Зарубежная литра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:34, контрольная работа

Описание

Публий Овидий Назон родился 20 марта 43 года до нашей эры в небольшом городке Сульмоне, в 150 км от Рима, в старинной всаднической семье. После смерти старшего брата Овидий стал надеждой семьи, и отец отправил его в Рим, где юноша получил прекрасное риторическое образование и вскоре поступил на государственную службу. Но политическое поприще не привлекало его, и, оставив службу, он всецело посвятил себя поэзии.

Содержание

введение…………………………………….….……2
творчество Овидия………………………..….……..3
1-й период творчества…………………….…..…….3
2-й период творчества…………………….…..…….5
ссылка………………………………………….….…9
образ Овидия в произведениях А. С. Пушкина..…11
Список литературы………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Заруб литра.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

  1. введение…………………………………….….……2
  2. творчество Овидия………………………..….……..3
  3. 1-й период творчества…………………….…..…….3
  4. 2-й период творчества…………………….…..…….5
  5. ссылка………………………………………….….…9
  6. образ Овидия в произведениях А. С. Пушкина..…11
  7. Список литературы………………………………...14 

Введение 

     Публий Овидий Назон родился 20 марта 43 года до нашей эры в небольшом городке Сульмоне, в 150 км от Рима, в старинной всаднической семье. После смерти старшего брата Овидий стал надеждой семьи, и отец отправил его в Рим, где юноша получил прекрасное риторическое образование и вскоре поступил на государственную службу. Но политическое поприще не привлекало его, и, оставив службу, он всецело посвятил себя поэзии. 
 Известность поэт приобрел очень рано, и стихи его - лирические стихотворения в жанре модной тогда в Риме любовной элегии - сразу признали. Овидий сблизился со многими знаменитыми поэтами, в том числе с Тибуллом и Проперцием. Удачная женитьба принесла ему богатство и открыла доступ в высшее римское общество и ко двору Августа; он был в добрых отношениях с членами императорской семьи. Первые произведения Овидия - сборник "Любовные песни" ("Amores"), объединивший в себе цикл элегий, и книга "Героиды", представляющий собой послания мифологических героинь к покинувшим их возлюбленным. К концу века, когда на свет появилась знаменитая поэма "Наука любви", Овидий стал признанным главой римских поэтов. В зените славы и жизненного благополучия он приступил к созданию ученой поэмы "Фасты" ("Fasti"), в которой поэт рассказывал о памятных днях и празднествах римского календаря, а также об их происхождении, и мифологической поэмы "Метаморфозы" ("Metamorphoses"). Последняя стала главным трудом Овидия и принесла ему всемирную славу. 
 Но в 8 году н.э., когда "Метаморфозы" еще не были изданы, а работанад "Фастами" продолжалась, на Овидия обрушился страшный удар - по распоряжению самого Августа поэт был выслан из Рима в далекую причерноморскую колонию Томы, что в устье Дуная (ныне - румынский город Констанца). О причинах изгнания Овидия доподлинно неизвестно; возможно, император решил сделать из автора "Науки любви" козла отпущения, превратить в виновника падения римских нравов, коснувшегося и семьи самого Августа. Поэт провел на чужбине последние десять лет жизни, так и не дождавшись разрешения вернуться в Рим. Созданные в последнее десятилетие "Скорбные элегии" ("Tristia") и "Послания с Понта" ("Ex Ponto") проникнуты тоской по родине, а одна из основных тем этих сборников - тема одиночества. 

Творчество  Овидия 

      Достиг Овидий такой популярности прежде всего  - прямотой и широтой, с которой он выразил настроение молодого общества новой эпохи. Минуло время гражданских войн, когда всюду царила вражда, - настало долгожданное время мира, чтобы всюду могла царить любовь. Настало время разборчивого приволья, когда любовь научилась ценить изящество, обходительность и вкус.

      Всю творческую деятельность можно разделить  на 3 периода. Первый период творчества Овидия занимает время приблизительно до 2 г. н. э. и посвящен исключительно любовной элегии. 

                     Первый период творчества    «Amores»           

                

«Amores» являются первым произведением Овидия в этом роде. Здесь восхваляется некая Коринна, скорее просто условно-поэтический образ. Тематика этих элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений.

             Каждый влюбленный – солдат, и  есть у Амура свой лагерь;            

Мне, о Аттик, поверь; каждый любовник – солдат. «Amores» были написаны Овидием, когда ему было двадцать с небольшим лет.  Еще недалеко было то время, когда он слушал лекции по риторике у лучших тогдашних

учителей и  сам  подвизался в произнесении риторических упражнений. Его

учитель Сенека Старший с похвалой отзывается о  них, отмечая привлекательность и плавность его слога. В школе Овидий предпочитал не жанр «доказательств», а так называемые «suasoria», то есть «увещевательные» речи, или упражнения на этические темы. Однажды он еще на школьной скамье выступил  в одной из речей защитником прав любви.

      Мы  может лишь окольными путями подойти к переводу слова «Amores». По-русски это означает «любовь», но во множественном числе, - в русском сознании множественность плохо уживается с понятием любви. Самое заглавие уже нам говорит, что речь в сборнике будет идти не о любви в ее возвышенных аспектах, а о «любви земной», ее перипетиях, ее переживниях, за которыми нет глубокого, тем более трагического фона. В «Amores»  мы не найдем никакой настоящей драмы, сколько бы ни сгущал краски их автор. Более того, оттенок легкой иронии сопровождает большинство стихотворений сборника.

      Овидий  не был лириком. В этом нет упрека его темпераменту. Он был способен передавать душевные бурные эмоции, но делал это не методом  лирики.  Он никогда не прибегал к непосредственному сердечному самовыражению, в нем нет ни доли исповеди ликующего или страдающего человека, он никогда не терял объективности повествователя. Такова была его душевная организация.

      Если  поэта характеризует отсутсвие  лиричности, можно ли удивляться, что  ее место часто занимает хладнокровная ее сестра – риторика? Кде нет лиричности, риторика, естественно, высупает в свои права. В “Amores”, как и в других произведениях Овидия, риторики много, - может быть, больше, чем желал бы наш  отвыкший от риторичности вкус. Однакориторика Овидия не холодна, она, как пена , вздымается и бурлит над подлинной поэтической струей.

      Сам поэт, по-видимому, не испытывал большого удовлетворения от своей достаточно пустой, а иной раз даже и непристойной любовной лирики. В элегии 3, 15 Овидий, признавая за собой большие заслуги и право на популярность в потомстве, все же прощается со своей слишком легкой музой и высказывает намерение перейти к более серьезной поэзии, даже к трагедии.

«Героини», или  «Посланий», состоят из 15 посланий мифологических героинь к своим возлюбленным и 3 посланий  героев с ответами на них героинь. «Героини» сходны с предыдущим сборником Овидия в том отношении, что и здесь риторика любовного языка на первом плане. Однако бросается в глаза и большое различие стихотворений в обоих сборниках. «Песни любви» – произведение достаточно бессодержательное; напротив, «Героини» полны глубокого психологического содержания, и риторика используется здесь по преимуществу в целях психологического анализа. Разумеется, некоторый риторический схематизм все же остается. Но он здесь весьма разнообразен и часто отличается живыми человеческими чертами.

Овидию принадлежат  еще три произведения, связанные  с тематикой любви:

«Медикаменты  для женского лица», «Наука любви» и  «Средства от любви». Все эти произведения Овидия о разных любовных приключениях.  В «Науке любви» писатель говорил:

Est deus in nobis, et sunt commercia caeli:

Sedibus  aetheriis spiritus ille venit.

Бог обитает  в душе,  нам открыты небесные тропы. И от эфирных высот к  нам вдохновенье летит.

Saepe tacens obli semina vultus habet.

Часто в молчанье глухом семя таится вражды.

                                                                (пер. Гаспарова)

      Однако  тщательное изучение этих трактатов  обнаруживает в них такие черты, которые заставляют нас считать эти трактаты недюжинными произведениями римской литературы. Автор часто обнаруживает большое знание жизни. Сам не желая того, Овидий жесточайшим образом разоблачает растущее нравственное падение римского общества, его погружение в беспринципное приключенчество и отсутствие в нем твердых устоев. Наконец, анализ последних двух произведений открывает склонность поэта к изображению картин природы и к использованию мифологических материалов: сам Овидий шутя говорил: В мифах всегда для меня нужный найдется пример.

      Также анализ обнаруживает высокую технику стиха, доходящего до большой легкости, игривости и непринужденности. Все это иной раз даже заслоняло собой у Овидия его фривольную трактовку любви и придавало ей некоторого рода романтический оттенок. Этим можно объяснить  пулярность Овидия во все времена, и притом даже в средние века, когда он породил немаловажную подражательную литературу и явился наставником,

например, знаменитых провансальских трубадуров.

Второй  период творчества

 

      Второй  период творчества Овидия – это первые годы н .э. до ссылки поэта. Творчество Овидия отмечено существенно новыми чертами, поскольку он пытается здесь восхвалять растущую империю, не пренебрегая никакой лестью в отношении Цезаря и Августа и возвеличения римской старины. Можно прямо сказать, что удается ему это довольно плохо. Однако прежняя любовная тематика, продолжая играть огромную роль, уже не является единственной и подчиняется теперь как новой тематике, так и новой художественной методологии.

«Метаморфозы»

«Метаморфозы» являются главным произведениям этого периода. Здесь поэт

использовал популярный в эллинистической литературе жанр «превращения». Но вместо небольших сборников мифов о таких превращениях и вместо эскизных набросков этих последних, которые мы находим в предыдущей литературе, Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений, располагая их по преимуществу в хронологическом порядке и разрабатывая каждый такой миф в виде изящного эпиллия.

                          Dolor ipse  disertum fecerat.                         

Сама скорбь сделала меня красноречивым. Так отзывался Овидий о причинах, побудивших его написать “Метаморфозы”. Они

не дошли до нас в окончательно обработанном виде, так как Овидий перед своим отправлением в ссылку в порыве отчаяния сжег рукопись, над которой он в то время работал. Произведение это сохранилось только потому, что некоторые списки его были у друзей поэта, которые смогли впоследствии восстановить его как целое.

      Сюжет «Метаморфоз» есть не что иное, как вся античная мифология, изложенная систематически и по возможности хронологически, насколько в те времена вообще представляли себе хронологию мифа.Историческая основа «Метаморфоз» ясна. Овидия хотел дать систематическое

изложение всей античной мифологии, расположив ее по тем периодам, которые тогда представлялись волне реальными. Из необозримого множества античных мифов Овидия выбирает мифы  превращениями. Превращение является глубочайшей основой всякой первобытной мифологии. Но Овидия далеко не столь наивный рассказчик античных мифов, чтобы мотив превращения имел для него какое-нибудь случайное или непосредственное значение. Все эти бесконечные превращения, которым посвящены «Метаморфозы», возникающие на каждом шагу и образующие

собой трудно обозримое нагромождение, не продиктованы ли такими же

бесконечными  превратностями судьбы, которыми было полна римская история времен Овидия и от которых у него оставалось неизгладимое впечатление. С большой достоверностью можно допустить, что именно эта беспокойная и тревожная настроенность поэта, не видевшего нигде твердой точки опоры, заставила его и в области мифологии изображать по преимуществу разного рода превратности жизни, что принимало форму первобытного превращения.

      Идеология «Метаморфоз» достаточно сложна. Несомненно, во времена Овидия цивилизованная часть римского общества уже не могла верить в мифологию. Но эта в общем правильная оценка отношения Овидия к мифологии нуждается, однако, в существенной детализации. Несмотря на свой скептицизм, Овидия искреннейшим образом любит свою мифологию, она доставляет ему глубочайшую радость.Кроме любви к своим богам и героям, Овидий еще испытывает какое-то чувство добродушной   нисходительности к ним. Он как бы считает их своими братьями и

охотно прощает  им все их недостатки. Даже и само теоретическое отношение к мифам у Овидия отнюдь нельзя характеризовать как просто отрицательное.

Жанры, использованные в «Метаморфозах», так же разнообразны, как и в любом большом произведении эллинистически-римской литературы. Они создают впечатление известной пестроты, но пестрота эта римская, т. е. ее пронизывает единый пафос. Написанные гекзаметрами и использующие многочисленные эпические приемы, «Метаморфозы», несомненно, являются прежде всего произведением эпическим.

      Однако  лирика не могла не быть представленной в «Метаморфозах» в самых широких размерах уже потому, что большинство рассказов дается здесь на любовную тему и не чуждается никаких интимностей. Не слабее того представлен драматизм. Медею, конечно, трудно было изобразить без драматических приемов. Можно говорить также и о драматизме таких образов, как Фаэтон, Ниоба, Геркулес, Гекуба и Полиместор, Орфей и Эвридика и многих других. Образцом эпистолярного жанра является письмо Библиды к своему возлюбленному Кавну. Представлены у Овидия и такие типично эллинистические жанры, как, например, идиллия в изображении первобытных времен, а также и в известном рассказе о Филемоне и Бавкиде, или любовная элегия в рассказе о Циклопе и Галатее.

Информация о работе Зарубежная литра