Вирджиния Вулф (1882 – 1941)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:23, реферат

Описание

Западная культура конца XIX и начала XX веков характеризуется доминированием такого направления как модернизм. Это время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и искусстве, возникновения различных направлений, течений. Эти изменения можно датировать началом XIX века, который совпадает с периодом становления буржуазии. Экономический подъем буржуазии сопровождался духовным переворотом, который в культурном аспекте получил наименование модернизма.

Содержание

Вступление

Глава I. Модернизм в Англии

Глава II. Группа Блумсбери

Глава III. Первый этап творчества Вирджинии Вулф (1915 – 1922 гг.)

Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии Вульф (cередина 20-х гг.)

Глава V. Третий этап творчества Вирджинии Вулф (1928 – 1941)

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.04 Кб (Скачать документ)

Вирджиния Вулф (1882 – 1941)  

 

Содержание 

Вступление 

Глава I. Модернизм  в Англии

Глава II. Группа Блумсбери

Глава III. Первый этап творчества Вирджинии Вулф (1915 – 1922 гг.)  

Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии Вульф (cередина 20-х гг.) 

Глава V. Третий этап творчества Вирджинии Вулф (1928 – 1941)  

Заключение 

Список литературы  

 

Вступление 

Западная культура конца XIX и начала XX веков характеризуется  доминированием такого направления  как модернизм. Это время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в  науке и искусстве, возникновения  различных направлений, течений. Эти  изменения можно датировать началом XIX века, который совпадает с периодом становления буржуазии. Экономический  подъем буржуазии сопровождался  духовным переворотом, который в  культурном аспекте получил наименование модернизма.

Глава I. Модернизм в  Англии

В 1924 г. в лекции “Мистер Беннетт и миссис Браун” В. Вулф провозгласила: “Где-то в декабре 1910 г. человеческая природа изменилась”. Уже в 1919 г. она увидела новую литературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово “модерн” в качественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. После войны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена в духовной жизни XX в.: “Влюбленные женщины” Д.Г. Лоуренса (1920), “Бесплодная земля” Т.С. Элиота (1922), “Улисс” Д. Джойса (1922), “Миссис Дэллоуэй” В. Вулф (1925).

Модернизм в  Англии объединил разные тенденции  в искусстве, различных писателей  и поэтов и на ранней стадии связан с экспериментаторством. Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма (“Улисс” Джойса) и его тупик (“Поминки по Финнегану”), новое понимание традиции (Элиот), признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частью мирового литературного процесса (В. Вулф). Вместе с тем различные группировки и течения отразили совершенно очевидно некоторые общие черты. Прежде всего зависимость литературы от психологии 3. Фрейда, влияние психоанализа и концепции искусства, творчества как формы сублимации. Другой фигурой, оказавшей существенное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер (1854—1941), заведовавший первой кафедрой социальной антропологии в Ливерпуле и проведший большую часть жизни в Кембридже, где преподавал начиная с 1879 г. Двенадцатитомное исследование “Золотая ветвь” (1890—1915) Фрейзера посвящено эволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному. Это труд, знаменитый пристальным вниманием к особенностям примитивного сознания, тотемизма и сравнительным изучением верований людей в разные периоды развития человеческой истории.

Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику  потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором (“Улисс” Джойса, поэзия Т.С. Элиота). Модернизм порывает в историческом и эстетическом планах с преемственностью культур, идя по пути дегуманизации. “История,— говорит Стивен Дедалус (“Улисс”),— это кошмар, от которого я пытаюсь пробудиться”. Как всякое новое явление или совокупность явлений, модернизм в начале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, что выражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций, происходящих и в России, и в Германии, и во Франции, и в других странах.

Отказ от существующих стереотипов и систем, реорганизация  и перестановка отдельных атомов этого материала, приспособление к  новому строю, еще тем не менее  окончательно не сформировавшемуся, текучесть  жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия, разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными, война всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции  — вот очевидные признаки модернизма. Изменилось и отношение писателя к материалу — от равноправия, допускающего мысль о мире как  концентрации определенных категорий, абстрактных концепций и известных  законов, поэт переходит на позицию  активную, стимулированную интенсивностью поэтического видения: его сознание становится центром и координатором  происходящего. Т.С. Элиот писал: “Поэтическое сознание собирает разрозненный опыт: сознание обыкновенного человека хаотично, неправильно, фрагментарно. Последний  влюбляется или читает Спинозу, и  эти два вида опыта не имеют  ничего общего друг с другом, или  с шумом печатной машинки, или  с запахом кухни: в сознании поэта  эти виды опыта всегда образуют новые  целостности”. Если представить себе развитие литературы от подражания к  воссозданию новой реальности, то модернисты сосредоточиваются на самом  процессе воссоздания, на языке, повествовательные  формы становятся интровертными, сконцентрированными на внутреннем, индивидуальном сознании. Предыдущие века через и посредством действительности создавали характер, рисовали индивидуальность или тип. Модернист через огромный анатомизированный, разорванный, интровертный мир индивида создает внешний мир. Эпическое создается лирическим, материя — духом.

Внутренний мир  Леопольда Блума (“Улисс”), рассеченный ассоциациями, аллюзиями, странными и причудливыми сочетаниями высказанного и невысказанного, продуманного и спонтанно возникающего, рождает тем не менее видимый и довольно хорошо очерченный внешний мир города Дублина, континуума жизни обыкновенного человека. Странствия Одиссея—Улисса заняли много лет, блуждания Блума — только один день, но вымышленность самого романа, лирического эпоса обнажена, она является предметом и инструментом романа, способом использования мифа, восстановления реальности в системе других вещественных, материальных и духовных измерений. Панорама сознания миссис Дэллоуэй в одноименном романе В. Вулф изображена в течение дня, такова интенсивность художнического мышления и творчества. Не случайно рядом с обыкновенным героем, героем каждого дня, усредненным, массовидным сознанием присутствует другой, олицетворяющий собой творческое сознание, с помощью которого создается необычная модернистская картина. Тривиальное и каждодневное мифологизируются: Блум превращается в легендарного героя древнего эпоса, Стивен Дедалус с его богатой духовностью и организованной системой мышления создает бесконечный контекст, в котором искусство романа может демонстрировать все свои богатства. Пародия и пастиш, множественность языка повествования, наличие различных стилистических уровней — серьезного и ироничного, компенсируют отсутствие сюжета и относительность материала, представляемого внешним миром.

В. Вулф выразила отличие модернистов от их предшественников в следующем пассаже “Современной художественной прозы”: “Исследуйте, например, обычное сознание в течение  обычного дня. Сознание воспринимает мириады  впечатлений — бесхитростных, фантастических, мимолетных, запечатленных с остротой стали. Они повсюду проникают  в сознание, непрекращающимся потоком  бесчисленных атомов, оседая, принимают  форму жизни понедельника или  вторника, акцент может переместиться  — важный момент окажется не здесь, а там... Жизнь — это не серия  симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол, полупрозрачная оболочка, окружающая нас с момента  зарождения “я” сознания до его угасания. Не является ли все же задачей романиста передать верно и точно этот неизвестный, меняющийся и неуловимый дух, каким бы сложным он ни был?” В этом смысле искусство и В. Вулф, и Джойса направлено на то, чтобы осветить вспышками внутреннего огня сознание, вызвать главный интерес к тому, что расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии. Не диалектика жизни, а парадоксальность индивида, его внутреннего “я” рождала открытость концовок и многозначность символов, релятивизм и постоянное стремление взывать к активности читателя, к его необъятному “я”.

Все английские писатели-модернисты были изгнанниками в собственной стране, страдали от непонимания, пренебрежительного холодного  любопытства, попадали в нелепые  двусмысленные ситуации, их жизни  в большинстве своем трагически обрывались. Одной из черт, объединяющих английских модернистов, является отрицание  устойчивой моральной определенности, исключающей движение. “Мне никогда  не узнать,— писал Лоуренс в эссе “Почему важен роман”,— в чем именно заложена моя цельность, моя индивидуальность, мое “я”. Мне не дано узнать это. Распространяться о моем “я” бессмысленно: это всего лишь означало бы, что я составил какое-то представление о самом себе и теперь пытаюсь построить и выровнять себя согласно данной модели. Что заведомо обречено на неудачу”. Мораль в этом смысле убивает искусство, предлагая ему в разные времена разные модели поведения общественного и индивидуального. А это приведет к утрате человеком способности ощутить вкус жизни! Страх перед дегуманизацией жизни и человека в век эпохальных научных и технических открытий заставил английских модернистов взглянуть на природу человека, экспериментально поставленную в разную степень зависимости от этого универсума. Романтическая ностальгия по естественной природе как могучему источнику энергии для человека, если он ощущает свою непрекращающуюся связь с ней, была естественной реакцией на ушедший XIX век и на всё более разверзающуюся пропасть между современным человеком и природой.

Поток жизни, так  легко ассоциировавшийся в модернистском  сознании с огромным безбрежным морским  или речным простором, символически передавал и текучую жизнь  сознания, которое составляло главный  предмет изображения интровертного романа. Однако эти потоки были разные у разных авторов и в разной степени они зависели от контролирующей волевой силы индивида.

Глава II. Группа Блумсбери.

Вирджиния Вулф (1882—1941) стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия: использовала понятие “модерн” для обозначения нового характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве, а также провозгласила “русскую точку зрения” и русскую литературу органичной частью мирового духа и интеллектуальной деятельности человечества. Она принесла в английский модернизм особый интеллектуальный аромат, связанный с группой Блумсбери . В 1904 г. после смерти отца дети — Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджиния переселились в один из центральных районов Лондона — Блумсбери. Здесь, в доме на Гордон-Сквер, невдалеке от Британскою музея, начинается новый период в их жизни, связанный с возникновением в 1906 г. группы “Блумсбери”, объединявшей молодых людей, чьи интересы связаны с искусством. В элитарное высокообразованное сообщество единомышленников по искусству и литературе входили писатели Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер, искусствовед Роджер Фрай, художник Клайв Белл, ставший вскоре мужем сестры Вирджинии Ванессы, журналист Леонард Вулф — будущий муж Вирджинии, а также некоторые другие выпускникн и студенты Кембриджа. Центром группы была семья Стивенов, а ее душой — Вирджиния. Еженедельные встречи блумсберийцев выливались в продолжительные и горячие споры об искусстве, о путях его развития в современную эпоху. Все были единодушны в своем взгляде на искусство как самую важную сторону жизни общества и высшее проявление возможностей человека, приветствовали новые художественные открытия и свято верили в то, что искусство — необходимое условие существования цивилизации.

Одним из своих  наставников блумсберийцы считали философа Дж. Э. Мура, склонявшегося к интуитивизму и придававшего особое значение анализу ощущений. Этическая теория Дж. Мура, его книга "Principia Ethica" (“Основы этики”, 1903), в которой проникновение в сущность прекрасного и установление гармоничных взаимоотношений между людьми провозглашается важнейшими жизненными принципами, были восприняты ими как откровение. Члены группы "Блумсбери” решительно отвергали столь характерные для викторианской эпохи лицемерие, притворную стыдливость, многословие и напыщенность. Титулы и официальные знаки отличия были преданы в их среде осмеянию. В человеке ценились искренность, непосредственность, способность тонко реагировать на окружающее, непредвзятость суждений, умение понимать и ценить прекрасное, свободно и просто излагать свое мнение в беседе, обосновывать его в дискуссии. Блумсберийцы бросали вызов вульгарности, меркантилизму и ограниченности. Решительно осуждая утилитарный подход к жизни, они были склонны смотреть на себя как на избранных, служение искусству рассматривалось ими как своего рода священный ритуал, а упреки в элитарности не принимались ими но внимание, ибо в определении “высоколобые”, как их нередко называли в критике и литературной среде, для них скрывался особый смысл: этим словом сами они обозначали человека, который, по словам Вулф, отличается высоким уровнем интеллекта и способностей, живет в постоянных творческих исканиях; для него идея важнее жизненного благополучия. К “высоколобым” Вулф относит Шекспира и Диккенса, Байрона и Шелли, Скотта н Китса, Флобера н Генри Джеймса.

В 1910г. в среде  “блумсберийцев” появился Р. Фрай, сыгравший важную роль в культурной жизни Англии тех лет. Он содействовал организации в Лондоне выставок картин французских импрессионистов и постимпрессионистов (1910 и 1912 гг.). Появление в выставочных залах британской столицы полотен Мане и Матисса, Ван Гога н Сезанна было воспринято как дерзкий вызов общепринятым вкусам. Лишь небольшая часть публики восприняла их искусство как явление значительное и принципиально новое. Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, была и Вулф. Не случайно именно 1910 г. она назвала рубежом, обозначившим “ изменения в английском характере”. Картины Мане и Сезанна она восприняла как откровения не только в живописи, но и в других видах искусства. Импрессионизм присущ прозе и самой Вирджинии.

В 1912 г. Вирджиния Стивен стала женой Леонарда Вулфа, хорошо известного в те годы своими статьями по вопросим колониальной политики Британской империи. Он был выпускником Кембриджа, провел семь лет на Цейлоне. Впечатления этих лет отразились в его книге “Деревня в джунглях”. В доме супругов Вулф установилась творческая атмосфера, плодотворная для каждого из них. Круг друзей пополнился: в гостиной Вулф бывали поэты и писатели: Т.С. Элиот, Д. Г. Лоуренс, Э. Бауэн, С. Спендер, знаток античности Г. Диккинсон. Остроумная, общительная, живо всем интересовавшаяся Вирджиния всегда была в центре, притягивала собеседников. В 1917 г. супруги В. основали издательство “Хогарт-Пресс”. Большая доля обязанностей, связанных с его деятельностью, выполнялась самой Вирджинией.

При том, что  все эти художники были разные, всех их объединяло убеждение, что за поверхностью привычных вещей скрывается “нечто” — сама неуловимая суть жизни, “Великая Сложность”, явить  которую миру может лишь новое  искусство. И потому в их произведениях  реальная, доступная привычному взгляду  оболочка вещей взрывается, ко всему  механическому, поддающемуся научному толкованию они относятся с недоверием, делая упор на постижении метафизического  смысла явления.

“Блумсбери” — это особый знак времени, когда на смену традиционному представлению об искусстве приходило новое, авангардистское. “Блумсберийцы” были настоящими детьми рубежа веков: сложившиеся на разломе эпох, лишенные социальных и нравственных ориентиров, современники, а иногда и участники социальных потрясений эпохи (две революции в России, 1-я мировая война), они мучительно расставались с ценностями поколения отцов, с тревогой вглядывались в новую, рождающуюся у них на глазах действительность. Отринув старые религии, они жаждали новых. Хулители и ниспровергатели традиций, глашатаи — иногда слишком громкие — всего нового, “блумсберийцы” ратовали за свободное, беспрепятственное самовыражение личности, были убеждены в том, что нет ничего более нравственного, чем эстетические соображения, и что “деспотизм по своей природе ни плох, ни хорош”. К середине 30-х годов кружок распался.

Информация о работе Вирджиния Вулф (1882 – 1941)