Конкурентоспособность растительного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Получение высококачественных растительных масел может быть обеспечено за счет не только использования прогрессивных технологий, но и повышения качества семенного фонда. В настоящее время специалистами ВНИИ масличных культур разработано большое количество сортов семян масличных культур, которые обладают свойствами, обеспечивающими сохранность качества масел, как при хранении, так и при переработке.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
1.1. Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства…………….7
1.2. Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
1.3. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………
2. Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
3. Современный рынок растительных масел
3.1. Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
3.2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел….28
4. Оценка конкурентоспособности растительных масел
4.1. Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
4.2. Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

       Методы  исследования конкурентоспособности растительного масла:

       - анкетирование покупателей магазина «У кольца»

       - оценка конкурентоспособности 5 образцов растительного масла  экспертами

       Субъектом исследования являются:

      1. Эксперт №1 – Мухарова Наталия Александровна, студент ЧКИ гр. ТЭ-81С;
      2. Эксперт №2 – Каштанова Ирина Петровна, студент ЧКИ гр.ТЭ-83С;
      3. Эксперт №3 – Тарасова Юлия Валерьевна, студент ЧКИ гр. ТЭ-81С.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Современный рынок растительных масел

    1. . Состояние рынка растительных масел города Чебоксары

     Производство  растительных масел в России с 2006 по 2010 гг выросло на 4%, достигнув 2,87 млн т. В 2010 г объем производства растительных масел уменьшился на 12,9% относительно 2009 г. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Спрос на растительные масла в 2010 г со стороны промышленных предприятий упал почти на 10%. Спрос со стороны розничной торговли практически не изменился относительно 2009 г. Объем потребления заметно нарастил лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания.

     Основным  сектором продаж растительных масел  является промышленность, закупившая в 2010 г 1393 тыс т растительных масел. Розничная торговля реализовала в 2010 г 1434 тыс т масел, HoReCa – 133 тыс т. Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. Розничная торговля в основном сбывает оливковое и подсолнечное масла.

     Основным  видом масел на российском рынке  остается подсолнечное масло, составляющее порядка 70% всего оборота рынка, на втором месте стоит пальмовое  масло, с долей порядка 20% от общего объема продаж. Все остальные виды растительных масел суммарно занимают 10% рынка.

     В России резко растет объем производства масел с высокой степенью обработки. Если в 2006 г рафинированные и гидрогенизированные  масла составляли лишь 41% от общего объема производства, то к 2010 г их доля составила уже 60%. По прогнозам BusinesStat, к 2015 г доля рафинированных и гидрогенизированных масел в общем объеме производства растительных масел составит более 71%.

         В 2005 году доля сегмента подсолнечного масла составила 86% рынка. Кукурузное масло занимает 4,8% рынка. Оливковое масло занимает 0,6% рынка. Другое растительное масло (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д.) занимает 8,5% рынка.

         Литровые упаковки масла пользуются наибольшим спросом. На их долю приходится 74,5% рынка. Упаковки объемом от 0,5 до 1 литра занимают 16,4%, масло фасовкой 0,5л занимает 2,9% рынка, по 2,3% рынка приходится на тару объемом менее 0,5л и более 5л, 1,6% рынка растительных масел занимает растительное масло расфасованное в тару объемом 1 – 5л. 

         Рафинированное масло занимает 85% рынка.

         Ценовая структура рынка растительного  масла выглядит следующим образом. Наиболее дорогим является оливковое  масло. Стоимость 1 литра оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. На втором месте находится кукурузное масло. Цена за 1 литр кукурузного масла составляет 46,03 руб. На третьем месте по стоимости находится подсолнечное масло, 1 литр которого стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д. составляет 37,52 руб.  

     Ценовая структура рынка  растительного масла 

     

         В последние годы в России растет способность местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте. Тем не менее, обеспечить внутренний спрос на растительное масло способны, в первую очередь, те регионы, в которых расположены крупнейшие производители. Основное производство растительного масла сосредоточено в Южном ФО (42,2%), Центральном ФО (27,3%), Приволжском ФО (20,3%), то есть в регионах, где в основном производится сырье 

         

         Согласно данным Росстата и агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, производство растительного масла в текущем сезоне было выше на 4%, чем в предыдущем, однако спрос рос быстрее (на 5,3%), что послужило одной из причин колебания цен. В I квартале 2010 г. цены производителей на растительное масло снижались, потребительские цены, наоборот, росли.

         В I квартале 2010 года цены производителей на подсолнечное масло колебались, имея тенденцию к снижению. Темпы роста цен производителей подсолнечного масла в отчетном периоде носили понижательный характер, тогда как в предыдущем году темпы росли. Что касается потребительских цен на подсолнечное масло, то в I квартале 2010 г. они стабильно повышались. Однако, уровень этих цен был существенно ниже, чем в аналогичном периоде 2009 года.

         В настоящее время отмечается снижение концентрации рынка растительного масла за счет активного развития региональных игроков, а также роста доли частных марок.

         В Чебоксарах рынок растительных масел представлен такими производителями как агрохолдинг «Юг Руси», холдинг «Солнечные продукты», группа компаний «Астон», группа компаний «Русские масла», компания «ЭФКО», группа компаний «Нижегородский МЖК» 000 «Золотая семечка», 000 «Бунге СНГ» и др. Восновном потребители покупают рафинированное масло марок «Юг Руси», «Злато», «Олейна», «Золотая семечка». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         3.2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел

     Отечественная промышленность вырабатывает около 50 видов растительных масел, которые различаются жирнокислотным составом, количеством сопутствующих веществ, степенью очистки, органолептическими свойствами. В зависимости от вида рафинации вырабатывают масла нерафинированные, гидратированные, рафинированные, отбеленные, салатные. В соответствии с ГОСТ 30623-98 растительные масла в зависимости от жирнокислотного состава подразделяют на 8 групп.

     Подсолнечное  масло получают из семян подсолнечника — однолетнего растения семейства астровых. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличенным по вкусу и запаху. Рафинированное недезодорированное, гидратированное и нерафинированное масло высшего и 1-го сортов должно иметь вкус и запах подсолнечного масла без посторонних запахов, привкусов и горечи. В гидратированных и нерафинированных масле 2-го сорта допускаются слегка затхлый запах и привкус легкой горечи.

     Подсолнечное  масло имеет золотисто-желтый цвет. Наиболее интенсивно окрашено нерафинированное масло, наименее интенсивно — рафинированное дезодорированное.

     Подсолнечное  рафинированное и гидратированное  масло высшего и 1-го сортов должно быть прозрачным, без осадка. Допускается  легкое помутнение или «сетка» в  гидратированном масле 2-го сорта  и нерафинированном масле высшего  и 1-го сортов. В нерафинированном масле 2-го сорта может быть осадок, а над осадком — легкое помутнение.

     Хлопковое масло получают из семян однолетнего растения из семейства мальвовых.

     Рафинированное  хлопковое масло должно быть прозрачным, дезодорированное — без запаха, обезличенным по вкусу, недезодорированное — со свойственным запахом, без посторонних запахов и привкусов.

     Соевое  масло получают из однолетнего травянистого растения семейства бобовых.   

     Сырое соевое масло имеет коричневый цвет с зеленоватым оттенком, после рафинации — светло-желтый.

     Товарное  соевое масло должно быть прозрачным, в гидрати-рованном масле 2-го сорта  допускается легкое помутнение. Вкус и запах рафинированного дезодорированного масла обезличены, недезодорированного и гидратированного — свойственные соевому маслу, без посторонних привкусов и запахов.

     Арахисовое  масло получают из плодов земляного ореха (семейство бобовых).

     Арахисовое  масло рафинированное и нерафинированное высшего и 1-го сортов должно быть прозрачным, светло-желтым с зеленоватым оттенком. Техническое масло может быть более темным. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличено по вкусу и запаху.                     

     Горчичное масло получают из семян растения семейства крестоцветных.

     Оно коричневато-желтого или зеленовато-желтого цвета прозрачное. Пищевое масло имеет запах и вкус, свойственный горчичному маслу, без посторонних запахов, привкусов и горечи. Горчичное масло используют также в кондитерской и хлебопекарной промышленности.

     Рапсовое  масло получают из семян рапса — растения семейства крестоцветных.

     Рапсовое  масло имеет специфические вкус и запах, темно-коричневый цвет с  зеленоватым оттенком. После полного  цикла рафинации масло приобретает  светло-желтый цвет с легким зеленоватым  оттенком.

     Кукурузное  масло вырабатывают из зародышей кукурузы, получаемых в качестве отходов крупяного или крахмалопаточного производства.

     Сырое кукурузное масло имеет специфические  вкус и запах, цвет — от светло-желтого  до красновато-коричневого.

     Рафинированное  масло должно быть прозрачным, без осадка. В нерафинированном допускается легкое помутнение над осадком. Рафинированное дезодорированное масло должно быть обезличено по вкусу и запаху. Рафинированное недезодорированное и нерафинированное масла должны иметь вкус и запах, свойственные кукурузному маслу, без посторонних запаха, привкуса и горечи.

     Оливковое масло вырабатывают из плодов оливкового дерева семейства маслиновых.

     Оливковое масло имеет приятные вкус и запах. Цвет лучших сортов масла от светло-желтого  до золотисто-желтого, низших — с зеленоватым оттенком, обусловленный пигментами группы хлорофилла. В составе триглицеридов оливкового масла преобладают олеиновая, пальмитиновая и линолевая кислоты.

     Качество  оливкового масла зависит от способа  его извлечения. Высшие сорта получают холодным прессованием из мякоти недозрелых плодов. Такое масло, называемое «прованским», золотисто-желтого цвета, с легким приятным запахом. По мере увеличения температуры отжима качество масла снижается. При окончательном прессовании в условиях повышенных температур и после экстракции полуобезжиренных маслин получают столовое и техническое масло. Масло из плодов низкого качества, называемое «деревянным», имеет зеленый цвет и применяется в производстве туалетного мыла.

     Кокосовое масло получают из высушенной ядровой мякоти кокосового ореха (копры). Кокосовое масло имеет неприятный вкус и сладковатый запах. По консистенции напоминает коровье масло. После рафинации приобретает снежно-белый цвет. В его составе преобладают лауриновая и миристиновая кислоты. Особенностью кокосового и пальмоядрового масла является высокое содержание низкомолекулярных насыщенных кислот.

     Масло какао получают из какао-бобов. Оно имеет белый цвет, специфические вкус и запах.

     Пальмовое масло получают из мякоти плодов масличной пальмы. Оно содержит большое количество каротинов, поэтому окрашено в оранжево-красный цвет. Это масло имеет приятный специфический запах, напоминающий запах фиалки. Особенностью его является высокая подверженность самопроизвольному гидролизу.

       Кроме указанных показателей нормируются:

     массовая  доля нежировых примесей: в рафинированных маслах — отсутствуют, в большинстве  нерафинированных масел — не более 0,03—0,2%, в кукурузном масле не определяется;

     в хлопковом, кукурузном арахисовом, рапсовом, соевом масле определяют наличие мыла по качественной пробе — должно отсутствовать;

     йодное  число должно составлять (J2/100 г), не более: для подсолнечного — 125-145, хлопкового — 101-116, соевого — 120-140, горчичного — 92—123, арахисового — 83-105, рапсового — 94-106, кокосового — 12;

Информация о работе Конкурентоспособность растительного масла