Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:28, контрольная работа
Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание.
2.Характеристика объективных показателей самоконтроля.
3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма.
4.Основы методики проведения и оценки проб Штанге и Генчи.
5.Сущность понятия «Здоровый образ жизни».
6.Список использованной литературы.
Преподаватель и тренер должны не реже одного раза в 1— 2 недели проверять дневник самоконтроля спортсмена. Врач обязательно знакомится с ним при повторных обследованиях спортсмена.
Физическое развитие человека
как процесс изменения и
Но наряду с питанием большое
значение имеет и двигательная активность,
характер и объем физических нагрузок
Физиологические механизмы
Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество — соматотропный гормон (СП). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия этого гормона на кость является ее концевое образование — эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется наложением костного вещества, то есть происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона.
Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой человек многократно ставится в условия для проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Причем направленным подбором упражнений, выбором видов спорта и спортивных игр можно акцентирование воздействовать на человека, способствуя тем самым формированию определенных психических качеств и свойств личности. А теперь — о содержании таких перерывов для отдыха. Они могут быть пассивными и активными. Но оказывается, что пассивный отдых далеко не всегда более эффективен. Самоконтроль дисциплинирует человека, помогает ему своевременно оценивать изменения своего функционального состояния и строить свое поведение на основе субъективного прогноза и ряда объективных показателей. Наиболее доступные и в тоже время информативные показатели самоконтроля, дающие важную информацию, это частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), проба Мартине, ортостатическая проба, проба с задержкой дыхания, динамометрия.
ЧСС покоя. В норме у здорового взрослого не тренированного человека частота сердечных сокращений колеблется пределах 60-89 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. У женщин пульс чаще на 7-10 ударов в минуту, чем у мужчин. У детей ЧСС чаще, чем у взрослых. С возрастом прослеживается тенденция к снижению ЧСС. Пульс менее 60 ударов в минуту (брадикардия) довольно часто регистрируется у спортсменов и особенно тренирующихся на выносливость, и составляет 40-50 ударов в минуту. Частота пульса в состоянии относительного покоя выше 90 ударов в минуту (тахикардия) обычно указывает на патологию сердца или нарушение его нейрогуморальной регуляции. Для получения сравнительных данных необходимо измерять пульс всегда в одно и то же время, в одном и том же положении лежа, сидя или стоя, например, утром желательно измерять пульс в положении лежа сразу после сна, перед занятием физической культурой и после занятия сидя (стоя). Оптимальные физические нагрузки не должны вызывать увеличения ЧСС более чем на 75% от максимальной. Чтобы определить максимальную ЧСС, нужно воспользоваться формулой
ЧСС макс.= 220 - возраст в годах
Например, для мужчин 20 лет ЧСС мак = 220-20=200 уд/мин. 75% от 200 составит 150 уд/мин, (формула применима как для мужчин, так и для женщин).
О динамике приспособляемости
организма к физической нагрузке
можно судить по данным пробы Мартине,
полученным до и после выполнения
простейших упражнений - 20 глубоких приседаний
за 30 секунд (приседая, вытянуть руки вперед,
принимая исходное положение - опустить).
До проведения их необходим 5-минутный
отдых, после которого определяют частоту
пульса за 1 минуту. Далее выполняют
20 приседаний, по окончании их сразу
же в положении сидя считают частоту
пульса с 10-ти секундными интервалами
в течение 3-х минут. Восстановление
нормальной частоты пульса к концу
первой минуты свидетельствует об удовлетворительной
приспособляемости организма к
физической нагрузке. Если в течение
3-х минут пульс не восстановился
- оценка приспособляемости
Измерение частоты пульса хорошо дополнить данными АД.
Их определяют до выполнения пробы (в покое) и в восстановительный период. В норме АД должно восстановиться до исходных величин не позднее третьей минуты восстановительного периода.
Для определения должных величин АД используют различные формулы.
От 7 до 20 лет: АД сист. = 1,7 * возраст + 83
АД диаст. = 1,6 * возраст + 42
От 20 до 80 лет: АД сист. = 0,4 * возраст + 109
АД диаст = 0,3 * возраст + 67
В том случае, если обнаруживается, что АД сист. выше должной на 15 и более мм рт. ст., а АД диаст. на 10 и более, необходима консультация врача.
Предлагаются формулы расчета АД с учетом пола, возраста и массы тела. (Душанин С.А).
Мужчины: АД сист. = 109 + 0,5 * возраст + 0,1 * масса тела
АД дааст =74+0,1 * возраст + 0,15 * масса тела
Женщины: АД сист. = 102 + 0,7*. возраст + 0,15 * масса тела
АД диаст = 78 + 0,17 * возраст +0,1* масса тела
Самоконтроль АД очень важно проводить при занятиях с силовыми и скоростными нагрузками, а также игровыми, сопровождающимися большим психоэмоциональным напряжением, так как при перетренировках и неполном восстановлении формируется устойчивая гипертензия.
Частота дыхания - весьма индивидуальный показатель. У здорового человека ЧД равняется примерно 11-18 раз в минуту. Она в основном зависит от возраста, здоровья, уровня физической подготовленности. Для подсчета частоты дыхания в покое за 1 минуту ладонь кладут так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дыхание при этом должно быть равномерное, без изменения частоты.
Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимальный вдох, а затем выдох. При самоконтроле ЖЕЛ легко определить с помощью спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин она равна 3,5-5, у женщин - 2,5-4 литра. С улучшением функциональной подготовленности ЖЕЛ увеличивается, а ее уменьшение свидетельствует о неадекватности физической нагрузки.
Формулы расчета должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - 1 и 2 для интенсивно занимающихся физкультурой и спортом, 3 и 4 - для не занимающихся физкультурой и спортом (Синяков А.Ф.).
Мужчины: (1)ДЖЕЛ= (31*рост)+(35*вес)-3000
(3) ДЖЕЛ = (31* рост) + (32 * вес) - (20 * возраст) - 2950
Женщины: (2) ДЖЕЛ= (25*рост) + (29*вес) - 2200
(4) ДЖЕЛ = (25*рост) + (26* вес) - (15*возраст) - 2150
НИИ пульмонологии Минздрава России предложены формулы для людей 25-60 лет:
ДЖЕЛ для мужчин = (0,052 * рост) - (0,028 * возраст) - 3,2
ДЖЕЛ для женщин = (0,049 * рост) - (0,019 * возраст) - 3,76
В этих формулах рост исчисляется в сантиметрах, возраст в годах, ДЖЕЛ в литрах.
В норме у здоровых лиц ЖЕЛ фактическая может быть ниже должной на 10-15%, то есть составлять 90-85% от ДЖЕЛ. Фактическая ЖЭЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% - значительно сниженная, 49% и ниже - резко сниженная.Жизненный индекс определяется соотношением ЖЭЛ в миллилитрах к массе тела в килограммах. Средняя величина его у людей молодого возраста составляет 75 мл/кг у мужчин и 55 мл/кг у женщин. У спортсменов средние величины этого индекса больше приведенных значений. С возрастом жизненный индекс уменьшается.
Функциональное состояние
системы дыхания позволяет
Проба Штанге заключается в следующем: человек в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). В норме у здорового человека она составляет не менее 50-60 секунд, у спортсменов 2-3 минуты.
При выполнении пробы Генчи человек сидя с зажимом на носу, делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом, не вдыхая, до появления неприятных ощущений. Момент вдоха через рот фиксируется остановкой секундомера. В процессе занятий физической культурой устойчивость к гипоксии повышается. Увеличение времени задержки дыхания в динамике свидетельствует о повышении функциональных возможностей организма. При хорошей физической подготовленности задержка может достигать 60-90 сек. При переутомлении этот показатель резко уменьшается. У не тренированных людей проба Генчи составляет 25-30 секунд.
Оценивая результаты динамометрии,
следует учитывать как
52 - 100 %
силовой индекс = ----------------- = 68,4
76
Для молодых нетренированных мужчин (до 35 лет) этот показатель составляет 60-70% от веса тела. Для нетренированных женщин (до 30 лет) силовой индекс составляет 45-50%.
3.Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма
Физическая культура -- это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.
Физическая
культура функционирует на протяжении
всей истории человеческого
Физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.
Физическая культура имеет 4 основные формы:
· физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);
· восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
·
занятия физическими
· высшее достижение в области спорта.
Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место, т.к. физическая культура - это здоровье.
Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.
Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности
Физические
нагрузки при трудовых процессах, естественных
движениях человека, занятиях спортом
оказывают влияние на все системы
организма, в том числе и на
мышцы. Мышцы -- активная часть двигательного
аппарата. В теле человека насчитывается
около 600 мышц. Большинство из них
парные расположены симметрично
по обеим сторонам тела человека. Мышцы
составляют: у мужчин -- 42% веса тела,
у женщин -- 35%, у спортсменов -- 45-52%.
По происхождению, строению и даже функции
мышечная ткань неоднородна. Основным
свойством мышечной ткани является
способность к сокращению - напряжению
составляющих ее элементов. Для обеспечения
движения элементы мышечной ткани должны
иметь вытянутую форму и
Информация о работе Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание