Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:08, реферат
Прежде всего, следует определить ту роль, которую играет этот образ в произведении, а для этого сначала надо выяснить, в чём заключается основная цель и идея рассказа. На мой взгляд, рассказ является философским размышлением на тему взаимосвязи и взаимозависимости эстетических и любовных чувств. В целях доказательства этой взаимосвязи повествователь передаёт нам историю о несчастной любви цыганки Стеши и её великолепном пении. Его цель – доказать Софье Петровне её неправоту, т.е. налицо спор двух мировоззрений: восторженного и охлаждено-безразличного отношений к искусству и окружающей действительности.
Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус».
Прежде всего, следует определить ту роль, которую играет этот образ в произведении, а для этого сначала надо выяснить, в чём заключается основная цель и идея рассказа. На мой взгляд, рассказ является философским размышлением на тему взаимосвязи и взаимозависимости эстетических и любовных чувств. В целях доказательства этой взаимосвязи повествователь передаёт нам историю о несчастной любви цыганки Стеши и её великолепном пении. Его цель – доказать Софье Петровне её неправоту, т.е. налицо спор двух мировоззрений: восторженного и охлаждено-безразличного отношений к искусству и окружающей действительности. Следовательно, цель рассказа – раскрыть конфликт между двумя этими мировоззрениями и продемонстрировать его исход. А кактус представляет собой символическое изображение Прекрасного: с него рассказ начинается и им завершается.
В начале рассказа повествователь и Иванов восторгаются кактусом, его тщательно описывают, и во время этого описания превозносится его красота. После начинается спор, и повествователь надеется убедить Софью Петровну в истинности своего взгляда на искусство, но он терпит поражение и кактус погибает. Мне кажется, здесь можно провести параллель: прекрасный кактус и надежды на то, что прекрасная девушка сможет оценить красоту; и уже лишившееся всего своего очарования, внутреннего света мёртвое растение («бездушный труп») вместе с холодной, сверх меры рациональной девушкой, не способной к восприятию высокого искусства, вызывающей некоторую долю отвращения.
А Вы заметили немаловажную деталь в авторской характеристике Софьи Петровны? «Очень молодая». Значит, она – будущее, и это будущее основано на принципах сухого рационализма и прагматизма, лишённого всякого чувства прекрасного, - не особо радужная перспектива. Какая женщина получится из этой девицы, не желающей поддаваться чувствам и строго разграничивающей любовь и музыку?
Любопытна так же своеобразная «мутация» поведения другого персонажа – Иванова. В начале рассказа он в восхищении от кактуса, всячески стремится проявить свою заботу о прекрасном растении: «Как вы хорошо сделали, - умеряя свой голос, словно боясь запугать распускающийся цветок, сказал Иванов, - что послушались меня и убрали бедного индийца подальше от рук садовника». Или: «Хотя и близкое к закату, солнце всё-таки мешает цветку, - заметил Иванов. – Позвольте я ему помогу, - прибавил он, задвигая белую занавеску окна, у которого стоял цветок». Но, в то же время, после непродолжительного спора с Софьей Петровной и рассказа автора о своём знаменитом современнике и цыганском пении, никто иной как Иванов, вдоволь налюбовавшись, предложил срезать красивый цветок: «Ведь всё равно ему умирать. Так ли, сяк ли». Это характеризует молодого человека (заметьте, молодость персонажа автором так же подчёркивается в краткой характеристике) как не имеющего своего определённого и устойчивого мнения.
Иванов в своём роде тоже будущее, но уже не скептически-рациональное как в случае с Софьей Петровной, а, что, на мой взгляд, гораздо хуже, не имеющее своего собственного голоса, но умеющее быстро оценив ситуацию присоседиться к тому направлению мысли и воли, которое в силе на данный момент. Это люди одного момента, одной минуты – прошло время и они так же легко поменяют свои теперешние взгляды на более модные, политически и общественно «современные», как до того придерживались кардинально противоположных воззрений, И ещё одни момент, такие люди никогда не смущаются, даже если их поймают с поличным. Иванова совершенно не смущает предложение срезать кактус и небрежное замечание о том, что «Всё равно ему умирать» (о кактусе), резко противоречащее его отношению к цветку в самом начале рассказа и некоторой поддержки, оказываемой автору во время его рассказа о Григорьеве и Стеше.
Кактус в данном случае играет роль своеобразной «лакмусовой бумажки», определяющей и выявляющей не в самом выгодном свете (хотя явного порицания Софьи Петровны в рассказе не наблюдается) такого типа людей, как «скептическая девица», и приспособленцев типа Иванова. А таких людей во все времена было предостаточно, и они всегда приносили хотя бы и незначительный, но вред окружающим, разрушая в их душах чувство прекрасного, на коем зиждется нравственная красота каждого человека.
Софье Петровне и Иванову, этим двум представителям молодого поколения противопоставляются люди прошлого, представленные в рассказе в лице автора-повествователя и покойного на момент повествования поэта – Аполлона Григорьева. Их отличает верность своим убеждениям, неподменяемостью понятий и некоей страстностью (особенно в образе Григорьева). Но самое главное в их характеристике (заочной) – способность любить и понимать всё Прекрасное, ставить эстетический идеал на первое место, не зависимо от социально-политических взглядов и разницы в убеждениях (Фет позволяет себе лёгкую иронию по адресу славянофильства Аполлона Григорьева).
Рассказывая эпизод о цыганском пении, автор намеренно подчёркивает преображающую силу искусства: «Я жадно смотрел на её лицо, отражавшее всю охватившую её страсть. При последних стихах слёзы градом побежали по её щеке». В этом есть величие трагического: судьба личности и произведение искусства слились воедино, породив очищающие слёзы, возвысив тем самым цыганку, певичку почти до уровня трагической героини.
Примечательно то, что Фет в качестве произведения искусства выбрал именно цыганские романсы. В этом есть нечто от поэзии Природы, что-то дикое, надвременное, и всё это слилось в образе Стеши, оказав непередаваемое влияние на душу автора-повествователя. Ведь прошло уже много лет, а он помнит этот романс и его исполнительницу и её историю несчастной любви так, как будто это было вчера.
Это место в рассказе можно фактически назвать изображением катарсиса изнутри, взгляд поэта на свои собственные ощущения от соприкосновения с тайной Прекрасного и трагического искусства.
Кактус умирает, оставив своих недавних поклонников равнодушными к своей гибели, даже в некоторой степени содействовавшими ей. А кактус – это всё прекрасное, это пение Стеши, это любовь, это возвышенные чувства. Вот его роль в рассказе.
Теперь позволим себе несколько отступить в сторону от вопроса о восприятии кактуса персонажами рассказа и сделаем попытку определить высший смысл этого образа. По какой причине рассказ назван именно «Кактус»? Я считаю, что Фет придавал особое значение именно растению. Растение – это часть природы, а что для человека может быть важнее Природы? А цветение редкого растения – это просто чудо, которое свойственно Природе, и это не субъективная оценка – чудеса природы врываются в жизнь людей, разрушая их скучную обыденность. Просто не всем дано увидеть такое чудо и оценить его.
Кактус соединяет в себе трагическое начало с идеей вечного и неувядаемого искусства. Но искусство не может существовать в среде абсолютно к нему равнодушной, не способной переживать момент взлёта и падения духа, очищения чувств. Оказавшись в такой холодной среде оно обречено на гибель, на что символически указывает Фет в заключительных строках своего рассказа: «Цветок был срезан и поставлен в стакан с водой. Мы распрощались. Когда утром мы собрались к кофею, на краю стакана лежал бездушный труп вчерашнего красавца кактуса».
ГОУ ВПО МГПУ
Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус»
Выполнила:
Кандаурова Н.
Студентка III РУС – ОД
Информация о работе Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус»