Жизнь и труд Н.А. Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:16, реферат

Описание

Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово на Украине. Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

Содержание

Краткие биографические сведения.
О роли и назначении поэта.
Вклад Н.А Некрасова в русскую литературу.
Некрасов и его роль в детской литературе.

Работа состоит из  1 файл

Реферат некрасов. Готовый.docx

— 33.52 Кб (Скачать документ)

План.

  1. Краткие биографические сведения.
  2. О роли и назначении поэта.
  3. Вклад Н.А Некрасова в русскую литературу.
  4. Некрасов и его роль в детской литературе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткие биографические сведения

    Некрасов  родился  28 ноября 1821 года в местечке Немирово на Украине. Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии.  Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера. Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Юноша там не только много читал, но и сам создавал литературные произведения.  Он хотел поступить в Петербургский университет, но подготовки в Ярославской гимназии оказалась недостаточной, и Некрасов определился вольнослушателем. Он в течение двух лет посещал занятия на филологическом  факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта действительно было тяжелое. Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах. Кроме того, на публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати. Но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины крестьянки. Но литературный талант Некрасова не остался незамеченным. При поддержке Ф.А.Кони, издателя театрального журнала «Репертуар и пантеон», он знакомится с В.Г.Белинским, который оказал на поэта огромное влияние – нравственное, литературное, идеологическое. Благодаря дружбе с великим критиком Некрасов порывает с романтическими увлечениями юности и создает глубоко реалистические стихи. В 1847 году писатель И.И.Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакционный талант. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40-60-х годов Х1Х века. Поэтический расцвет Некрасова начался 1855 года. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 года. Поэт глубоко продумал художественную композицию этой книги. Стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856) открывало сборник. В этом сборнике была опубликована поэма «Саша», в которой автор хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от других героев. В это же время были написаны «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастье». Первый сборник стихов принес Некрасову широкую известность. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861). В этом произведении он расширил предполагаемый круг своих читателей  и обратил в своем посвящении к народу. К тому же он за свой счет напечатал эту поэму в серии «Красные книжки» и распространил ее в народе через деревенских мелких торговцев. Такого еще не было в русской литературе.   Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Обращаясь к прошлому, поэт рассуждал о современности. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70-х годов Х1Х века. 1875 года Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой, мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остается, верен своей Музе. И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878).

Вклад Н.А Некрасова  в русскую литературу.

    С именем Некрасова связана целая  эпоха русской поэзии. Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Опираясь на их замечательные  открытия, Некрасов внес много принципиально  нового, своего, открывающего новые  пути. Широко раскрытыми глазами посмотрел  он на окружавшую действительность и  увидел и сказал то, что до него сказано  не было. Дальнейшее расширение границ поэзии, еще более тесное сближение  с жизнью во всем ее разнообразии, демократизация тем, мотивов и самого языка, художественно-выразительных  средств являются неотъемлемыми  качествами творчества Некрасова. Не только идейная целеустремленность (поэт называет свою музу "печальной спутницей  печальных бедняков"), не только бесстрашие правды, но и смелое новаторство  поэтической формы сделали его, по словам Н. Г. Чернышевского, "создателем совершенно нового периода" в поэзии, создателем целого направления. Некрасова  трудно с кем-нибудь спутать, настолько  оригинален и образ поэта, возникающий  со страниц его произведений, и  его берущие за душу интонации. Не в меньшей степени, чем Некрасов - автор эпических произведений и  Некрасов-сатирик, потрясает душу читателя и Некрасов-лирик. Но вообще следует  подчеркнуть, что эпическое и  сатирическое начала тесно переплетены  в его поэзии с началом лирическим. Всюду слышится взволнованный голос  поэта-демократа, всюду ощущается  его неповторимая личность, и, с другой стороны, из, казалось бы, глубоко интимного  чувства, из проникновенной картины  русской природы естественно  вырастает в его стихах постоянно  тревожащая сознание поэта тема народных бед, социального неустройства и  социальной несправедливости.

      Ф. М. Достоевский говорил о  Некрасове, что его сердце было  ранено в самом начале жизни,  рана эта никогда не заживала  и была всю жизнь источником  его страстной и страдальческой  поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати  лет юный поэт изведал голод  и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой,  а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились  на всем творчестве Николая  Алексеевича. Но мы знаем также,  что еще раньше, в детстве, в  его сердце укрепилась боль  за страдания своего народа. 
 
 

     Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта

     Особенность русской литературы состоит в  том, что она всегда была теснейшим  образом связана с актуальными  проблемами общественной жизни. Великих  писателей России глубоко волновали  судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они  видели смысл своего творчества в  служении народу, в борьбе за его  свободу и счастье. И Пушкин, и  Лермонтов утверждали мысль о  том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

     Некрасов  выступил преемником и продолжателем  этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

     С твоим талантом стыдно спать;

     Еще стыдней в годину горя

     Красу долин, небес и моря

     И ласку милой воспевать...

     Некрасов  предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить  участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в  пустых разговорах и бездействии. Взволнованный  монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин  вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить  не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность  в красоте, справедливости, вере.

     Будь  гражданин! служа искусству,

     Для блага ближнего живи,

     Свой  гений подчиняя чувству

     Всеобнимающей любви.

     Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении  гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким  поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего  народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

     ...Там  били женщину кнутом,

     Крестьянку  молодую,

     Ни  звука из ее груди,

     Лишь  бич свистал, играя...

     И Музе я сказал: "Гляди!

     Сестра  твоя родная!"

     Некрасовская  муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению  народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей  печальных бедняков, рожденных для  труда, страданий и оков". Она  не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

     В порыве ярости, с неправдою людской

     Безумная  клялась начать безумный бой...

     Муза  ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать  народные страдания и поведать о  них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик  двух поэтов. С нескрываемой иронией  пишет автор о популярности и  славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

     Любя  беспечность и покой,

     Гнушаясь  дерзкою сатирой,

     Он  прочно властвует толпой

     С своей миролюбивой лирой.

     Но  все симпатии Некрасова на стороне  того поэта, "чей благородный гений  стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек  его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и  одобрения.

     И веря и не веря вновь

     Мечте высокого призванья,

     Он  проповедует любовь

     Враждебным  словом отрицанья.

     Некрасов  убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и  красоту. Ее назначение — служить  обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное  мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым  задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о  содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

     Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого  пути, видя главную свою заслугу  в служении народу, в борьбе за его  интересы:

     Я лиру посвятил народу своему,

     Быть  может, я умру неведомый ему,

     Но  я ему служил — и сердцем  я спокоен...

     Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских  писателей нашего столетия, утверждая  неразрывную связь литературы с  жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные  потрясения и прозрения. Поэзия и  сейчас помогает людям осмыслить  трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и  счастью. 

     Некрасов  и его роль в  детской литературе.

     Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта. Учительное, просветительное начало отчетливо звучит в стихотворении “Дядюшка Яков” (1867). В нем Некрасов с симпатией поведал о коробейнике-книгоноше. Поэт интересовался трудом офеней, одно время через них распространял в народе свои “красные книжки” (изданные в красной обложке), где были помещены поэма “Коробейники”, “Школьник” и другие стихотворения.

     На  селе появление разносчика-офени - большое  событие, настоящий праздник. Так  и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные  выкрики: “По грушу! По грушу! Купи, сменяй”. Среди “товара всякого” поэта особенно привлекают книжки:

     Мальчик-сударик!

     Купи  букварик!

     Отцы  почтенны!

     Книжки  неценны;

     По  гривне штука --

     Деткам  наука!..

     Букварь не пряник,

     А почитай-ка,

     Язык  прикусишь...

     Букварь не сайка,

     А как раскусишь,

     Слаще ореха. 

     Сердобольный  дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: “Коли бедна ты, так будь ты умна!” Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении “Школьник” (1856). 

Информация о работе Жизнь и труд Н.А. Некрасова