Жанр элегии в творчестве Е.А.Баратынского и А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:23, творческая работа

Описание

Обращение к данной теме представляется нам актуальным, прежде всего потому, что интерес к творческому наследию Пушкина и Баратынского всегда остается неизменным. Кроме того, в последние годы все чаще проявляются тенденции к переосмыслению любовного содержания произведений многих авторов.

Содержание

I Введение ……………………………………………………………………………………….3
II Основная часть
Жанр элегии в творчестве Е.Баратынского и А.Пушкина…………………………….4
Художественные принципы Баратынского Е.А. и Пушкина А.С………………...5
Сравнительный анализ стихотворений ………………………………………………..7
III Заключение………………………………………………………………………………….11
IV Список литературы ………

Работа состоит из  1 файл

научная.docx

— 45.31 Кб (Скачать документ)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Т.Г.Шевченко

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Кафедра функциональной лингвистики

 

 

 

Научная работа по теме

«Жанр элегии в  творчестве Е.А.Баратынского и А.С.Пушкина»

 

 

 

 

        

                                                                       Подготовила студентка                                                                             

                                                                                                 II курса дневного отделения

                                                                     201 группы

                                                                                Антоновская А.С.

                                                                            Руководитель –

                                                                                            Старший преподаватель  
                                                                                                       Бавенкова Ирина Анатольевна

                                         

 

 

 

 

Тирасполь 2012

Содержание

 

I  Введение ……………………………………………………………………………………….3 
II Основная часть

  1. Жанр элегии в творчестве Е.Баратынского и А.Пушкина…………………………….4
  2. Художественные принципы Баратынского Е.А. и  Пушкина А.С………………...5
  3. Сравнительный анализ стихотворений ………………………………………………..7

III  Заключение………………………………………………………………………………….11

IV Список литературы …………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

История элегии насчитывает  не одно тысячелетие. Будучи динамическим жанром, элегия существенно различается  в те или иные исторические эпохи  и в разных национальных традициях. Не должно смущать и то обстоятельство, что жанр элегии может быть сразу  представлен несколькими жанровыми  разновидностями. Так, элегия -самый  распространенный лирический жанр эпохи  романтизма - в русской поэзии начала ХIХ века предстает преимущественно  в виде кладбищенской элегии (в  духе "Сельского кладбища" Т. Грея). В 1810-1820-е годы начинает господствовать форма унылой элегии, получившая свое классическое выражение в лирике. К середине 1820-х годов уже ощутимо  проявляется кризис элегического жанра.

 

  Обращение к данной теме представляется нам актуальным, прежде всего потому, что интерес к творческому наследию Пушкина и Баратынского всегда остается неизменным. Кроме того, в последние годы все чаще проявляются тенденции к переосмыслению любовного содержания произведений многих авторов.

Цель:

 – выявить особенности любовного жанра в лирике Е.Баратынского и А.Пушкина

– уметь анализировать текст  на уровне

—идейно-тематическом (образы и мотивы)

—лексико-стилистическом  (лексика  и синтаксис)

— метрико-ритмическом ( метрика и  ритмика)

 

 

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                

 

 

                                                                                                                     Ах, он любил, как в наши лета

                                                                                                                                 Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта 

Ещё любить осуждена…

А.С.Пушкин

 

  1. Жанр элегии в творчестве Е.Баратынского и А.Пушкина

         Начало XIX века. Это время характеризуется направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и отношения к действительности. Именно в это время возникает новое направление в литературе и искусстве - романтизм, для художественной системы которого главной ценностью является человек и его внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

         Человек ощутил себя носителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личного достоинства воодушевляли человека. Исторические события стали просматриваться сквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к коренной перестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый, романтический тип мышления. Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в ту пору стала элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустными настроениями.

 

       Элегия - очень динамичный жанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того, жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, в начале XIX века - это преимущественно кладбищенская элегия, в 1810 - 1920-е годы начинает господствовать форма унылой элегии (В.А. Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая) элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявляться кризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания, его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, А. Пушкина и Е. Баратынского, показало, что элегия еще не исчерпала всех своих возможностей.

         Но одно дело теоретически признать историческую изменчивость жанра, его динамическую природу, а другое (и значительно более сложное) -объяснить сам механизм этой изменчивости в индивидуальной художественной практике поэтов, в конкретно разворачивающейся динамике "существенной жизни произведения".

         Продолжим уже начатый разговор о жанре элегии в поэзии Пушкина и Баратынского. Разбор конкретных лирических произведений этих авторов позволит уточнить само определение природы элегического жанра, ибо широко бытующее в школьной среде представление об элегии как "песни печального содержания" (В. Г. Белинский), с нашей точки зрения, не выдерживает какой бы то ни было серьезной критики.

         Что же нового привнесли Баратынский и Пушкин в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Вот те вопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. И именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

 

 

 

 

2. Художественные принципы Баратынского Е.А. и Пушкина А.С.

 

     Творчество Е. Баратынского - одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического движения.

      С одной стороны, Баратынский - романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне противоречивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека, отразивший в своем творчестве одиночество этого человека. Ведь глубокие общественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризису просветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимо сознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которого характерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность. В отличие от романтиков, он предпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которые гибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынского не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв и холоден, а не страстен.

    В элегиях герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует, размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий, внутреннего смятения:

Я полон страстною тоской,

Но нет! рассудка не забуду…

(«Мне с упоением заметным…»)

     Одной из основных тем его элегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, с суровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишь разочарование:

Обман исчез, нет счастья! и со мной

Одна любовь, одно изнеможенье…

(«Сей поцелуй, дарованный  тобой…»)

     Герой его поэзии уже не может тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво и настороженно.

 

     С другой стороны, еще одной ключевой темой лирики Баратынского можно считать анализ собственной раздвоенности, противоречивости, колебаний:

 С тоской на радость  я гляжу,

Не для меня ее сиянье,

И я напрасно упованье

В больной душе моей бужу…

Все мнится: счастлив я ошибкой,

И не к лицу веселье мне.

(«Он близок, близок день  свиданья…»)

 

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что лирика Е. Баратынского очень личная, психологическая, но в то же время и философская.

        Чем же достигается этот синтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всего ориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюда и емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают форму афоризмов:

Пусть радости живущим  жизнь дарит,

А смерть сама их умереть  научит.

(«Череп»)

Невластны в самих себе

И, в молодые наши Леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

(«Признание») 

Критики отмечают высокую  интеллигентность стихотворений Баратынского.  Баратынский считал, что его поэзия – это не служение суетным потребностям общества, а стремление понять сущность жизни

 

Пушкин А.С. также работает в жанре любовной элегии, он завершает  эпоху этого жанра, так как  он исчерпал уже все образы и идеи.  Любовная лирика Пушкина крайне богата и многообразна. У неё есть целый  ряд  особенностей . Одна из них –  внежанровость. Другими словами, поэт нарушает существовавшие ранее каноны и полностью подчиняет форму  содержанию ( нет четкого разделения на элегию, послание,  романс и т.д.). Это касается всей лирики  Пушкина, и в частности любовной лирики. Например, знаменитое стихотворение  «К****» ( Анне Петровне Керн) с одной  стороны является посланием, но с  другой имеет определенные черты  романса и даже элегии.  

Помимо  новаторства в  области формы, Пушкин создает совершенно новую систему ценностей, и здесь  он в первую очередь движется в  сторону, противоположную  романтизму, отталкиваясь от него и противопоставляя ему житейскую мудрость. Поэт признает за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу.  Характерный пример – стихотворение  «Я вас любил…» (1829). Стандартная ситуация, когда оказывается, что избранница поэта разлюбила его, освещается совершенно по-иному, чем у романтиков (и сентименталистов). Для романтиков подобный сюжет – источник трагедии, порождающий целый вихрь страстей, когда противника закалывают на дуэли, а порой  и сами жертвуют жизнью, и проч.  Совершенно иное освещение эта ситуация получает у Пушкина. Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что «сердцу не прикажешь». Напротив, он благодарен ей за то светлое чуство, которым она озарила его душу. Его любовь – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству.

Любовь по Пушкину это  не аномалия, не психоз ( как это часто  бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь –  это чувство, даже если оно не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с  благоговением относится  к жизни, воспринимая её как удивительный божественный дар, а любовь – как  своего рода концентрированное, обостренное  ощущение жизни.

 

 

3. Сравнительный анализ стихотворений

 

Основанием для  сравнительной  характеристики  любовной лирики мы предпочли  стихотворения «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского

Передо мною два произведения с одним и тем же названием: «Признание» Пушкина и «Признание»  Баратынского.

Сходства обоих стихотворений  заключаются в следующем: по характеру  оба произведения являются лирической поэзией, по жанру – элегия. В  обоих стихотворениях лирические герои  выражают их очень откровенно, открывают  сокровенные уголки своей души.

Различия стихотворений  заключается в том, что если «Признание»  лирического героя Пушкина трогательное, нежное признание в настоящей  любви, то у Баратынского любовь уже  прошла:

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас  люблю!

 

И милый образ твой

И прежние мечтанья;

Безжизненны мои воспоминаньяВ произведениях прослеживается разное отношение лирических героев и к жизни, и к любимой. Так, пушкинский лирический герой – бесконечный романтик, жаждущий жизни, любви:

Мой ангел, я любви не стою

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так  чудо!

Ах, обмануть меня не трудно!

Я сам обманываться рад!

 

Любимая для лирического  героя Пушкина – «небесное  божество».

Я в умилении, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!

 

 А Баратынский грустит:

 

Печаль бесплодную рассудком  усмири

И не вступай, молю, в напрасный  суд

Со мною

Не властны мы самих  себе

И, в молодые наши мечты,

Даём поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе

Его как будто веселит, что некогда любимая будет  огорчена

И весть к тебе придёт, но не завидуй нам

Обмена тайных дум не будет  между нами

 

 

Традиционная элегия вообще избегала мотивировать ситуацию: она  задавалась изначала, и предыстория  ее, как правило, была для поэта  несущественна. У Баратынского художественный акцент ложится на психологическую мотивировку. Элегия перестает быть статичной; она превращается в своего рода биографию героя в миниатюре. «Признание» (1823) является одним из наиболее совершенных образцов такой биографии, о котором Пушкин писал: «„Признание“ — совершенство. После него  никогда не стану печатать своих элегий...». В этой элегии Баратынский обращается к традиционной теме любовного охлаждения, — но в отличие от «унылых элегиков» не столько описывает, сколько объясняет его. Угасание любовного чувства не есть следствие «вины», «измены» или даже «утраты молодости»; оно происходит само собой, силой времени и расстояния, потому что самая духовная жизнь подчиняется действию фатального и всеобщего жизненного закона. Это ощущение непреодолимого начала — «судьбы», властвующей над личностью, придает элегиям Баратынского особую философскую окраску. Лирическая тема болезненно сопротивляющейся, но уступающей и угасающей эмоции сопутствует «голосу рассудка», элегия становится внутренне драматичной.

Информация о работе Жанр элегии в творчестве Е.А.Баратынского и А.С.Пушкина