Возрождение в Нидерландах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:07, сочинение

Описание

Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерланд ов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости», «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение.

Работа состоит из  1 файл

Возрождение.docx

— 19.59 Кб (Скачать документ)
 

Возрождение

в Нидерландах

Развитие  гуманистических идей происходило  под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских  стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения  Нидерланд ов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости», «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем.

      Литература приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539—1598) «Улей святой римской церкви»..

      Эта небольшая страна подарила мировой  культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса (ок.1460— 1516); Литера Брейгеля (1525—1569), Франса Халса (между 1581 и 1585—1666).

      Нидерланды  стали родиной двух самостоятельных  жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

      Наиболее  замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).

      В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной  красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины  на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты {«Камеристка» и др.)

      Творчество  Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также групповые («Ночной дозор»).

      Весьма  любопытной формой распространения  образования, популяризации передовых  идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.

Идеи  гуманизма 

в Германии

и Швейцарии

Огромным  авторитетом и влиянием в среде  гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.

      Расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.

      Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший (1497 или 1498—1543), художники-гуманисты Грюневальд (род. между 1470 и 1475—1528) и Лукас Кранах Старший (1472—1553).

      Немецкая  литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса (1494—1576), автора большого количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта (1546—1590).

      В весьма схожих обстоятельствах реформационного  движения развивалась гуманистическая  культура Швейцарии.

Французский Ренессанс

Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды». Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.

      Значительных  высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции  Мишель де Монтень (1533—1592), родоначальник литературной формы — эссе. Крупное произведение Монтеня — эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли.

Ренессанс

в Англии

 

Развитие  Ренессанса в Англии носило длительный характер. Центром гуманистических  идей был старейший Оксфордский  университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет, он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер , которого называли «поэт поэтов».

      Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI — начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», a также многочисленные стихотворения и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы.

Культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI — первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты и объединения Кастилии и Арагона.

      

Гуманистическая культура Испании

      В области литературного творчества получают широкое распространение  рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.

      Основоположником  испанской национальной драмы был  Лоне де Вега (1562—1635), автор огромного количества литературных произведений (свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие своего значения и сегодня «Собака на сене», «.Учитель танцев» и др.

      Живопись  Испании эпохи Возрождения достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко (1541—1614) и Диего Веласкеса (1599—1660).

      Творения  Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса» и др.)

      Живопись  Веласкеса отличается смелостью  романтических наблюдений, умением  проникнуть в характер персонажа, обостренным  чувством гармонии («Вакх», «Завтрак», «Менины», «Пряхи» и др.). 
 

Информация о работе Возрождение в Нидерландах