Жизнь и творческий путь Василия Шукшина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:58, биография

Описание

Краткое, красочное описание творческой деятельности Василия Шукшина, с упором на жизнь и судьбу этого талантливейшего писателя, актёра, режиссёра.

Работа состоит из  1 файл

Шукшин.docx

— 1.27 Мб (Скачать документ)

Жизнь и творческий путь Василия Шукшина


 

                                                                                            Выполнил студент  302  Ф.Х.Д.

                                                                              Степанов Александр.  

                                                                                                                                                                                                                             

                        Нижний Новгород  2012 г.

Детство

  Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали. О том, как это произошло, позднее вспоминала его жена - Мария Сергеевна Шукшина:

«Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий  губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю? А самого как лихоманка бьет...

По Чуйскому тракту тогда  много заключенных работало. Бывало, им потихоньку то хлебушка, то картошки сунешь. У самих тоже не больно было. Своего все высматривала. Нет, не нашла...»

Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22 летняя Мария Сергеевна  Шукшина впала в отчаяние. Есть свидетельства, что в тот момент она хотела отравить себя и детей, лишь бы не видеть того, что происходило  вокруг. Но это отчаяние длилось  недолго. Затем пришло трезвое осознание  того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария  Сергеевна вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина. Как вспоминал позднее Василий Шукшин: «Это был человек редкого сердца - добрый, любящий... Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми…»

Однако и этот брак оказался недолгим - в 1942 году П. Куксин погибнет на фронте.

Так и стал тринадцатилетний Василий  Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме.

По воспоминаниям очевидцев, Василий  Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что  называется, «Себе на уме». В общении  со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его  не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько  насмехались над товарищем. В  таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки  Катуни и скрывался на ее островах по нескольку дней.

Лет в пятнадцать к Василию пришла первая любовь. Это была четырнадцатилетняя девочка из их села Маша Шумская. Как и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета, гуляли по берегу, мечтали... Он провожал ее с тырла.

"В  люди" 
В 1943 году в шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". До 1945 года он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось бросить учебу и устраиваться на работу. 
Первым местом работы Василия Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация». Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на Турбинный завод в Калуге, затем - на Тракторный завод во Владимире.

В апреле 1949 года последовала новая  смена рабочего места - на этот раз  Шукшина отправили на строительство  электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство  железноророжного моста на станции Голицыно. Именно там (в октябре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.

 

                                                                                       


 

 

 

Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе.

Рассказывает П. Лунев: «Василий Шукшин вместе с двумя другими первогодками был зачислен в отделение Николая  Филипповича Шмакова. Шукшин сразу  обратил внимание своей серьезностью, возмужалостью, высокой ответственностью за выполнение воинского дола. Был  матросом исполнительным, трудолюбивым, работал молча, сосредоточенно. (Сослуживцы называли его за это «мольчальником». - Ф. Р.) Его любимая поговорка была: «Не падай духом, знай работай, да не трусь!»

Ответственный, внимательный к делу матрос Василий Шукшин нес радиовахты наравне со старослужащими, лучшими  специалистами, и неудивительно, что  вскоре ему повысили классность, назначили  на должность старшего матроса. Выделялся он среди сослуживцев и характером. В общении с товарищами, когда речь шла о службе, был краток, праздных разговоров не любил, суждения его были авторитетны...

В. Шукшин много читает, он частый посетитель Морской библиотеки. Пишет - и не только письма родным и близким, которым  он писал много и часто. Это  были и первые литературные пробы  молодого Шукшина. Именно в Севастополе  проявился его писательский талант. Бывшие сослуживцы-матросы хорошо помнят, как Василий Шукшин в 1950-1951 годах  читал им свои рассказы «Двое на телеге» и «Разыгрались в поле кони»...

Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой  круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил  им, писал для него театральные  миниатюры, сценки; увлекался спортом, особенно боксом...»

Между тем прослужить «от звонка до звонка» Василию Шукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка. По рассказам  Шукшина, ему стало плохо прямо  на палубе. Его скрутила такая адская боль, что он едва не потерял сознание. Видя это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его на берег. А  на море в это время разыгрался шторм. Но иного выхода не было, и  Шукшина положили в шлюпку. Далее  послушаем его собственный рассказ: «Вот так раз - и вверх, а потом  вниз проваливаешься. А боль - прямо  крик кричал: «Ребята, ребята, довезите!»  Стыдно, плачу, а не могу, кричу. А  они гребут. Не смотрят на меня, гребут. Довезли».

Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского  флота комиссовала Шукшина.

 

Возвращение в родные пенаты

 Вернувшись в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Мария Ивановна говорит, что это было самое счастливое время. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора.

 Однако проучительствовал недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя - поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором райкома партии. И вот тогда Вася Шукшин решает отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. Мария не препятствовала мужу, поскольку видела, что тот просто бредил Москвой. Поддержала сына и мать Мария Сергеевна, более того, сделала все, что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

Поступление во ВГИК

Так летом 1954 года Шукшин оказался в  Москве. Одет он был в полувоенный  костюм, гимнастерку, из-под которой  виднелась тельняшка, на ногах были брюки-клеши и сапоги.

Рассказывает Юрий Никулин: «Василий рассказывал о том, как он поступал во ВГИК. Когда он приехал с Алтая  сдавать вступительные экзамены, места в общежитии не оказалось. Шукшин решил ночевать на бульваре недалеко от Котельнической набережной. Только задремал на скамейке, как его разбудил высокий худощавый мужчина с палкой в руках. Шукшин, приняв его за сторожа, испугался.

- Чего спишь здесь? - спросил  мужчина. 

- Ночевать негде, - ответил Шукшин.

- Пойдем ко мне, переночуешь, - сказал незнакомец.

Привел к себе домой, напоил чаем и всю ночь вел с ним разговоры.

Когда Шукшин уже начал учиться, ему кто-то издали показал на режиссера  Ивана Пырьева. И Василий Шукшин узнал в нем человека, у которого провел ночь. Только много лет спустя Василий в беседе с Пырьевым спросил:

- А вы помните, , как я у вас ночевал однажды?

- Не помню, - ответил Пырьев. - У меня много кто ночевал».

Однако вернемся в лето 1954 года.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Василий Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». Далее рассказывает бывший сокурсник Василия Шукшина кинорежиссер Александр Митта: «Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда и подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм... На экзамене Роммм ему говорит: «ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?» Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Роммм сказал: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером». И тут вдруг Василий Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина - с хвостом на четырех копытах - и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь - во... Где уж тут книжки читать!» Вгиковские бабки счастливы - нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку»».

 

Расставание с первой женой

   Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. А в 1957 году вскоре в Сростки пришло письмо. Василий писал матери, мол, так и так, полюбил другую женщину, с Марией буду разводиться. Сельский почтальон по ошибке передал письмо Шумским. Тесть, Иван Степанович, поехал в Москву. Поговорил с зятем по душам. Пригрозил, что убьет, если тот не вернется к его дочери. Но у Шукшина уже была другая подруга жизни...  
Но Мария ни когда не держала на него зла. Уже гораздо позже, после его смерти она скажет: "Почему-то я всегда о нем помнила. Иногда глаза закрою, а он у меня в глазах стоит. И даже с открытыми глазами я все равно его вижу - молодого, веселого... И чем это объяснить, даже не знаю". 
Мария Ивановна так и осталась жить в селе и работать учительницей.

Творчество

  Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная. Искусство — писателя, актера, кинодраматурга — постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены.

  “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми” - писал Шукшин. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, жизнь, 40 - 70х годов - послевоенного тридцатилетия.

  Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только хорошим или только плохим.

Не отсюда ли, от непонимания творчества Шукшина, идут ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, непредсказуемость поступков: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.   Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя и в правду импульсивны и естественны. И поступают они так в силу собственных нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных.

Активно и плодотворно формировался Шукшин в конце пятидесятых годов  и как писатель.В студенческом общежитии, в комнате, где живут еще два человека, он упорно, чаще всего ночами, пишет свой первый роман. Пишет и рассказы, но они пока что не воспринимаются им как что-то большое и настоящее. Пишет и стихи.Первые написанные рассказы Шукшина были о детстве, а также о разных деревенских проблемах, о которых могли спорить в сельсовете. Этот вывод, похоже, подтверждается и составом, тематикой его рассказов, вошедших в первую его книгу - "", - которая увидит свет в 1964 году.

Информация о работе Жизнь и творческий путь Василия Шукшина