28

         3.2. Границы когниции, знание и эмоции.……………………….28

            3.2.1. Каноны внаучной и обычной когнициях…..……….29

            3.2.2. Когниция как дискретный фрагмент знания….……30

          3.3. Когниция – формируемая и миропреобразующая сила….....31

            3.3.1. Человеческая когниця………………………………..32

            3.3.2. Меняется ли когниция со сменой поколений?...........34

          3.4. Когнитивный стиль личности……………….………………..35

            3.4.1. Свой когнитивный стиль……….……………………36

            3.4.2. Когнитивное развитие человека……………………37

          Вывод………………………….….………………………………..37

     Глава 4. ЯЗЫКОВАЯ КОГНИЦИЯ……...……………………………..38

         4.1. Мир и языковая когниция…….……………………………….38

           4.1.1. Когнитивные процессы………………………………38

         4.2. Механика языковой когниции………………………………..39

           4.2.1. Модификация когниций……..……………………….41

           4.2.2.Сигналы для модификаций….………………………..41

          4.3. Усвоение языковых и внеязыковых когниций..…………….42

            4.3.1. Когнитивные структуры……………………………..43

         Вывод ............................................................................................... 44

     Заключение .............................................................................................. 47

     Список использованных источников ................................................. 50 

 

Введение 
 

    Органичное  объединение разных дисциплин в  рамках единых «антропо-ориентированных» научных проектов, возможно, как  мы полагаем, на базе когнитивного подхода, ставшего в последние десятилетия основой перспективных разработок в гуманитарных областях, а также важнейшей частью исследований проблем искусственного интеллекта (ИИ).

    Когнитивный подход оказывается сегодня ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без всякого обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными. Это и когнитивная теория биологической эволюции, и когнитивная психология в двух вариантах: как исходящая из компьютерной метафоры, так и использующая коммуникационно-деятельностный подход. Это когнитивная наука в целом, включающая наряду с психологией определенные разделы лингвистики, логики, математики и философии. Это когнитивный подход в теории культуры, в социологии, философии культуры и философской антропологии.

    Иногда говорят не о когнитивном подходе, а о когнитивной науке, которая в «Новой философской энциклопедии» определяется как «комплекс наук, изучающих сознание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей» (Меркулов И.П. Когнитивная наука // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001. С.264). Однако в последние два десятилетия когнитивные исследования настолько расширили свое проблемное поле, что сейчас правильнее говорить именно о когнитивном подходе.

    В обобщающей монографии Ф.Варелы, Э.Томпсона и Элеоноры Рош (1993) авторы называют следующие главные, по их мнению, дисциплины в пространстве когнитивной науки: когнитивная психология, нейронауки, искусственный интеллект, лингвистика и философия. Т.Бивер, Дж.Кэрролл и Л.Миллер указывают, что целью когнитивной науки должно стать создание интегративной картины языка, мышления и поведения человеческих существ [1984].

    Таким образом, внутренняя логика когнитивного подхода подводит исследователей к  необходимости объединения точного, естественного и гуманитарного знания – для нас такое объединение является принципиальной ценностью.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что материал данной работы могут послужить основой для более детального изучения вопроса теории лингвистической относитетельности, а также вопроса двуязычия.

     В работе широко используются общенаучные методы:

  • анализ (разложение комплексных теоретических объектов на составные элементы, дифференцированное рассмотрение блоков программных кодов);
  • синтез (систематизация изложенного материала, компоновка программного кода);
  • сравнение (сопоставление области функциональной абстракции со средой объектно-ориентированного программирования)
  • обобщение (расстановка приоритетов в изучении, формулировка выводов) и др.

     Вырисовывается  следующая картина. В общечеловеческой когниции заложены универсальные когнитивные  стратегии. Человеческий опыт их использования  приводит к накоплению «объектных»  знаний и «оптимизирующих стратегий». Модифицируя гипотезу, сформулированную Ф.Либерманом, можно предположить, что универсальные стратегии встроены в человеческий мозг, заданы самой его биологической структурой и аналогичны электронным схемам в составе компьютера. Объектные же знания и оптимизирующие стратегии представляют собой нечто вроде самонакапливающегося программного обеспечения (случай пока еще необычный для современных компьютеров, но вполне возможный). Особенность эволюции человеческой когниции состоит в том, что с течением времени это программное обеспечение приводит к перестройке «электронных схем», причем осуществляемой без вмешательства извне (в случае компьютера вмешался бы человек). Эта перестройка – результат взаимодействия между когнициями людей, отчего каждое следующее поколение индивидов реализует в виде «электронной схемы» то, что раньше входило частично в программное обеспечение. Но на любом этапе эволюции, для любой индивидуальной когниции различение «запаянных» и «вырабатываемых» элементов (возможно, в новом составе) остается.

Информация о работе Идеи и методы развития когнитивной лингвистики