Идейно –художественное своеобразие романа «Волшебная гора» Томас Манн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:02, реферат

Описание

Литература 20 в. Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. характеризуют фон, на котором развивалась современная немецкоязычная литература. Бунт против этих тенденций начался с возникновения натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………...с3
2 Биография Т.Манна………………………………………………………….с4
3 Творчество Т Манна………………………………………………………...с14
4 Эмиграция Т.Манна…………………………………………………………с18
5 Возвращение в Европу………………………………………………………с19
6 Стиль писателя………………………………………………………………с20
7 Анализ романа «Волшебная гора»…………………………………………с20
Тематика………………………………………………………………...с20
Проблематика…………………………………………………………...с23
Идейная основа………………………………………………………....с27
Характеристика героев……………………………………………...….с30
8 Заключение…………

Работа состоит из  1 файл

Манн Томас.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образование омской области

Омский  государственный университет им Ф.М. Достоевского

Факультет Культуры и Искусств

Кафедра Социально-культурной деятельности. 
 
 

Реферат по литературе

Томас Манн.

«Идейно –художественное своеобразие романа «Волшебная гора»». 
 

Выполнил:

Студент  3-ого курса

 группы  КДС-910-О

Попов А.С.

Проверила:

Старший преподаватель

кафедры режиссуры

Быкова  Н.И 
 

Омск ,-2011г.

Содержание:

1 Введение……………………………………………………………………...с3

2 Биография  Т.Манна………………………………………………………….с4

3 Творчество Т Манна………………………………………………………...с14

4 Эмиграция  Т.Манна…………………………………………………………с18

5 Возвращение  в Европу………………………………………………………с19

6 Стиль  писателя………………………………………………………………с20

7 Анализ  романа «Волшебная гора»…………………………………………с20

  1. Тематика………………………………………………………………...с20
  2. Проблематика…………………………………………………………...с23
  3. Идейная основа………………………………………………………....с27
  4. Характеристика героев……………………………………………...….с30

8 Заключение………………………………………………………………..….с31 
 
 
 
 
 

Введение.

Литература 20 в. Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. характеризуют фон, на котором развивалась современная немецкоязычная литература. Бунт против этих тенденций начался с возникновения натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения. Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно -научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн — самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871-1950), известный своими сатирическими и политическими романами. У Томаса Манна центральной темой оказывается дихотомия жизни и искусства (частный случай — антитеза "бюргер — художник").  
 
 
 
 

Биография Т.Манна.

У Томаса Манна (1875 - 1955), как и у многих других художников рубежа веков, ощущение истории с самого начала было ощущением упадка, конца бюргерской эпохи. Свое величайшее произведение "Доктор Фаустус" (1947) писатель назовет "романом конца". Но ведь и первый роман Т. Манна, "Будденброки", - это тоже "история гибели одного семейства". Ощущением конца пронизаны и его новеллы, не случайно их содержание в большинстве случаев сводится - если использовать название одной из них - к изображению "дороги на кладбище" того или иного героя. Нравственная и физическая смерть - почти непременный атрибут всех произведений Т. Манна, а одну из своих ранних новелл он так и назвал - "Смерть" (1897). Исключением, пожалуй, является лишь роман "Волшебная гора" (1925), биография героя которого выходит за сюжетные рамки произведения. [189]

"Я  свято верю, что мне достаточно  рассказать о себе, чтобы заговорила  эпоха, заговорило человечество, и без этой веры я отказался  бы от всякого творчества". Эти слова Т. Манна относятся  к 1920 г., но в них заключена  суть всего творчества писателя. Автобиографическое, пережитое на собственном опыте более чем существенно в произведениях Т. Манна. Начал свою карьеру Томас в одной из страховых контор. Однако первый литературный успех уже через год позволил ему оставить нелюбимое занятие: в 1895 г. лейпцигский журнал напечатал его новеллу "Падшая". В большинстве ранних произведений Т. Манна так или иначе обозначились важнейшие проблемы, к обстоятельной разработке которых художник обратится вскоре в романе "Будденброки". Новеллы Т. Манна этого периода сходны по многим параметрам- Их герои, как правило, - люди одинокие, отчужденные от общества, терпящие крах в своем стремлении преодолеть это отчуждение и обрести счастье. Бессмысленной оказалась жизнь героя новеллы "Маленький господин Фридеман", жизнь, которую "горбатый человечек" сумел сотворить и которую нежно любил: игра на скрипке, чтение, посещение концертов, прогулки в пригородном саду. Все разрушила его мучительная страсть к Герде фон Риннлинген, красивой и эксцентричной особе. Презрительно ею отвергнутый, господин Фридеман кончает жизнь самоубийством. Трагический финал истории неожидан, но закономерен: для слабого, "не такого, как все", счастье невозможно. Тщетными оказались надежды на счастливую, размеренную жизнь в уединении главного персонажа "Паяца": он вдруг обнаруживает в себе полную опустошенность, ощущает бессмысленность дальнейшего существования. Не менее одинок и несчастен и адвокат Якоби, герой новеллы "Луизхен".

     Одиночество манновских героев в большой степени  обусловлено уродством, болезнями, предрасположенностью к психическим заболеваниям. Общим для большинства персонажей является и их неучастие в деловой жизни: источник их материального обеспечения - рента, а если некоторые из них, как господин Фридеман и адвокат Якоби, имеют профессию и работают, [190] то только для того, чтобы придать своему существованию внешнюю благопристойность. Как правило, герои ранних новелл Т. Манна примерно одного возраста, они не могут создать семью, а если все же вступают в брак, то несчастливы в нем и бездетны. Но, пожалуй, самая существенная общая черта большинства персонажей - их духовные интересы, стремление компенсировать ими отсутствие связей с обществом. Эстетствующими дилетантами не являются центральные фигуры лишь трех новелл - "Тобиас Миндерникель", "Луизхен" и "Дорога на кладбище". Общая для ранних новелл тема решена в этих Трех произведениях в трагикомическом плане.

     Ранние  новеллы Т. Манна интересны и  тем, что по ним можно судить об отношении писателя к натурализму, распространившемуся в этот период в немецкой литературе. Элементы натурализма присутствуют и в произведениях Т. Манна. В их сюжетах и поэтике представлены, в частности, антитезы "жизнь-смерть", "здоровье-болезнь". Играет роль в судьбах героев и наследственность ("Паяц"). Да и незначительность персонажей, периферийность их жалких судеб тоже сближают ранние новеллы писателя с творчеством натуралистов. Однако различия гораздо более существенны. Натуралистические категории, к которым обращается Т. Манн, носят характер не естественнонаучный, а метафизический. В отличие от героев натуралистических произведений, персонажи Т. Манна - более или менее состоятельные люди, И их страдания и крах - следствие причин не материального, а психологического порядка. Новеллы Т. Манна имеют хоть и не напряженную, но достаточно четкую фабулу, а повествование в них поднято на более обобщенный уровень.

     Очевидно  влияние на раннего Т. Манна идей А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Характерно название одной из новелл - "Воля к счастью", подсказанное, вероятно, известной формулой Ницше "воля к власти". Некоторые произведения Т. Манна восходят к идеям Ницше концептуально и даже сюжетно ("Смерть)".

     В 1901 г. появился роман "Будденброки". Его художественная структура традиционна, история семьи любекских купцов излагается хронологически последовательно, смысл произведения [191] конкретнее, нежели в последующих романах писателя. По первоначальному замыслу предполагалось создание очередной новеллы, в которой автор "собирался развить лишь историю последнего отпрыска рода, болезненно-чувствительного мальчика Ганно, да разве еще жизнеописание Томаса Будденброка..." Однако сюжет потребовал от автора иных масштабов -романных, эпических.

     Многие  реалии взяты писателем непосредственно  из действительности, собственных воспоминаний о детских и юношеских годах, проведенных в Любеке, рассказов родственников, семейных документов (вплоть до кухонных рецептов). Но роман -отнюдь не частный семейный случай. Позднее сам автор определит "Будденброки" как "скрытый под маской семейной хроники социально-критический роман". На примере четырех поколений Будденброков Т. Манн показал закат немецкого бюргерства, при этом сквозной линией романа является история третьего поколения, представленного Томасом, Тони, Христианом и Кларой. Время действия - с 1853 г. до конца XIX в. Художник исследовал процесс умирания семейства в экономическом, общественном и биологическом аспектах, взаимосвязанных и в определенной степени взаимообусловленных.

     Наиболее  очевиден деловой, экономический крах семейства. Старый Иоганн Будденброк, представитель самого старшего поколения, еще может испытывать удовлетворение от своей коммерческой деятельности: уходя из жизни, он оставляет процветающую фирму и состояние, ради приумножения которого всю жизнь "работал не щадя сил". После его смерти значительная часть капитала была утрачена, и не только по объективным причинам - в качестве приданого и многих других выплат, но и из-за нежелания консула Будденброка, нового хозяина фирмы, вести смелые, рискованные операции. При Томасе Будденброке, всю жизнь стремившемся "слыть деятельным человеком" и поначалу действительно способствовавшем некоторому подъему фирмы, дела начинают идти столь "унылым темпом", что становятся предметом пересудов. "Удачи и успехи миновали", а "грошовые обороты" и "почти мелочная экономия" не могут исправить положения. Фирма оказывается оттесненной [192] на обочину предпринимательства, а после смерти Томаса Будденброка ликвидируется.

     Экономический упадок сопровождается, напротив, - ростом общественной репутации, но, что характерно, репутации не семейства в целом, а лишь его главы. В то время как брат Томаса, Христиан, этот "выродок, нарыв на теле семьи", компрометирует своих родичей, да и Тони оставляет своими браками "пятна" на истории семьи, сам Томас Будденброк удостаивается звания сенатора. Но и его авторитет с самого начала не обещает быть прочным и продолжительным, ибо зиждется на шатком экономическом фундаменте.

     Писатель  исследует и биологический аспект вырождения Будденброков. Эта сторона  истории с течением романного  времени занимает все больше места. В сущности, от старости суждено умереть лишь первым Будденброкам. Кончина консула уже настораживает: слишком внезапно она наступила. Медленно, в страшных муках умирает консульша. Процесс угасания жизни в ней показан Т. Манном во всех подробностях, почти натуралистически. Детальному изображению тех или иных аномалий, болезней и смертей автор будет уделять все больше внимания. Рано умирает сестра Томаса - религиозная Клара. Странной кажется окружающим смерть Томаса ("От зуба... сенатор Будденброк умер от зуба... Но... от этого же не умирают!"). И, наконец, тиф уносит юного Ганно, с рождения страдавшего многочисленными недугами. Смерть этого последнего Будденброка как бы предопределена и не имеет альтернативы. Страстно любящий музыку, богатй одаренный, он чувствует, как "больно ранит красота", как она отнимает у человека "пригодность к обыденной жизни". Его преследует мысль, что "тяжкое бремя с первых дней жизни гнетет его душу и когда-нибудь совсем придавит ее". "Мне хочется умереть... -признается Ганно. - Пастор... сказал кому-то, что на мне надо поставить крест, я из вырождающейся семьи:..". Не по годам рано он начинает сознавать себя нетолько свидетелем "разлома, распада и разложения", но и самой уязвимой частью того мира, который идет к своему неумолимому концу.

     Именно  образ Ганно побуждает к анализу  не только потерь [193] на пути рода к  гибели, но и определенных обретений: из поколения в поколение растут утонченность, культура, душевная раздвоенность  героев, их неспособность удовлетворяться только "делом" и семейной жизнью. Как результат - все более явственное их отчуждение от общества, несоответствие их поведения сословной морали. Уже консул Иоганн Будденброк не испытывает той безмятежности и уравновешенности, которые были свойственны его родителям, ощущает искреннюю потребность в боге, культивирует в себе "небудничные, некупеческие и сложные чувства". Еще более противоречива фигура Томаса Будденброка. У городских обывателей с их "пропыленной житейской мудростью" вызывают подозрение его безупречная элегантность и корректность манер, в особенности же - его союз с Гердой, "сомнительный", ибо покоился на духовной общности. Томас Будденброк разбирается в живописи и литературе, увлекается Шопенгауэром (философия которого оказала сильное влияние на мироощущение молодого автора "Буд-денброков"). Все чаще перед ним встает вопрос: кто он - "человек действия или томимый сомнениями интеллигент", "расслабленный мечтатель"? ("Да! Вот вопрос! Вопрос, волнующий его с той самой поры, как он начал думать!.. Так вот: приспособлен ли он, Томас Будденброк, подобно своему отцу и деду, к этой суровой практической жизни? С давних пор - и часто, очень часто - были у него причины в этом сомневаться! Часто, очень часто, с самых юных дней, приходилось ему приноравливать свое мироощущение к этой всеобъемлющей жизни ...")Ч)н был "слишком умен и честен, чтобы в конце концов не осознавать, что в нем воссоединилось и то и другое". Что же касается Ганно, то он вообще кажется "пришельцем", совершенно беззащитным перед людьми и жизнью. . Идее романа соответствует его поэтика, его художественная логика. Поразительно стройна композиция "Будденброков", повествование обстоятельно и в то же время внутренне динамично, насыщено иронией, символическими образами и коллизиями, отличается структурной целостностью и завершенностью. О том, что Т. Манну, по его собственным словам, "написавшему книгу, сугубо немецкую по форме и по [194] содержанию, удалось создать книгу, интересную не только для ржании, но и для Европы, - книгу, в которой отражен эпизод из духовной истории европейского бюргерства вообще'1, свидетельствует факт присуждения писателю Нобелевской премии в 1929 г. именно за этот роман. За "Будденброками" последовали единственная пьеса Т. Манна -драма из жизни Флоренции XV в. "Фьоренца" (1906), автобиографический очерк "В зеркале" (1907), статьи об искусстве, роман "Королевское высочество" (1909), новеллы. Драма и роман уступают по своему идейно-художественному уровню "Будденброкам", зато среди новелл есть произведения поистине замечательные. К их числу относятся прежде всего "Тристан", "Тонио Крегер" и "Смерть в Венеции". Проблематика многих новелл, созданных писателем в этот период, свидетельствует об их общности с его предыдущими произведениями, в том числе с романом "Будденброки". Искусство и жизнь, художник и бюргер - вот вопросы, занимающие наиважнейшее место в творчестве Т. Манна. С человеком из мира литературы автор знакомит нас в новелле "Тристан" (1902). Эстетствующий писатель Детлеф Шпинель, чья, по ироничному определению автора, "сомнительная деятельность" увенчалась одним "рафинированным" романом, то и дело прибегает к самохарактеристике (прием, постоянно используемый Т. Манном в новеллистике). "Я и мне подобные, - признается Шпинель, - мы всю жизнь только о том и печемся, только тем и озабочены, чтобы обмануть свою совесть, чтобы ухитриться доставить ей хоть маленькую радость. Бесполезные мы существа... и, кроме редких хороших часов, мы всегда уязвлены и пришиблены сознанием собственной бесполезности. Мы презираем полезное, мы знаем, что оно безобразно и низко, и отстаиваем эту истину..." Эстетство Шпинеля постоянно подчеркивается автором: речь этого "удивительного субъекта" цветаста и вычурна, а его воображение способно самые обыденные факты сделать до неузнаваемости искусственными. Шпинель-Тристан, увлеченный г-жой Клетериан-Изольдой, ускоряет ее уход из жизни. Угрызения совести не мучают его; наоборот, он видит свою заслугу в том, что конец Габриэлы "свободен от пошлости", и считает, что "красота смерти" предпочтительнее [195] всей этой бесчувственной, слепой, бессмысленной жизни".

Информация о работе Идейно –художественное своеобразие романа «Волшебная гора» Томас Манн