Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание

Двигательный режим – одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим – это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура – 24 часа в сутки!» Физкультура – это умение владеть своими мышцами, суставами и многими другими функциями организма. Например, научившись правильно дышать, человек может управлять частотой сердечных сокращений и регулировать артериальное давление.

Содержание

17. Двигательный режим……………………………………………………….
3. Влияние физиологических, физических и психических факторов на работоспособность студента……………………………………………………
8. Понятие «физическое совершенство». Основные показатели физического совершенства…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Физ-ра.docx

— 34.53 Кб (Скачать документ)

Содержание

17. Двигательный  режим……………………………………………………….

3. Влияние физиологических, физических и психических факторов на работоспособность студента……………………………………………………

8. Понятие «физическое совершенство». Основные показатели физического совершенства…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха.

Двигательный  режим – одно из основных слагаемых  здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные  занятия. Двигательный режим – это  как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура – 24 часа в  сутки!» Физкультура – это  умение владеть своими мышцами, суставами  и многими другими функциями  организма. Например, научившись правильно  дышать, человек может управлять  частотой сердечных сокращений и  регулировать артериальное давление.

 

Наиболее  эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха). Учащимся необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским  жителям желательно отдыхать вне  помещения – на прогулках по городу и за городом в парках, на стадионах, в турпоходах в экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Режимы  труда и отдыха – это регламентированная продолжительность и чередование  периодов работы и отдыха в течение  смены, суток, недели, устанавливаемые  в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающие поддержание  высокой работоспособности и  здоровья работающих. Если режим работы разработан на основе учета колебания работоспособности человека – то это рациональный режим. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость работников, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.

Различают следующие режимы труда и отдыха: внутрисменный, суточный, недельный, годовой.

Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности  в течение дня и характера  работы.

Недельный режим труда и отдыха – зависит  от типа рабочей недели (5:2; 6:1).

Месячный – зависит от количества рабочих и выходных дней.

Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с  периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности  и трудового долголетия.

Большими  возможностями для совершенствования  режимов труда и отдыха обладают режимы гибкого рабочего времени, сочетающие периоды гибкого и фиксированного времени.

Режим гибкого рабочего времени - форма  организации рабочего времени (20-25 % от нормы рабочего времени), при которой  для отдельных работников и коллективов  структурных подразделений допускается  в определенных пределах саморегулирование  начала, окончания и общей продолжительности  рабочего дня. При этом требуется  полная отработка установленного законом  суммарного количества рабочих часов  в течение принятого учетного периода.

Исходя  из такого подхода в гибком режиме выделяют: 1) свободное время: начало и окончание работы. 2) фиксированное  время: работник обязан находится на рабочем месте (75-80%). Это благоприятный режим.

Производственная  гимнастика для офисных работников (офисная гимнастика)

Необходимость длительного соблюдения рабочей  позы в положении сидя (при работе за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы, сопровождается дискомфортом в области спины и шеи, ухудшает психо-эмоциональное состояние. Это приводит к снижению качества выполняемой работы и производительности труда.

Двигательный  навык – основа формирования двигательного  стереотипа. Двигательный навык характеризуется  словесными "рабочими формулами", которые произносятся мысленно про  себя или в виде команд. Эти команды  предполагают выполнение определенного  движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются  и заучиваются. Так формируется  двигательный навык. 

3. Влияние физиологических, физических и психических факторов на работоспособность студента.

Современные школьники и студенты проводят очень  много времени за компьютером  – незаменимым помощником в учебе, но при длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др.

Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием своей  личности, изучением стиля поведения.

Работоспособность - это способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической  природы человека, служит показателем  его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь  показателем успешности овладения  требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические  и физические особенности. Кроме  того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие  свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и  др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и  от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. 

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить  на три основные группы: 

1-я - физиологического характера - состояние  здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 

2-я - физического характера - степень  и характер освещенности помещения,  температура воздуха, уровень  шума и другие; 

3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. 

В определенной мере работоспособность в учебной  деятельности зависит от свойств  личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. 

Наряду  с этим успешность обучения может  быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени  обладают лица с преобладанием внутреннего  и внешнего торможения. 

Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют  студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием  внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных  процессов. 

Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью  возбуждения, большой силой нервной  системы, с преобладанием внутреннего  торможения. При выполнении учебной  работы монотонного характера у  лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной  системой. 

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных  на систематическое усвоение учебной  информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в  течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали  большой объем материала при  подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко  выраженный спад.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется  развитием физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального  давления и др.). До 17-18 лет процесс  всестороннего совершенствования  двигательной функции близок к завершению. Одновременно наблюдается увеличение максимальных показателей силы, быстроты движений и других показателей, что  свидетельствует о развитии двигательного  аппарата.

Молодые люди в этот период обладают огромными  возможностями для учебы, общественной деятельности. Поэтому физическая культура и спорт становится действительно  важным средством укрепления здоровья, естественной биологической основой  для формирования личности, эффективного обучения, успешной общественной деятельности. Формирование здоровья успешно может  проходить в условиях организации  здорового образа жизни.

Здоровый  образ жизни - это комплекс оздоровительных  мероприятий, обеспечивающих гармоничное  развитие, укрепление здоровья, повышают производительность труда. Это такие  формы и способы ежедневный, отказу от вредных привычек, закалке, оптимальный  двигательный режим. При таких условиях состояние здоровья студентов меняется и однозначно улучшается. Состояние  здоровья определяют влиянием многих факторов. Но в условиях, позволяющих сохранить здоровье, без сомнения, необходимо отнести и физическую культуру. Не следует считать, что занятия физической культурой и спортом автономно гарантируют отличное здоровье. Обязательным условием здорового образа жизни студента является отказ от употребления алкоголя, курения, наркотиков. 

8. Понятие «физическое совершенство». Основные показатели физического совершенства. 

Понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное.

Физическое  совершенство - процесс физического  образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью  и устойчивостью в служебной  и повседневной (бытовой) деятельности. Его организм отличается наилучшим  развитием и состоянием взаимосвязи  его функций, органов и систем друг с другом и окружающей средой. Это наилучшее состояние определяется в связи с возрастом человека и имеет оптимальную характеристику для каждого периода его жизни. Физическое совершенство может быть достигнуто в том случае, если человек  сохраняет здоровье в течение  своей жизни. 

Потребность в здоровье и высокой работоспособности  является базовой потребностью человечества. Именно поэтому на протяжении тысячелетий  складывались представления о физическом совершенстве, отраженные в образах  легендарных богатырей, героев эпосов и мифов, легенд и сказаний. Их отличительные черты - разносторонность и сверхчеловеческий уровень физического развития в сочетании с высокими моральными качествами - независимо от того, в какое время и у какого народа сложился этот образ. 

Потребность в физическом совершенствовании  присуща не только человечеству в  целом, но и отдельному индивидууму. Именно поэтому физкультурная деятельность должна рассматриваться не как государственная в основе, дополняемая общественно-самодеятельной и личной, а как личная в основе, поддерживаемая государством и общественностью в финансировании и организации, при участии частного капитала. Девиз системы физического воспитания "Готовься к труду и обороне" для общества требует замены на иной, ориентирующий на удовлетворение личных потребностей, например: 

"К  здоровью, силе, счастью и радости!". Перенос акцента на интересы  личности означает отказ от  классового подхода к явлениям  общественной жизни как от  единственно приемлемого регулятора  нравственных отношений и принятие  заботы об отдельном человеке  в качестве основного пути  совершенствования социальных взаимодействий  как главного принципа воспитания. 

Этот  путь на протяжении тысячелетий предлагает и утверждает религия, рассматривающая  ход событий как проявление божественной воли, реализуемой в поступках  людей. Отсюда - религиозная концепция  человека как воплощения божественного  замысла, установка на воспитание совершенного человека в единстве его духовных и телесных качеств, включающая и  его физическое совершенство. 

Информация о работе Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха