Жизнь и творчество Ф. М. Карамзин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 21:18, реферат

Описание

В последние десятилетия XVIII века в России постепенно складывается новое литературное направление - сентиментализм. Определяя его особенности, П.А. Вяземский указывал на «изящное изображение основного и повседневного». В противоположность классицизму сентименталисты декларировали культ чувств, а не разума, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………...3

II. Биография Н.М. Карамзина………………………………………………..….4

III. Особенности творчества Н.М. Карамзина…………………………………..7

IV. Заключение…………………………………………………………………..18

V. Библиография…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

карамзин.docx

— 38.27 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

I. Введение………………………………………………………………………...3

II. Биография Н.М. Карамзина………………………………………………..….4

III. Особенности творчества Н.М. Карамзина…………………………………..7

IV. Заключение…………………………………………………………………..18

V. Библиография…………………………………………………………………19

 

    Введение 

    К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

    В.Г. Белинский. 

    В последние десятилетия XVIII века в  России постепенно складывается новое  литературное направление - сентиментализм. Определяя его особенности, П.А. Вяземский  указывал на «изящное изображение основного  и повседневного». В противоположность  классицизму сентименталисты декларировали  культ чувств, а не разума, воспевали  простого человека, освобождение и  совершенствование его естественных начал. Герой произведений сентиментализма  не героическая личность, а просто человек, с его богатым внутренним миром, разнообразными переживаниями, чувством собственного достоинства. Основная цель дворянских сентименталистов - восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовные богатства, изобразить семейные и гражданские добродетели.

    Излюбленными  жанрами сентиментализма стали  элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть. На смену господству драматургии  приходит эпическое повествование. Слог становится чувствительным, напевным, подчёркнуто эмоциональным. Первым и самым крупным представителем сентиментализма был Николай  Михайлович Карамзин.

 

    Биография Н.М. Карамзина 

    Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) родился 1 декабря  в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1873 году, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего «Московского журнала» И. Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога». Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784 году, переехал в Москву, где становится одним из деятельных участников журнала «Детское чтение для сердца и разума», издававшегося Н. Новиковым, и сближается с масонами. Занимается переводами религиозно-нравооучительных сочинений. С 1787 года регулярно публикует свои переводы «Времён года» Томсона, «Деревенских вечеров» Жанлис, Трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».

    В 1789 году в журнале «Детское чтение»  появилась первая оригинальная повесть  Карамзина «Евгений и Юлия». Весной он отправляется в путешествие по Европе: посещает Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 года из Франции переезжает в  Англию.

    Осенью  возвращается в Москву и вскоре предпринимает  издание ежемесячного «Московского журнала», в котором была напечатана большая часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, Боярская дочь», «Флор Силин», очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлёк И. Дмитриева, А. Петрова, М. Хераскова, Г. Державина, Львова, Нелединского-Мелецкого и других. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1970-е годы Карамзин издавал первые русские альманахи - «Аглая» и «Аониды». Наступил 1793 год, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793), «Сиерра-Морена» (1795), стихотворения: «Меланхолия», «Послание к А.А.. Плещееву» и другие.

    К середине 1790-х Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской  литературе. Он был непререкаемым  авторитетом для В. Жуковского, К. Батюшкова, юного Пушкина.

    В 1802-03 годах Карамзин издавал журнал «Вестник Европы», в котором преобладали  литература и политика. В Критических  статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что  способствовало становлению русской  литературы как национально-самобытной. Ключ к самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть «Марфа-посадница». В своих политических статьях  Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

    Стараясь  воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою «Записку о Древней  и Новой России» (1811), вызвав его  раздражение. В 1819 году подал новую  записку - «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большее недовольство царя. Однако Карамзин не отказался  от своей веры в спасительность просвещенного  самодержавия и осудил восстание  декабристов. Однако Карамзина-художника  по-прежнему высоко ценили молодые  писатели, даже не разделявшие его  политических убеждений.

    В 1803 году через посредство М. Муравьёва  Карамзин получил официальное звание придворного историографа. В 1804 году он приступил к созданию «Истории государства Российского», над которой  он работал до конца дней, но не завершил. В 1818 году были изданы первые 8 томов «Истории», величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 году вышел 9-й том, посвящённый царствованию Ивана Грозного, а в 18245 году - 10-й и 11-й, о Фёдоре Иоанновиче и Борисе Годунов. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня по новому стилю) 1826 года в Петербурге.

 

    Особенности творчества Н.М. Карамзина 

    Мировоззрение Карамзина.

    Карамзин  с начала столетия был прочно определён  на литературное жительство в хрестоматиях. Его изредка издавали, но не для  чтения собственно, а с просветительскими  целями. У читателя же сложилось  твёрдое убеждение, что Карамзина  и брать в руки не нужно, тем  более что в самой краткой  справке дело не обходилось без словечка «консервативный». Карамзин свято верил  в человека и его совершенствование, в разум и просвещение: «Уничтожься  на веки мысленная и чувствительная сила моя, прежде, нежели я поверю, что  сей мир есть пещера разбойников и злодеев, добродетель - чуждое растение на земном шаре, просвещение - острый кинжал в руках убийцы».

    Карамзин  открыл для русского читателя Шекспира, переводя в пору юношеских тираноборческих  настроений «Юлия Цезаря», выпустив его в свет с восторженным вступлением  в 1787 году, - именно эту дату надо считать  начальной в шествии творений английского трагика в России.

    Мир Карамзина- мир идущего духа, находящегося в непрерывном движении, вобравшего в себя всё, что составляло содержание предпушкинской эпохи. Никто столько не сделал для насыщения воздуха эпохи литературно-духовным содержанием, как Карамзин, прошедший множество предпушкинских дорог.

    Кроме того, надлежит увидеть силуэт Карамзина, выражающего духовное содержание эпохи, на обширном историческом окоёме, когда  один век уступал место другому, и великому писателю было суждено  играть роль последнего и первого. Как  завершитель - «глава школы» отечественного сентиментализма - он был последним  писателем XVIII века; как открыватель  новой литературной области - исторической прозы, как преобразователь русского литературного языка - он, несомненно, стал первым - во временном смысле - писателем XIX века, обеспечив отечественной словесности выход на мировое поприще. Имя Карамзина первым прозвучало в немецкой, французской и английской литературах.

    Карамзин  и классицисты.

    Классицисты видели мир в «ореоле блеска». Карамзин сделал шаг к тому, чтобы  увидеть человека в домашнем халате, наедине с самим собою, отдавая  предпочтение перед юностью и  старостью «среднему возрасту». Величавость русских классицистов не была отброшена Карамзиным, - она  сгодилась при показе истории  в лицах.

    Карамзин  пришёл в литературу, когда классицизм потерпел первое своё поражение: Державин в 90-х годах XVIII века уже был признан  крупнейшим русским поэтом, несмотря на полное его пренебрежение к  традициям и правилам. Следующий  удар классицизму нанёс Карамзин. Теоретик, реформатор русской дворянской литературной культуры, Карамзин ополчился  против основ эстетики классицизма. Пафосом его деятельности был призыв к изображению «естественной, не украшенной природы»; к изображению «истинных чувств», не связанных условностями представлений классицизма о характерах и страстях; призыв к изображению мелочей и повседневных деталей, в которых не было ни героизма, ни возвышенности, ни исключительности, но в которые свежему, непредубеждённому взгляду открывались «неизведанные красоты, свойственные мечтательному и скромному наслаждению». Однако, не следует думать, что «естественная природа», «истинные чувства» и внимательность к «незаметным деталям» превращали Карамзина в реалиста, стремившегося отобразить мир во всём его правдивом многообразии. Мировоззрение, связанное с дворянским сентиментализмом Карамзина, как и мировоззрение, связанное с классицизмом, располагало лишь к ограниченным и во многом искажённым представлениям о мире и человеке.

    Карамзин - реформатор.

    Карамзин, если рассматривать его деятельность в целом, явился представителем широких  слоёв русского дворянства. Вся реформаторская деятельность Карамзина отвечала интересам  дворянства и в первую очередь - европеизации русской культуры.

    Карамзин, следуя философии и теории сентиментализма, осознаёт удельный вес личности автора в произведении и значения его  индивидуального зрения на мир. Он предлагает в своих произведениях новую  связь между изображаемой действительностью  и автором: личное восприятие, личное чувство. Период Карамзин строил так, чтобы  в нём было ощущение присутствия  автора. Именно присутствие автора превращало прозу Карамзина в  нечто совершенно новое по сравнению  с романом и повестью классицизма. Рассмотрим художественные приёмы, наиболее часто используемые Карамзиным на примере  его повести «Наталья, боярская дочь».

    Стилистические  особенности повести «Наталья, боярская дочь» находятся в неразрывной  связи с содержанием, идейной  направленностью этого произведения, с его системой образов и жанровым своеобразием. В повести отражены характерные черты стиля, свойственные беллетристической прозе Карамзина  в целом. Субъективизм творческого  метода Карамзина, повышенный интерес  писателя к эмоциональному воздействию  его произведений на читателя обусловливают  в них изобилие перифразов, сравнений, уподоблений и т.п.

    Из  различных художественных приемов - прежде всего тропы, которые дают автору большие возможности высказать своё личное отношение к предмету, явлению (т.е. показать, какое впечатление автор испытывает, или с чем может быть сравнимо впечатление, производимое на него каким-либо предметом, явлением). Употреблены в «Наталье, боярской дочери» и перифразы, вообще характерные для поэтики сентименталистов. Так, вместо того, чтобы сказать, что боярин Матвей был стар, близок к смерти, - Карамзин пишет: «уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи». Жена боярина Матвея не умерла, а «заснула вечным сном». Зима - это «царица хлада», и т.д.

    Встречаются в повести субстантивированные  прилагательные, не являющиеся таковыми в обычной речи: «Что ты делаешь, безрассудная!»

    В использовании эпитетов Карамзин идёт преимущественно двумя путями. Один ряд эпитетов должен оттенить внутреннюю, «психологическую» сторону предмета, с учётом того впечатления, которое предмет производит непосредственно на «сердце» автора (и, стало быть, на «сердце» читателя). Эпитеты этого ряда как бы лишены реального содержания. Такие эпитеты - характерное явление в системе изобразительных средств писателей-сентименталистов. И повести встречаются «вершины нежных гор», «любезный призрак», «сладкие грёзы», у боярина Матвея «чистая рука и чистое сердце», Наталья становится «пасмурнее». Любопытно, что Карамзин одни и те же эпитеты прилагает к различным предметам и понятиям: «Жестокий! (думала она). Жестокий!» - этот эпитет относится к Алексею, а несколько строчек спустя Карамзин называет мороз «жестоким».

    Другим  рядом эпитетов Карамзин пользуется для того, чтобы оживить создаваемые  им предметы, картины, воздействовать на зрительное восприятие читателя, «заставить заблистать, загореться, засиять описываемые  им предметы. Так создаётся им декоративная живопись.

    Кроме эпитетов указанных видов, у Карамзина  можно отметить ещё одну разновидность  эпитетов, которая встречается значительно  реже. Через этот «ряд» эпитетов Карамзин передаёт впечатления, воспринимаемые как бы со слуховой стороны, когда  какое-либо качество по производимой им экспрессии может быть приравнено к  понятиям, воспринимаемым на слух. «Луна  спустилась , и серебряным кольцом брякнули в боярские ворота.»; Здесь отчётливо слышится звон серебра, - в этом и заключается основная функция эпитета «серебряный», а не в указании, из какого материала было сделано кольцо.

Информация о работе Жизнь и творчество Ф. М. Карамзин