Жизнь и творчество Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:14, реферат

Описание

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы
ниже, чем перед памятью Некрасова».

Работа состоит из  1 файл

Вступление.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

Вступление 

     «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы

ниже, чем  перед памятью Некрасова».

     Так сказал о Некрасове А.  В Луначарский. Существо поэзии Некрасова можно определить так – демократизм. На протяжении ста с лишним лет творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель, говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев, писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный, но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах, помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он

говорил о  народе, а потому, что народ говорил  им. Отсюда все особенности его языка: темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова «народный поэт» определяли бы так точно.

     Картины народной жизни, нарисованной  Некрасовым, Впечатляют правдивостью  и глубиной. Вера в революционное возрождение России никогда не покидала его.

     Поэт хорошо нарисовал  картину пробуждения сознания и чувства собственного достоинства у  русских крестьян. В своих произведениях он выражал самые сокровенные мечты и надежды русского крестьянства. С любовью и уважением Некрасов рисует  образы простого человека. Он  подчеркивает его ум, смекалку,

талант и  человеческое достоинство.

     Для передовой молодежи второй  половины XIX века поэт – гражданин,  народный поэт был идеалом писателя. Молодые люди стремились быть полезными народу, делать дело, нужное для него. Некрасов познакомил молодежь с народом, дал ей пищу для размышления, заставил полюбить и понять его. Революционное воздействие его стихов было очень велико. Своими стихами Некрасов будил сознание современной ему передовой молодежи, призывал ее к действию. Он показал угнетенное состояние народа, которое должно было родить протест в сердцах молодых людей, небезразличных к судьбе родины. Из воспоминаний Георгия Валентиновича Плеханова: «Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение.. Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!.».

     На приведениях Некрасова воспитывалось  не одно поколение революционеров. Его запрещенные цензурой стихи издавались в подпольных типографиях, его песни пелись в революционных кружках, его мысли были созвучны лучшим умам эпохи.

     Некрасов оказал огромное влияние  на русскую литературу. Но Некрасов  не только выразитель надежд крестьян, борец за светлое будущее народа, но еще и лирик, прозаик и драматург, сатирик и критик. На протяжении тридцати лет Некрасов издавал самые прогрессивные журналы того времени – «Современник», а после его

закрытия  – «Отечественные записки». В них  публиковали свои произведения Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, А. Островский и другие крупнейшие писатели России.

    

Детство и становление  поэта. 

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечки Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» - как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество. Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах: Под наши густые, старинные вязыНа отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей. Рабочий расставит, разложит снаряды – Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята?» а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.

     Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

     Также близки с детства стали  ему родные поля, луга.

     Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой.

     Они стонали от непосильной работы.

Ребенок начал  задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

     Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.

     Его мать, Елена Андреевна, кроткая  женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты,

попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным голосом».

     Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!

     Елена Андреевна была знатоком  мировой поэзии и часто рассказывала  сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Любовь к матери описана в многих стихах поэта: «Родина», «Мать», «Баюшки-

баю»,  «Рыцарь  на час» и др. Это стихотворения  автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

    

Учеба 

В 1832 году Николай  со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него после этого времени отражено в двух строчках:

.придешь,  бывало, в класс. Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие,

невежественные  и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он

посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось  лишь чтение, и он

пристрастился к нему. Читал что придется, в  основном журналы, но попадались и

серьезные книги. Большое впечатление на него произвела  революционная ода

Пушкина «Вольность».

В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии.

Отец решил  отправить его в Петербург, в  Дворянский полк – так называлась

военная школа, славившаяся бессмысленной и  жестокой муштрой.

Но Некрасова  привлекала другая судьба. Он хотел  поехать в Петербург, чтоб

учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных

журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного

путешествия в ямщицкой телеге он приехал в  Петербург. «За славой я в столицу

торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел

стать поэтом.

В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся  с ним вместе в гимназии. Они

помогали  ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец

узнал, что  его сын не поступил в Училище  и направил ему грубое письмо, в

котором писал, что не будет давать сыну денег.

В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи  в столичном журнале «Сын

отечества»  с примечанием «Первый опыт 16-летнего  юного поэта».

Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был

самый трудный  период жизни Некрасова. Он жил в  убогой комнатушке в подвале,

питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился

к художнику  Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам.

В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных

языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в  сентябре

того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению

философского  факультета.

Первые стихи  поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не

получил и  продолжал голодать.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских  стихов «Мечты и

звуки». Но сомнения терзали его,  и он отправился за советом к В.А.

Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без

имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя

под псевдонимом  «Н.Н».

Но вскоре стали появляться отрицательные  отзывы на первый сборник. Некрасов

вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию

экземпляры, - ни одного не продалось. Это был  лучший урок». Поэт скупил почти

весь тираж  своей книги и уничтожил его.

Неуспех книги  не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное

количество  стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей,

рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так  мало платили поэту за его

титаническую  работу. Он продолжал испытывать нужду  еще пять лет.

Именно в  этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое

предназначение  в литературе. Он видел, каково живется  бедноте в условиях

рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового  народа. Впервые это

сказалось в  его стихотворении «Говорун» 1843 года:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней  нищим трудное,

Миллионерам – рай.

Здесь всюду  наслаждения

Для сердца и  очей.

Здесь все  без исключения

Возможно  для людей:

При деньгах  вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег  умереть.

В том же году – или немного позднее –  в одной своей прозаической повести  он

Информация о работе Жизнь и творчество Некрасова