Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:28, реферат

Описание

Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата событиями. Он родился и вырос в семье, принадлежавшей к верхам русской академической интеллигенции. Домашнее образование, гимназия и университет последовательно обозначили детство, отрочество и юность поэта. К нему рано пришла известность... В начале зрелости он уже был автором многих блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь его текла без внешних потрясений и катастроф.
Откуда же такой размах творчества, бесконечная глубина его поэзии? Александр Блок жил в эпоху войн и революций, тютчевская формула о «роковых минутах мира» может быть полностью отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока вобрало в себя отголоски Порт-Артура и Цусимы, громы и раскаты Первой мировой и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 1905 г., заревами Февральской и Октябрьской революций.
Все эти эпохальные события отложились в душе поэта, заставили тревожней биться сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением и пророческой мудростью...»

Содержание

1.Введение……………………………………………….3
2.Жизнь и творчество…………………………………...4
• Детство. Отрочество. Юность.
• Творческий дебют
• Символизм Блока
• «Театр»
3.Заключение……………………………………………8

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и творчество русского символиста А.docx

— 27.70 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила ученица 11 «Б» класса Хилевич Рита

 

 

Оглавление

1.Введение……………………………………………….3

2.Жизнь и  творчество…………………………………...4

  • Детство. Отрочество. Юность.
  • Творческий дебют
  • Символизм Блока
  • «Театр»

3.Заключение……………………………………………8

4.Список использованной литературы………………..9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Имя Александра Блока тесно связано с сознанием  читателя с таким течением, как  символизм. Ведь все поэты, принадлежавшие школе символизма, смотрели на все  события, происходившие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. В стихах и прозе символистов  всегда присутствуют какие-то таинственные образы, над разгадкой которых  иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки  направления. При чтении его стихов, кажется, что поэту надоели эти  «рамки», ему тесно.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит к тому или иному направлению литературы. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов ⅩⅩ века – Блока. Его можно считать продолжателем и завершителем традиций великой русской культуры ⅩⅠⅩ века, основоположником новой русской поэзии ⅩⅩ века, наследником и продолжателем традиций романтический, автором вдохновенных пророчеств о гибели старого мира, создателем первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество 
 
Детство. Отрочество. Юность

Александр Блок родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 года, в Санкт-Петербурге. Отец будущего поэта, Александр Львович Блок, молодой ученый-юрист, профессор Варшавского университета, с блестящими, по свидетельству современников, способностями, имел неуравновешенный и неуживчивый характер. К тому же был затворником, кабинетным человеком. 
Жена смогла прожить с ним всего два года, которые вспоминались потом, как тяжкий сон. Осенью 1880 года она возвратилась в Петербург, в родительский дом. Здесь и появился на свет ее сын Александр. Детство и отрочество Александра Блока прошли в доме семьи Бекетовых и были овеяны духом матери. Мать всегда была рядом с сыном — не физически, так мысленно. Дед поэта — известный профессор ботаники, ректор Петербургского университета. Бабушка — неутомимая переводчица, «список трудов ее» громаден. Детство мальчика было уютно и безоблачно. Ранней весной Бекетовы выезжали в свое подмосковное имение Шахматово, приобретенное ими по совету друга семьи Д. И. Менделеева. Эта «благоуханная глушь» была в детстве и ранней юности будущего поэта окном в родные края. 

В 1889 году Александра Андреевна второй раз вышла замуж. Ее мужем стал поручик гренадерского  полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух. Мать Блока надеялась, что сын обретет отца. Надежда исчезла при первых же встречах отчима с пасынком. Франц Феликсович отнесся к мальчику вежливо-равнодушно. После замужества Александра Андреевна покинула бекетовскую квартиру и поселилась на казенной квартире мужа. Через два года Саша пошел во Введенскую гимназию, где обучение велось по классической программе, учили, как вспоминал Блок, «почти исключительно грамматикам», и учили «свирепо». Любимым занятием мальчика было составление домашних журналов — семейное развлечение в интеллигентных слоях русского общества. 
 
Мать поддержала творчество сына. Подобно всем детским произведениям, стихи и рассказы Саши Блока жизнерадостны и непосредственны. Подростком будущий поэт стал выпускать семейный журнал «Вестник». Это уже было серьезное предприятие. Игра в журнал, длившаяся три года, была своеобразной литературной школой. Блок легко пишет стихи, подражая Жуковскому, Пушкину, Лермонтову, язык его богат, он прекрасно чувствует литературные стили. В январе 1897 года другое увлечение потребовало полной отдачи молодых сил. Это увлечение — театр. 
 
Окончив гимназию весной 1898 года, Блок подал документы в Петербургский университет на юридический факультет и был принят. В силу своего характера Александр не принимал участия в студенческом революционном движении, поэтому скоро почувствовал себя изолированным: ни с левыми, ни с правыми. Это было невесело и неприятно, но менять такое положение поэт не хотел. В начале 1901 года сердцем поэта завладела любовь к Любе Менделеевой, дочери известного химика. «Стихи о Прекрасной Даме», создававшиеся в течение трех лет (1901-1903), передают бесчисленные изгибы глубокой и страстной любви. Летним утром 1903 года невеста и жених переступают порог церкви, расположенной между Шахматовом и Бобловом, в которой их обвенчали. 
 
Годы учения Блока пришлись на самый бурный период в истории Петербургского университета. Поэт не принимал деятельного участия в политической борьбе студентов, но был ее свидетелем и испытывал, конечно, ее воздействие. Отчасти под влиянием университетских событий мировоззрение поэта становится более демократичным. Университет, как поэт сам признавался, дал ему «некоторую умственную дисциплину и известные навыки».

Творческий дебют

Писать стихи  Блок начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию началось с 1900-1901 годов. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия Владимира Сергеевича Соловьева, поэзия Афанасия Афанасиевича Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступил в переписку, в 1904 лично познакомился с Андреем Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.

В 1903 вышел  «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы и  три стихотворения Александра Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы». В марте 1904 Александр Александрович начал работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе — 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Владимира Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).

 

 

Символизм Блока

 
    Творчество Александра Блока, гениального  поэта, “трагического тенора эпохи”, как звала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских  литературных течений того времени  — символизма. Именно с ним связаны  основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.     

Формирование, развитие и творческий рост Блока  связаны с воздействием на его  эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.  
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: 
 
    Ты в белой вьюге, снежном стоне  
    Опять волшебницей всплыла,  
     И в вечном свете, вечном звоне  
    Церквей смешались купола. 
 
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной. 
 
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:  
 
    Что буря жизни, если розы  
    Твои цветут мне и горят!  
    Что человеческие слезы,  
    Когда румянится закат! 
 
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: 
 
    Я встал и трижды поднял руки.  
    Ко мне по воздуху неслись  
    Зари торжественные звуки,  
    Багрянцем одевая высь. 
 
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.  
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: 
 
    Дремлю — и за дремотой тайна,  
    И в тайне — ты почиешь, Русь. 
 
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”: 
 
    Мы на горе всем буржуям  
    Мировой пожар раздуем… 
 
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.  
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.  
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы: 
 
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.  
     Все померкло, прошло, отошло... Или:  
    Вот лицо возникает из кружев,  
    Возникает из кружев лицо. 
 
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо.

 

 

«Театр»

Первоначально участие Александра Александровича Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями  о долге интеллигенции перед  народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта  об «очищающей революционной стихии»  и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожаемости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти Александра Сергеевича Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит  в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца.

Александр Александрович  Блок скончался 7 августа 1921 года, в Петрограде. Похоронен 10 августа. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов. 

 

 

 

 

Заключение

«Блока я  считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени».

Анна Ахматова            

«Александр Блок — художественное явление огромной силы и размаха, соединяющее в себе русскую классику и новое искусство. 
      Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата событиями. Он родился и вырос в семье, принадлежавшей к верхам русской академической интеллигенции. Домашнее образование, гимназия и университет последовательно обозначили детство, отрочество и юность поэта. К нему рано пришла известность... В начале зрелости он уже был автором многих блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь его текла без внешних потрясений и катастроф. 
      Откуда же такой размах творчества, бесконечная глубина его поэзии? Александр Блок жил в эпоху войн и революций, тютчевская формула о «роковых минутах мира» может быть полностью отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока вобрало в себя отголоски Порт-Артура и Цусимы, громы и раскаты Первой мировой и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 1905 г., заревами Февральской и Октябрьской революций. 
      Все эти эпохальные события отложились в душе поэта, заставили тревожней биться сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением и пророческой мудростью...»

С. С. Наровчатов. Слово о Блоке, 1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Интернет  ресурсы :  http://www.litra.ru/composition/get/coid/00071201184864025636/

http://www.biografii.ru/biogr_dop/blok_a_a/blok_a_a.php

http://lit-helper.ru/p_Biografiya_Bloka_Aleksandra_Aleksandrovicha

http://www.prosv.ru/ebooks/Kunarev_Rus-lit_XXv/4.html

http://to-name.ru/biography/aleksandr-blok.htm

http://referat.ru/referats/view/21867


Информация о работе Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока