Жизненный путь и творчество К.А. Темирязева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание

Мне хотелось бы показать, что великий научный синтез, который произвёл Климент Аркадьевич в физиологии растений, связан с широтой его научного мировоззрения и, в последнем счёте, с его демократическими общественными взглядами. Хотелось бы показать это в рамках краткого биографического очерка. Для этого следует, прежде всего, вспомнить юность Тимирязева и проследить идейные общественные влияния, которые легли в основу последующего развития его мировоззрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..2
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО К.А. ТЕМИРЯЗЕВА..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… 16
ЛИТЕРАТУРА………………………………………. 20

Работа состоит из  1 файл

Когда пишешь о таком человеке.docx

— 50.75 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..2
  2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО К.А. ТЕМИРЯЗЕВА..3
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… 16
  4. ЛИТЕРАТУРА……………………………………….  20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ВВЕДЕНИЕ 

    Когда пишешь о таком человеке, как Тимирязев, нельзя сохранить тон и стиль простого, объективного изложения и комментирования его научных взглядов и открытий. Предисловие к сочинениям учёного всегда в какой-то мере должно следовать литературной манере и стилю этого учёного. Литературное наследство Тимирязева, будь то публицистика; популярные статьи, исторические экскурсы или специальные исследования, отличается глубоко индивидуальным и эмоциональным характером. Тимирязев как бы беседует с читателем, беседует с присущим ему блеском, всесторонней эрудицией и задушевностью. Дальше скажу об этом подробнее, а пока отмечу, что в этом проявилась важная литературная традиция, идущая, пожалуй, от Герцена. Но дело не сводится к традиции. Основное - личность Тимирязева. Тимирязев - это не только великий разум, но и великая душа. Поэтому о нём нельзя писать, как о других учёных. Анализ его работ был бы неполным, если бы не включал общественно-политических характеристик, воспоминаний, впечатлений. А когда вспоминаешь жизнь Тимирязева, то прежде всего, естественно, на ум приходит её самый значительный момент.

    Мне хотелось бы показать, что великий научный синтез, который произвёл  Климент Аркадьевич в физиологии растений, связан с широтой его научного мировоззрения и, в последнем счёте, с его демократическими общественными взглядами. Хотелось бы показать это в рамках краткого биографического очерка. Для этого следует, прежде всего, вспомнить юность Тимирязева и проследить идейные общественные влияния, которые легли в основу последующего развития его мировоззрения. Затем нужно остановиться на общем биологическом credo Тимирязева, на его пропаганде дарвинизма. Далее я хочу проследить (или, по крайней мере, попытаться проследить) те стороны мировоззрения Тимирязева, которые связывают пропаганду дарвинизма с физиологическими исследованиями. Наконец, нужно изложить основное содержание физиологических открытий, сделавших имя Тимирязева бессмертным в истории науки, и в заключение следует вспомнить последнее десятилетие жизни Климента Аркадьевича вплоть до памятной траурной даты 28 апреля 1920 года.  
 

2.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО К.А. ТЕМИРЯЗЕВА 

   Тимирязев родился 22 мая 1843 года. Уже в детстве в своей семье он воспринял революционно-демократические идеи и настроения. На первом месте "Науки и демократии", книги, посвященной родителям, Тимирязев писал, обращаясь к ним:

"С  первых проблесков моего сознания, в ту тёмную пору, когда, по  словам поэта, «под кровлею  отеческой не западало ни одно  жизни чистой, человеческой, плодотворное  зерно», вы внушали мне, словом  и примером, безграничную любовь  к истине и кипучую ненависть  ко всякой, особенно общественной, неправде" (К.А. Тимирязев, Сочинения,  т. IX, стр. 11. *).

Отец  К.А. Тимирязева Аркадий Семёнович, принадлежавший к старому русскому дворянскому роду, исповедывал последовательные республиканские взгляды. Он был участник похода 1813-1814 годов и в конце его, приближаясь к Парижу, мечтал увидеть исторические места великой французской революции. Это было известно окружающим, и поэтому в тот самый момент, когда Аркадий Семёнович рассматривал в бинокль с Монмартра расстилавшийся перед ним Париж, он получил распоряжение начальства о немедленном возвращении домой.

После военной службы Аркадий Семёнович  служил директором таможни, но, в конце  концов, репутация "неблагонадёжного" лишила его службы. Поэтому, когда  Клименту Аркадьевичу было 15 лет, многочисленная семья осталась без средств, и с этого времени уже началась трудовая жизнь юноши Тимирязева.

Мать  Тимирязева, Аделаида Клементьевна, по происхождению англичанка, помогла своим детям получить разностороннее образование и овладеть, в частности, основными европейскими языками. По-французски и по-английски Тимирязев с раннего детства говорил так же свободно, как и на родном языке. Матери Тимирязев обязан и своим первоначальным музыкально-эстетическим образованием. Несомненно, что своеобразное изящество речи и литературного стиля Тимирязева находится в связи с теми эстетическими интересами, которые были пробуждены ещё в детстве.      Основные интересы семьи были общественными. В семье Тимирязевых не было раскола между "отцами и детьми". Родители передавали детям наиболее радикальные по тогдашнему времени общественные идеи. Семейная хроника рассказывает, что в 1848 году один знакомый обратился к Аркадию Семёновичу с вопросом о будущности его четырёх сыновей.   "Какую карьеру готовите вы своим четырём сыновьям?" "Какую карьеру? А вот какую. Сошью я пять синих блуз, как у французских рабочих, куплю пять ружей и пойдём с другими - на Зимний дворец". Отец Тимирязева и его мать были очевидцами восстания декабристов. Они рассказывали детям о том, как рабочие, строившие Исаакиевский собор, бросали камни в царские войска, выстроившиеся на Сенатской площади. Этот знаменательный факт ускользнул от внимания большинства историков и в то же время был замечен и подчёркивался в семейных преданиях семьи Тимирязевых.Старший брат Климента Аркадьевича Дмитрий оказал большое влияние на его научные интересы. Он был крупным специалистом в области сельскохозяйственной и фабрично-заводской статистики. О его работах упоминает Ленин в статье "К вопросу о нашей фабрично-заводской статистике". Характерно, это социально-экономические и статистические работы Дмитрия Аркадьевна Тимирязева базировались на широком естественно-научном образовании. Одна из первых работ Дмитрия Тимирязева была чисто физиологической и относилась к трудам Сенебье по физиологии растений, т.е. к первым началам той дисциплины, которую избрал впоследствии Климент Аркадьевич. Для русской науки вообще характерно участие натуралистов в разработке технико-экономических проблем. Достаточно вспомнить о работах Менделеева. Сейчас эти традиции особенно важны, так как многие передовые и революционные технико-экономические замыслы основываются  на раразработке наиболее передовых естественно-научных физических, физико-химических и биологических идей. Эта тенденция имела место уже у старшего брата Тимирязева, а в собственных работах Климента Аркадьевича синтез передовых научных и общественных идей был поднят на несравненно более высокий уровень.

От старшего брата Тимирязев мог получить и некоторые первоначальные физико-химические экспериментальные навыки. Дмитрий  Тимирязев устроил у себя дома лабораторию по перегонке нефти. В экспериментах ему помогал  Климент Аркадьевич. Однако в полной мере естественно-научные интересы были результатом более широких общественных влияний. Климент Аркадьевич достиг юношеского возраста в начале шестидесятых годов, которые, по его замечанию, собственно, начались ещё в 50-х годах. Действительно, в конце 50-х годов пробудились новые общественные интересы, связанные отчасти с естественно-научным образованием. "Нигилисты"-шестидесятники выдвигали естествознание как общественное знамя. Базаров в разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым, сформулировав идеи передовой молодёжи своего поколения, заканчивает беседу словами:

"- Переберите  все наши сословия, да подумайте  хорошенько над каждым, а мы  пока с Аркадием будем...

- Надо  всем глумиться, - подхватил Павел  Петрович.

- Нет,  лягушек резать" (И.С. Тургенев, Отцы и дети, Гослитиздат, 1935, стр. 67. Ред.).

 Эти  лягушки были, в известной мере, символом: экспериментальная физиология  в частности и естествознание  вообще подрывали те общественные  устои, защитниками которых были "отцы".

Таким образом, Тимирязев полностью воспринял  идеи революционных демократов-шестидесятников, то наследство, от которого, по выражению  Ленина, никогда не отказывались русские  ученики Маркса. У Добролюбова  и Чернышевского Тимирязев воспринял  остро враждебное отношение ко всяким полумерам, реформизму, попыткам ограничить творческую революционную инициативу народа. Он верил в народ, любил  его и ждал от русского народа великих  дел. Тимирязев уже в юности с  глубоким энтузиазмом оценивал многовековую прогрессивную роль русского народа. В статье "Полвека" Тимирязев  писал о русском народе и русской  армии:

"Русский  народ и вышедший из его  рядов русский солдат был всегда  равно достоин, равно велик  и в счастии, и в несчастии; и в несчастии, может быть, ещё более, чем в счастии"  (Соч., т. IX, стр. 36)

Тимирязев сам неоднократно подчёркивал решающее значение идей 60-х годов для развития его миросозерцания.

"Поколение, - писал он, - для которого начало  его сознательного существования  совпало с тем, что принято  называть шестидесятыми годами, было, без сомнения, счастливейшим  из когда-либо нарождавшихся на Руси. Весна его личной жизни совпала с тем дуновением общей весны, которое пронеслось из края в край страны, пробуждая от умственного окоченения и спячки, сковывавших её более четверти столетия. И вот почему те, кто сознают себя созданием этой эпохи, неизменно хранят благодарную память о тех, кто были её творцами"

Отличие Тимирязева от других шестидесятников  состояло в том, что естественно-научные идеи гармонически, без семейного конфликта, вытекали из традиций и настроений, воспринятых в детстве.

В 1861 году Климент Аркадьевич поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского .университета. Уже в следующем году он был уволен из университета, так как от студентов потребовали, чтобы они дали подписку об отказе участвовать в общественных беспорядках. Несмотря на внушение в полицейском участке, Тимирязев отказался подписать соответствующий документ. Лишь год спустя Климент Аркадьевич вернулся в университет в качестве вольнослушателя.

В университетах 60-х годов передовые общественные идеи были очень тесно связаны  с передовыми естественно-научными взглядами. Тимирязев уже в это время сочетает пропаганду дарвинизма с общественной пропагандой. Он воспринимает идеи Чернышевского, Добролюбова и Писарева, следит за развитием революционного движения на западе и, в частности, рабочего движения и в то же время популяризирует новейшие естественно-научные открытия. Характерно перечисление тех работ, которые Тимирязев написал на студенческой скамье. В 1864 году он написал статьи "Гарибальди на Капрере" и "Голод в Ланкашире". С того же года Тимирязев начинает помещать в "Отечественных записках" статьи о дарвинизме и в следующем году выпускает "Краткий очерк теории Дарвина". Одновременно он подготавливает научные доклады для кружка под руководством профессора А.Н. Бекетова.

В 1866 году Тимирязев окончил вольнослушателем естественное отделение и получил  учёную степень кандидата за работу о печёночных мхах. Два года спустя Тимирязев сделал на съезде естествоиспытателей  своё первое сообщение "О разложении атмосферной углекислоты растениями под влиянием солнечного света".

В 1869 году появилась программная работа Тимирязева "Значение лучей различной преломляемости в процессе разложения углекислоты  растениями". Эта работа явилась  началом нового направления в  науке. Как всегда бывает, новое открытие вызвало целый ряд нападок. В  данном случае реакционное сопротивление  новым взглядам шло из кругов немецкой науки.

В 1868-1870 годах Тимирязев учился и работал  за границей под руководством Кирхгофа, Бунзена, Гофмейстера, Клода Бернара, Бертло и Буссенго. Последний оказал особенно большое влияние на идеи и направление интересов Тимирязева.

За время  своего пребывания за границей, в конце 60-х годов, Тимирязев развивал не только свои естественно-научные представления, но и общественные идеалы. Он познакомился с русской революционной эмиграцией и увидал Францию, которая в это время быстрыми шагами шла к Парижской Коммуне.

Вернувшись  из-за границы, Тимирязев приступил  к преподаванию в Петровской сельскохозяйственной академии. Интересно отметить, что  в это время Тимирязев уже  познакомился с "Капиталом", оказавшись одним из первых читателей книги  Маркса. "Это было так давно, - пишет  Тимирязев, - что Владимир Ильич тогда  ещё не родился, а Плеханову, которого многие наши марксисты считают своим  учителем, было всего десять лет. Осенью 1867 года проездом из Симбирска, где  я производил опыты по плану Д. И. Менделеева, я заехал к П. А. Ильенкову, в недавно открытую Петровскую академию. Я застал П. А. Ильенкова в его кабинете-библиотеке за письменным столом; перед ним лежал толстый свеженький немецкий том с ещё заложенным в него разрезальным ножом; это был первый том «Капитала» Маркса. Так как он вышел в конце 1867 года, то, очевидно, это был один из первых экземпляров, попавших в русские руки. Павел Антонович тут же с восхищением и свойственным ему умением прочёл мне чуть не целую лекцшо о том, что уже успел прочесть; с предшествовавшею деятельностью Маркса он был знаком, так как провёл 1848 год за границей, преимущественно в Париже..."

В 1871 году Тимирязев получил степень магистра, защитив диссертацию "Спектральный анализ хлорофилла", а в 1875 году защитил  докторскую диссертацию "Об усвоении света растением".

Два года спустя он получает в Петровской академии кафедру анатомии и физиологии растений и организует физиологическую лабораторию. В 80-90-х годах Тимирязев становится всё более популярным профессором-естествоиспытателем  и общественным деятелем. В профессорской  среде его считают "красным", и он становится притягательным центром  для наиболее радикальных представителей академического мира. Круг знакомых Тимирязева в это время чрезвычайно разнообразен. Близким другом его в это время  стал Владимир Иванович Танеев, брат знаменитого  композитора. Они познакомились  с Тимирязевым в Татьянин день 1877 года, когда на университетском  празднике историк Д.И. Иловайский призывал интеллигенцию забыть распри с самодержавием. В ответ на этот тост Танеев швырнул на пол свой бокал, а Тимирязев подошёл к  нему, пожал руку, и с этой минуты началась их многолетняя дружба.

Информация о работе Жизненный путь и творчество К.А. Темирязева