Жанр автобиографической повести в русской литературе второй половины XIX - начала XX веков ( Л.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:56, контрольная работа

Описание

Потребность в детской литературе, служащей как воспитательным, так и педагогико-нравственным целям, была осмыслена довольно давно. Ещё русский просветитель XVIII века Н.И.Новиков в своем трактате «О воспита- нии и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеоб- щего благополучия» теоретически обосновывал основные задачи детской литературы. По его мнению, детские книги должны обучать «чувствовать справедливо», «упражнять» детей «в употреблении чувств», развивать «разум и сердце», а также соответствовать требованиям «образования разума» и «обогащения познания», одновременно являясь занимательными и «приятными», чтобы юные читатели «полюбили свою пользу».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. О детской литературе второй половины XIX - начала ХХ веков……4
Глава 2. О жанре автобиографической повести……………………………….10
Глава 3. Повесть «Детство» Л. Н. Толстого………………………
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КОНТРА ПО ДЕТ.ЛИТ-РЕ.doc

— 355.39 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                       Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                     ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ  

                                                                          наименование института (факультета)

                       КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                  наименование кафедры 

            Контрольная работа № 1

до дисциплине                                ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

                  наименование дисциплины в соответствии с учебным планом                                                                                          

студента группы ЗДШ-31    Никифорова Алексея Вениаминовича

            фамилия, имя, отчество 

Вариант № 19. ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ                                           ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ ( Л.Н. ТОЛСТОЙ, Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ ). 
 
 
 
 
 
 

Разработал

(должность) (Фамилия И.О.)

Рассмотрено на заседании кафедры 

              наименование кафедры

                протокол № от

Заведующий кафедрой                                                                     Иванова Н.В.

(должность) (Фамилия И.О.) 

Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссии института (факультета) 

            наименование института (факультета)

протокол № от 

Оценка: _ 

Проверил Уйманова Г. В. 

       (подпись)     (Фамилия И.О.)

Дата                                               
                                               
Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. О детской литературе второй половины XIX - начала ХХ веков……4

Глава 2. О жанре автобиографической повести……………………………….10

Глава 3. Повесть «Детство» Л. Н. Толстого………………………

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

         Потребность в детской литературе, служащей как воспитательным, так и педагогико-нравственным целям, была осмыслена довольно давно. Ещё русский просветитель XVIII века Н.И.Новиков в своем трактате «О воспита- нии и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеоб- щего благополучия» теоретически обосновывал основные задачи детской литературы. По его мнению, детские книги должны обучать «чувствовать справедливо», «упражнять» детей «в употреблении чувств», развивать «разум и сердце», а также соответствовать требованиям «образования разума» и «обогащения познания», одновременно являясь занимательными и «приятными», чтобы юные читатели «полюбили свою пользу».

        Детская литература совместно с педагогикой должна выполнять задачу воспитания детей «счастливыми людьми и полезными гражданами ». Это неоднократно подчёркивается Н.И.Новиковым.

       Создание детской литературы совершалось с участием классиков русской литературы, создавших золотой фонд художественной литературы для детей. Одновременно с величинами первого ряда работало немало сильных писателей второго ряда, чьи повести и рассказы дети читали с неменьшим увлечением. Среди них наиболее интересными представляются В. Авенариус, М. Алтаев, Е. Болабанова, Н. Вагнер, А. Измайлов, Н. Каразин, С. Караскевич, О. Петерсен, Н. Поздняков, М. Пожарова, Г. Полилов (Северцев), В. Светлов, П. Соловьева, Н. Телешов, В. Харузина, М. Цебрикова, Е.Чебышева-Дмитриева, М. Бородатова и др.

        Вторая половина XIX века -- интереснейший период в истории русской детской литературы, время её формирования и расцвета. В это же время впервые происходит разграничение литературы собственно детской и литературы образовательной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. О детской литературе второй половины XIX века 

        Вторая половина XIX века -- период необыкновенно плодотворный для русской литературы в целом и, в частности, для литературы для детей и о детях. Это период, когда в литературе одновременно сосуществуют такие писатели, как К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн, Д.В.Григорович, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин и Ф.М. Достоевский.                                                               

        Кроме того, в создании детской литературы и отборе круга текстов для нее из литературы взрослой принимают участие известные педагоги, такие как В.П.Острогорский и Д.И.Тихомиров.      

       Серьёзный разбор современной ему детской литературы осуществил                   В. Г. Белинский. Критик отстаивал идею гармонического развития личности и действеннейшим средством воспитания считал литературу, полемизируя в этом с некоторыми современниками. «Есть даже люди, которые считают чтение для детей занятием больше вредным, чем полезным. Это грубое заблуждение, варварский предрассудок. Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые и молодые, и деловые и ничего не знающие; дети - также”. Состояние современной ему детской литературы, особенно беллетристики, по мнению критика, представляло собой зрелище крайне унылое. Именно этим объясняются многие резкие выпады в рецензиях на них Белинского. С одной стороны, критик высказывает убеждение, что детские книги «должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». С другой, он не раз называет вздорными и вредными не только «русские книги для детей, но и их иностранные образцы, разгуливающие по всему свету под эгидою громких имён их знаменитых авторов».

        «Если бы это было не так, то откуда же возник бы вопрос: нужны ли, полезны ли детские книги вообще?» - продолжает он эту мысль несколькими годами позже. Критик, явившийся одним из первых теоретиков литературы для детей, неоднократно подчёркивал, что детская литература отнюдь не пустое занятие, как думают об этом многие, что детским писателем следует «родиться, а не сделаться», для этого нужен «не только талант, но и своего рода гений».

        Самое развёрнутое суждение о детской литературе Белинский приводит в рецензии на составленный П.Фурманом «Альманах для детей»: «Обращаясь к общей идее полезности или бесполезности детских книг, вот что скажем мы, как результат нашего мнения об этом предмете: Мнение, что дети должны читать только то, что читают и взрослые, не лишено основания и справедливости; но требует больших исключений и ограничений. Но нам кажется, что можно дать на этот предмет правило, не допускающее почти никаких исключений и ограничений: книги для детей можно и должно писать, но хорошо и полезно только то сочинение для детей, которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех. И к повестям, рассказам и детским пьесам это относится едва ли ещё не более, чем к статьям другого рода».

        Суждения В.Г.Белинского о детской литературе во многом опережают его эпоху и предугадывают позднейшие споры об этом предмете. Тезис же о том, что литература для детей должна «занимать взрослых людей... как литературное произведение, писанное для всех», будет многократно и в разных вариациях повторяться в последующие десятилетия, причём чаще всего независимо от Белинского, настолько всеобщей станет эта мысль.

        «Общее мнение осудило детские книжки на ничтожество и презрение , - пишет В.Г.Белинский. - Детские книжки, детский писатель - это все равно, что «пустые книжки», что «вздорный писатель». Предложи книгопродавец какому-нибудь известному литератору написать книжку для детей: если ещё не обидится таким предложением наш известный литератор, то уж непремен- но ответит, что ему некогда заниматься таким вздором. Предложи книгопро- давец написать детскую книжку какому-нибудь незавидному литератору: «Извольте,- ответит тот,-детскую-то книжонку мы разом намараем» - сядет, да и напишет. Отец, покупая для детей книги, говорит книгопродавцу: «Как же можно так дорого просить за детские книжки?»... Напиши журналист в своей библиографической хронике серьёзную статью о вновь вышедшей детской книжке - все близорукие крикуны возопиют: «Помилуйте ! можно ли говорить так много, так важно и таким ученым языком о детской книжке? Грубое заблуждение, жалкая ошибка !».

        Занимается вопросами детской литературы и Н.А.Добролюбов. В целом его позиция совпадает с точкой зрения В.Г.Белинского, а сам он неоднократ- но указывает на то, что детские книги должны показывать действительность «живьём» и отвечать принципам реализма. Критик продолжает начатый В.Г. Белинским разбор детских изданий в журнале “Современник”.

       Интересные наблюдения о детской литературе принадлежат        Н.Г.Чернышевскому. В работе «Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения» Чернышевский верно отметил распространённую психологичес-кую особенность детей, а именно их стремление быстрее повзрослеть: «Кто потрудится перенестись мыслию к собственному детству и отрочеству, тот, верно, вспомнит, как в то время хотелось ему казаться большим и как отталкивало его одно название детский. Нам случалось видеть детей, особенно в поре перехода к отрочеству, которые именно поэтому не читали хороших книг, тогда как с жадностию бросались на книги сомнительного достоинства, лишь бы на них не стояло: для детей.»

        Споры о праве детской литературы на самостоятельное существование велись весь девятнадцатый век. Между литературой серьёзной, взрослой и литературой для детей существовала высокая стена, которую еще нужно было преодолеть. Сближение детской литературы с литературой второсорт- ной, приключенческо-беллетристической или даже паралитературой было вполне обусловлено тем, что среди огромного количества произведений для детей было сравнительно мало действительно художественных. Зачастую юные читатели с их не выработавшимся ещё вкусом жадно поглощали произведения сомнительного достоинства, и, разумеется, это не могло не тревожить многих выдающихся деятелей русской культуры.

        Не только А.П.Чехов, но многие другие деятели литературы и искусства склонны были считать, что в XIX веке в России не было своей сколько-нибудь заметной детской литературы. Между тем детская литература в XIX веке существовала, притом насчитывала не одно столетие своей истории. Как представляется, основой сомнений являлось низкое качество многочислен-ных литературных подделок, заполнявших книжный рынок и скрывавших в своей безликой массы выдающиеся художественные произведения.

        В России литература для детей стала выделяться как особая область в XVI-XVII веке в виде потешных листов, азбук и букварей. Наряду с этим существовала богатейшая фольклорная традиция сказок, былин, песен,        которые, не являясь исключительно ориентированными на детскую аудиторию, интенсивно ею потреблялись, существуя долгое время в устных формах. Всё это совместно с моралистической литературой, беллетристикой и различными пересказами библейских и евангельских сюжетов составляло круг чтения ребёнка XVII- конца XVIII века.

        В XIX веке русская детская литература перешагнула на новую ступень своего развития и тогда же начала формировать свой золотой фонд, насчитывающий сотни названий художественных произведений.

        Принцип формирования и разграничения текстов детской и “взрослой” литератур меняется от эпохе к эпохе и, расширяясь, захватывает часть произведений, которые раньше относились к области литературы взрослой. Можно даже сформулировать закон, согласно которому часть “взрослых” произведений пограничных жанров, а именно авантюрных, приключенчес- ких, художественно-документальных и ряда текстов, относящихся к фольклору и эпосу, постепенно переходят в детскую литературу.

        Примеров того, как взрослые книги становились детскими, немало. К их числу можно отнести большинство романов Вальтера Скотта, Марка Твена и Жюля Верна. Все эти книги писались не для детей, но довольно быстро их читательская аудитория помолодела. Часто дети принимали и «забирали себе» книги, написанные не для них.

        Так произошло с «Робинзоном Крузо» Дефо, которого Руссо объявил лучшей детской книгой, хотя Дефо создавал его не для юношеской аудито- рии. Известно, что Г.-Х.Андерсен приходил в бешенство, когда его называли детским писателем, да и «Дон Кихот» Сервантеса, столь любимый многими детьми, адресовался взрослому читателю.

        Одновременно с тем детская литература всегда была намного     консервативнее литературы взрослой и гораздо тяжелее принимала новые имена и новые книги.

Информация о работе Жанр автобиографической повести в русской литературе второй половины XIX - начала XX веков ( Л.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский )