Анализ и перспективы развития рынка сбивных изделий Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Пастила и зефир – русское национальное лакомство, известное с XIV в. По всей России была известной и считалась лучшей коломенская и ржевская пастила. Ее изготавливали из антоновских яблок - русского сорта, не имевшего распространения в Западной Европе. Основным условием производства пастилы было высокое содержание естественных желирующих веществ в плодовом сырье. Посредством проб разных ягод выяснили, что ее можно делать из брусники, рябины, малины, смородины.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Литературный обзор
1.1 Классификация и характеристика сбивных кондитерских изделий…..4
1.2 Сырье………………………………………………………………………
1.2.1 Основное сырье……………………………………………………5
1.2.2 Дополнительное сырье……………...…………………..………...8
1.3 Технология и этапы производства……………………………………....13
1.4 Показатели качества, характеризующие сбивные кондитерские
изделия.......................................................................................................19
1.5 Изменения, протекающие при производстве и хранении продукта…..22
1.6 Тара и упаковка зефира…………………………………………………..24
2 Исследование показателей качества сбивных кондитерских изделий
2.1 Объекты и методы исследования……………………………………….28
2.2 Определение органолептических показателей качества………………33
2.3 Определение физико-химических показателей качества……………..40
2.4 Обсуждение результатов эксперимента………………………………..49
3 Экономическая часть
3.1 Обзор российского и мирового рынка кондитерских изделий………53
3.2 Анализ и перспективы развития рынка сбивных изделий
Краснодарского края………………………………...…..……………….71
Заключение………………………………………………………………………..78
Список использованных источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ исправленный.doc

— 751.00 Кб (Скачать документ)

     Российский  рынок постоянно растет. На нем появляется все больше мелких региональных производителей, которые чаще всего занимают низшие ценовые ниши. Эксперты AC Nielsen считают, что в 2003 г. россияне потратят на сбивные изделия около 1,9 млрд. долларов против 1,6 млрд. долларов в прошлом году. Рост рынка в натуральном выражении составит от 10 до 21%. Спрос сейчас находится на уровне 1997 г. Однако потребление зефира растет. А у производителей есть запас и для наращивания производства, и для увеличения цен.

     В свою очередь прорыв на мировые рынки новых предприятий, например, таких, как кондитерские фабрики "А. Коркунов" (Московская область), "Русский шоколад", Московский булочно-кондитерский комбинат "Коломенское", Иркутское спирто - водочное объединение "Кедр" и многих других, показывает, что российской продукции уже тесно внутри страны, и она постепенно выходит на рынки ближнего и дальнего зарубежья, более сильно в страны СНГ и заметно, в США, Францию, Англию, Японию, Германию. Вместе с тем иностранные компании на российском рынке ведут себя достаточно активно, процесс освоения рынка продолжается ускоренными темпами. Объем импорта в Россию сахарных кондитерских изделий с 1999 года по 2001 год вырос более чем в 11 раз. Основными поставщиками импортной продукции являются Германия, США, Великобритания, Украина, прибалтийские страны, Финляндия, Польша, Нидерланды. Кондитерские изделия в нашей стране выпускают более тысячи предприятий, среди них не только специализированные кондитерские фабрики, но и предприятия, относящиеся к другим отраслям промышленности (хлебопекарной и др.), а также различные пищекомбинаты. Более трети мощностей сосредоточено на 25 крупнейших кондитерских предприятиях мощностью более 20 тыс. тонн в год. [19.с-116-167.]

     Структура импорта кондитерских изделий в России по странам представлена на рисунке 3.2 
 
 
 
 
 

      Рисунок 3.2 – Структура импорта кондитерских изделий в России по странам, (%) 

 
 

     Существенным  недостатком кондитерской отрасли  является неравномерность распределения производственных мощностей по территории страны: 50 % всех мощностей приходится на Центральный и Северо-Западный регионы (из них 14 % на Москву), 15 % на Поволжский регион, 13 % – на Северо-Кавказский. На остальные регионы приходится по 2–7 %. В последние годы в России появляются новые кондитерские производства. Так, например в Москве за последние 5 лет появилось более 10 кондитерских фабрик ("Русский шоколад", "Волшебница", "Коркунов", "Мечта", и др.), объем производства каждой из которых составляет порядка 20 тыс. тонн кондитерских изделий в год.

     Суммарных мощностей российских кондитерских фабрик вполне достаточно для того, что бы полностью удовлетворить потребность населения в конфетах и шоколаде, общая загрузка мощностей предприятий отрасли составляет не более 69 %. Действительно, суммарные мощности кондитерских фабрик составляют примерно 3 млн. тонн продукции в год. Так что даже при значительном росте спроса отечественные кондитеры смогут полностью удовлетворять потребности рынка.

     Аналитики отмечают тенденцию к повышению  спроса на продукцию класса "премиум". Например, по данным специалистов исследовательской компании "Бизнес-Аналитики", доля потребления зефира выросла за последний год почти в три раза. Все большую популярность завоевывает зефир с различными начинками, в шоколаде.

     Социологические опросы показывают, что свыше 40% потребителей предпочитают отечественные изделия. Показателен в этом отношении тот факт, что зарубежная корпорация, приобретя отечественную кондитерскую фабрику, полностью сохранила выпускаемый ею ассортимент продукции, привычной россиянам.

     Отечественные кондитеры не хотят, чтобы российский рынок окончательно захватили иностранные производители. Стоимость сбивных кондитерских изделий иностранных производителей, которые занимают 20% всего российского рынка, вообще не претерпела изменений. Зарубежным производителям, в отличие от отечественных, важна не только прибыль, но и доля, занимаемая на рынке.  После финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. на российском рынке кондитерской продукции сложились благоприятные для российских производителей условия, способствующие увеличению производства отечественной продукции и снижению доли импорта. [2.с-16-17.]

     Максимальной  выработки продукции отечественная  кондитерская промышленность достигла в 1990 году, когда было произведено в общей сложности более 2600 тыс. тонн продукции, а ее среднее потребление на душу населения составило 19,2 кг. Однако с 1991 г. объемы производства кондитерских изделий в стране постепенно снижались. Перелом наступил в 1997 году, когда прирост производства кондитерских изделий по сравнению с предыдущим 1996 годом составил 8,6 %. С тех пор наблюдается устойчивый рост производства кондитерских изделий.

     Тенденция роста объемов производства пищевых  продуктов к концу девяностых годов приобретает стабильный характер, экономические показатели несколько улучшились, пищевая промышленность становится одной из наиболее динамично развивающихся отраслей России, а кондитерское производство – одно из самых перспективных, ежегодный прирост производства составляет 7–10 %. Объем российского рынка кондитерской продукции в 2002 г. в денежном выражении составил 2,13 млрд. долларов. В 2003 г. в натуральном выражении составлял 2096 тыс. тонн произведенной продукции.

     Но  в 2003 году темп роста несколько замедлился, что объясняется перенасыщением рынка кондитерской продукцией. Эта тенденция наметилась уже в 2003 году: темп роста составил всего 7 %.

     По  оценке специалистов AC Nielsen, самым быстрорастущим сегментом российского кондитерского  рынка сейчас является зефир. Отмечается также тенденция к росту продаж фасованной продукции и падению доли карамели, продающейся на вес.

     Эксперты  не ожидают значительного увеличения импортных поставок сахарных кондитерских изделий. Исключение могут составить  только украинские конфеты. Западные фирмы стараются перевести в Россию как можно больше производственных мощностей. На сотрудничество с отечественными производителями идут многие иностранные компании.

     Сегмент рынка сбивных кондитерских изделий постепенно структурируется. Количество участников немного уменьшается за счет слияния отдельных компаний, а сама продукция начинает подстраиваться под строгие критерии брэндов.

     Сегодня в стране действует целый ряд  иностранных компаний, имеющих свои ниши в разных регионах. Дальнейшее освоение рынка и приобретение российских предприятий, по мнению западных компаний, - вопрос времени .

     Отсутствие  консервантов и использование традиционных отечественных рецептур позволяют реализовать 25% выпускаемого ассортимента немецким и эстонским торговым компаниям.

     Французская промышленная группа, планирует построить  в России вторую фабрику по производству кондитерских изделий. Ее стоимость составит, как и первой, около 30 млн. долларов. Внимание отечественных производителей кондитерской продукции привлекли новые виды изделий, которые можно отнести к группе кондитерских - это продукция длительного хранения.

     В сегменте упакованного печенья лидирует фабрика "Большевик" (Данон), которой принадлежит свыше 35% рынка крупных городов. Второе место занимает компания "СладКо", контролирующая 12% рынка. Единственный иностранный производитель в десятке лидеров - Orion (торговая марка Choco Pie), печенье которого почти вдвое дороже российской продукции.

     В отличие от упакованной продукции, развесной товар обычно продается только в регионе производства. Так, продукция самого крупного участника на рынке развесной продукции - фабрики "Брянконфи" - представлена всего в 7-10% торговых точек крупных городов. По оценке экспертов, на долю 10 крупнейших производителей приходится около 40-45% продаж в крупных городах, тогда как для упакованного зефира этот показатель значительно выше - 75-80%.

     Обострение  конкуренции среди производителей кондитерской продукции диктует необходимость проведения активной рекламной политики. Ведущие производители вкладывают в рекламу все большие суммы. По данным журнала "Вы и Ваш магазин", фабрика "Красный Октябрь" затрачивает в год на рекламу до 1,5 млн. долларов, а ежегодные расходы на рекламу в России такого транснационального гиганта, как Nestle, достигают 15 млн. долларов. Отечественные кондитеры принимают активное участие в различных рекламных мероприятиях.  

     Таблица 3.1 – Динамика роста производства кондитерской продукции в России 

Период Объем производства, тыс. тонн Темпы роста  в предыдущем году Данные 2003 г в % к 1999 году
1999 г 1509 7,55 100,00
2000 г 1628 7,88 107,88
2001 г 1753 7,67 116,17
2002 г 1958 11,69 129,75
2003 г 2096 7,04 138,89
 

     За  последние годы пристрастия российских потребителей претерпели некоторые изменения. Из большого разнообразия продуктов покупатель все чаще выбирает более полезные и натуральные. Эта тенденция распространилась и на такую, казалось бы, "неполезную" категорию продуктов питания, как кондитерские изделия. Наблюдается ощутимый рост спроса на фруктовый зефир — то есть на те кондитерские продукты, которые содержат полезные для человека натуральные ингредиенты. Такая продукция зачастую стоит дороже обычных конфет, но потребителя, как показывают продажи, это не пугает. Он готов платить за то, чтобы получить не просто вкусный и красиво упакованный, но и максимально полезный в данной категории продукт. Эта тенденция наблюдается не только на рынке тех кондитерских изделий, которые условно объединяют в категорию "сбивные кондитерские изделия"[6.с-24-27.].Во всех категориях кондитерских изделий становятся все более востребованными достаточно дорогие высококачественные продукты, рассчитанные на прогрессивных потребителей, которые трепетно относятся к собственному здоровью. Актуальны низкокалорийные сладости, а также продукты, обогащенные витаминами и минералами, имеющие дополнительную питательную ценность. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в крупных городах с высоким процентом населения, имеющего высшее образование, высокие доходы и социальный статус.

     Рынок кондитерских изделий в Москве является ареной наивысшей конкуренции. Рост доходов населения дает этому рынку хорошие шансы для дальнейшего развития. Перспективным можно считать даже рынок кондитерских изделий с короткими сроками хранения. При этом изделия должны удовлетворять ряду требований: иметь высокое качество, особые вкусовые характеристики, отличаться интересной отделкой, выпускаться под узнаваемой торговой маркой и продаваться по умеренной цене. Поэтому качественные и вкусные кондитерские изделия являются перспективными для выпуска, если они продвигаются под торговыми марками. Такие изделия имеют все шансы стать брендами, а выпуск брендовой продукции, как известно, открывает перед любым производителем самые большие перспективы. Рынок кондитерских изделий очень насыщенный и разнообразный. Однако весь ассортимент можно разделить на две основные группы — продукцию известных крупных российских производителей кондитерских изделий и продукцию мелких неизвестных фирм. Эти две представленные на прилавках группы товаров конкурируют между собой. Одна группа товаров имеет большое преимущество в виде известного имени производителя, а другая, как правило, — более низкие цены. Однако потребитель предъявляет все более высокие требования к качеству сбивных изделий, которое могут стабильно поддерживать крупные предприятия с собственными лабораториями, системами контроля качества сырья и готовой продукции. Все больший интерес потребитель проявляет к необычным изделиям, производимым по оригинальным рецептурам. Действительно, структура спроса на любом рынке постоянно и непрерывно меняется. Мы в этих условиях считаем важным не просто слепо следовать любым новым изменениям на рынке, но максимально эффективно использовать складывающуюся конъюнктуру для укрепления своих текущих позиций и формирования базы для будущего развития.

     Перспективность того или иного сегмента напрямую зависит от того, какие тактические и стратегические цели ставит перед собой компания и какими материальными и временными ресурсами она обладает для их достижения.

     Значительная разница в уровнях доходов населения — это единственная серьезная причина, которая определяет различную структуру потребления кондитерских изделий в городах, городах-миллионниках и во всей остальной России. Именно поэтому большей популярностью в сельской местности и в небольших городах пользуются менее дорогие изделия местного производства. В то же время, во всех регионах с ростом доходов растет потребление таких продуктов как зефир, мармелад, шоколад. [1.с-16-17.]

Информация о работе Анализ и перспективы развития рынка сбивных изделий Краснодарского края