Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса построения имиджа российского политического лидера в избирательных кампаниях.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
-изучить понятие политический имидж;
-определить основные приемы построения политического имиджа;
-выявить особенности построения политического имиджа в России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа политического лидера
1.1.Понятие имиджа и имиджевых характеристик………………………….….5
1.2 Имидж политического лидера………………………………………….…...8
1.3 Основные приемы построения имиджа политического лидера……….…11
1.4 Особенности формирования имиджа политического лидера в РФ
Глава 2. Влияние имиджа В.В. Путина на внутри- и внешне - политический имидж России…………………………………………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………..……27
Список использованной литературы……………………………………….…30

Работа состоит из  1 файл

Imidzh_politicheskogo_lidera_-_KURSOVAYa_RABOTA.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

В подобной ситуации имидж политика мало кого волнует. Но при отсутствии острой социально-политической конфронтации имидж политика выходит на передний план избирательных кампаний, а его формирование и «раскрутка» в СМИ становятся осью всей коммуникационной стратегии.

В.М. Шепель в своей работе «Имиджелогия: секреты личного обаяния» относит имидж к визуальной привлекательности личности и пишет, что «счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания»5

П.С. Гуревич  считает, что «понятие «имидж» (синонимичное «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные) связано как с внешним обликом, так и внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества»6

Сегодня специалистами используется расширенная  трактовка имиджа, определяемого как система тотальной коммуникации. В ней фигурируют такие элементы, как общая и корпоративная философия организации или личности, их история, среда обитания; язык, одежда и поведение; принципы идентификации друзей и противников; символика и т.д.

Что представляет собой хороший (оптимальный) политический имидж?

Набор вариантов  выглядит следующим образом:

        -актуальный имидж (имидж, адекватный взглядам целевых групп политика, партии, движения и т.д.);

         -наступательный имидж (когда взгляды целевых групп перестраиваются под искусственно созданный имидж);

         -«библейский» имидж (совокупность абстрактно хороших позиций, принимаемых всеми);

       -сочетание указанных элементов7

В заключение можно  отметить, что политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.

 

1.3 Основные приемы построения имиджа политического лидера

 

Создание политического  имиджа происходит в такой последовательности: определение требований аудитории, соотнесение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом, выбор дополнительных характеристик, формулировка составляющих имиджа, перевод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Таким образом, первым элементом составления имиджа является исследование, изучающее пристрастия  электората в отношении политика, чтобы вызвать планируемую реакцию. Социологические опросы показали, чтобы  стать ведущим политиком в нашей стране нужно обладать следующими качествами: честность, лидерские качества, умение общаться с людьми, политическую гибкость. Он должны вызывать доверие, быть новыми лицами в политике, но при этом иметь опыт управленческой деятельности.

Также поощряется готовность брать на себя ответственность  за решение социально-экономических  проблем. В числе решающих характеристик  называются национальность, пол (один из опросов показал, что 64% избирателей  хотели бы видеть на высоких постах мужчин), исповедание той или иной религии, уровень профессиональной компетентности, опыт государственной деятельности, нравственный облик, эмоционально-психологические черты.

Другие исследования распределяют предпочтения избирателей  следующим образом на первом месте – порядочность, честность (22,3%), на втором – ответственность перед избирателями (18%), на третьем – знание местных условий жизни, на четвертом – доброта, справедливость (9%), на пятом – деловитость, предприимчивость (8,6%), на шестом – эрудиция, интеллигентность (7,4%).

Первые три  позиции являются основными, по мнению всех групп населения.

Личная жизнь  лидера является немаловажной составляющей его имиджа: избиратели проявляют  интерес к быту, семейным традициям  – к тому, что свойственно обычному человеку.

Наличие харизмы  – качества, которое делает личность неотразимой в глазах масс и позволяет  осуществлять какое-то загадочное влияние  на них, особенно в случаях непосредственного  контакта с этими массами, – может  стать определяющим фактором при  избрании того или иного кандидата.

Харизматический лидер – это лидер, обладающий очень многими качествами, среди  которых интерактивные, позволяющие  оказывать сильное влияние на аудиторию. Его качества проявляются  в нем достаточно сильно, и это осознается другими, благодаря чему он сразу же выделяется из общей массы людей. Это человек состоявшийся, демонстрирующий уверенность в себе, владеющий ситуацией, к тому же, он обладает четким видением перспективы. Он имеет определенную, четко очерченную, выдающуюся, ценностно-высокую миссию. Это лидер, проецирующий себя в реальность и общество посредством запоминающейся жизненной истории. Это лидер, знающий, что и зачем делает, он своими идеями освещает людям путь.

Харизматическая компонента образа наиболее выигрышна  с точки зрения коммуникации: между массовым сознанием и лидером как бы сама собой устанавливается тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, так что от коммуникатора не требуется никакой дополнительной связи, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий.

Харизматическая личность способна вызывать доверие, привлекать симпатии, вести за собой массы.

Особенно важны  для лидера динамические характеристики. Его следует конструировать как  человека энергичного, деятельного, активного. Впечатляющие решения, предложения, выдвигаемые лидером в своих выступлениях, заманчивые перспективы которые он рисует, будут способствовать его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные шаги в действительном решении какой либо проблемы.

Лидер должен быть решительным, например, когда обществу грозят реальные опасности, то активные действия лидера будут привлекать общество, вызывать симпатию к лидеру.

Один из характерных  приемов, применяемых как в зарубежной, так и в отечественной практике формирования имиджей, – привлечение мнений каких-либо знаменитостей о данном кандидате.

При этом используется психологический закон переноса: достоинства известного лица (точнее его собственный имидж) переносятся, накладываются на предмет рекламы, тем самым, вызывая доверие к нему.

Чтобы кандидат соответствовал образу героя и настоящего лидера, важно соответствующим образом  осветить не только его настоящее, но и прошлое.

 Поэтому  особое место занимает жанр  политической биографии. В сущности, она представляет собой декларацию, провозглашающую кандидата ревностным защитником интересов народа и состоящую из символов, порождаемых определенной идеологией. В ряду этих символов – происхождение лидера.

Важно также  представить политика в качестве преемника чего-то или кого-то – дела национального героя, предыдущего успешного лидера и т.п.

 Факты биографии,  используемые в политической  рекламе, подвергаются тщательному  отбору, так чтобы они соответствовали  идеалам адресной группы.

Успех рекламной  кампании во многом зависит от того, в какой мере отбираемые факты биографии героя соответствуют принятым в данный момент нравственным ценностям. Например, В.В. Путин удачно рассказал о своих родителях, которые были ветеранами ВОВ.

Еще одно качество, без которого невозможно навести  мосты между лидером и массами, – готовность лидера принять на себя ответственность за положение дел в стране, правительстве, регионе.

Черты и качества, которые лидер обязан демонстрировать, должны быть однозначны, четко определены, ярко выражены, достаточно постоянны.

Ядро политического  имиджа включает в себя совокупность позиций, установок, а также легенды, представляющие собой реальные или  мифологизированные события из жизни  политика.

Легенда – это  самое главное. Именно она позволяет  политику "держаться на плаву", меньше тратить усилий на рекламу в избирательной кампании. Легенда делает его запоминающимся, популярным, узнаваемым. Вопрос только в том, какая это легенда - хорошая или плохая. Легенда складывается из общего впечатления о человеке и формируется на уровне подсознания.

Хорошая легенда  создает ситуацию, когда человеку прощают некоторые слабости, ошибки. С плохой легендой часто безнадежно идти на выборы.

Политическая  деятельность – удел мужественных людей, за которыми, как правило, стоит  легенда. Это может быть серия поступков, очень важных для людей, реакции на события в стране, четко сформулированные идеи, лозунги, и, наконец, в действительности, человеческий подвиг.

Политическая  идея – это самое главное достояние  политического деятеля. Идея может  быть своя, а может и не быть таковой. Можно развивать чужие идеи, если они нужны. Идеи политические связаны, прежде всего, с особенностями общественного развития и устройства общества, системой целей и способов их достижения.

Самыми сильными являются новые идеи, или старые, но выраженные новой формой, связанные с наиболее насущными общественными проблемами.

Если кандидат имеет идеи и может их публично выразить, так, чтобы их восприняли, если за ним легенда и он в позиции  победителя – у него много шансов на успех. Причиной поражения такого кандидата могут быть более сильные идеи, позиции и легенды.

Большинство политических и  общественных деятелей убеждены, что  имидж связан в основном с внешностью. Но это не так. Внешность – это  важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще "внутренняя" и иерархия временных характеристик личности кандидата8.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на достижение определенных действенных  результатов, направленность на общение  и направленность на завоевание авторитета, власти.

Внутренняя ориентация личности отражает те способности политика, с помощью которых он достигает  поставленных целей. Одни достигают  их преимущественно за счет интеллектуальных способностей, другие – за счет эмоциональных, третьи – за счет волевых.

Если электоральная группа предпочитает, например, интеллектуального  лидера, то внутренняя ориентация рекламируемой  личности должна быть именно таковой.

Необходимо осуществлять отбор и дифференциацию качеств  политика и пунктов его программы по степени выигрышности.

Событийный образ лидера может складываться из мелодраматических  сюжетов, что несколько снижает  героические характеристики лидера, но в то же время делает этот образ  более глубоким, объемным.

Исследователи относят к мелодраматическим составляющим следующие цепочки событий падение и возвышение (примером служит первый период биографии Б. Ельцина), восхождение с самых социальных низов, признаки «предопределенности» высокого предназначения, широковещательные извинения лидера.

Предметом рассмотрения должны быть не только положительные, но и отрицательные качества политиков. При этом на первый взгляд может  показаться, что образы кандидатов составлены из взаимоисключающих качеств. На самом же деле они просто перемешаны, а для избирателя важно знать любое качество лидера, независимо от знака. Редко, когда словесное выражение той или иной структурной составляющей образа несет в себе строго определенное значение, предполагающее единственно возможную оценку, многие качества не содержат ни жестко положительного, ни отрицательного заряда, а значит, не всегда будут дешифровываться аудиторией именно так, как предполагали авторы рекламного сообщения. Скажем, качество «способность идти на компромисс» для кого-то означает умение лидера решать проблемы без конфликтов, а для кого-то есть признак слабости.

Один из первичных компонентов  имиджа, представляющихся доминантными в восприятии избирателей, – глубина  понимания лидером социально-экономических  проблем, которые стоят перед  обществом в данный момент. Эта глубина зависит от того, насколько точно определены эти проблемы. Какие из них избиратели считают наиболее важными, определить достаточно просто. Труднее выяснить значение каждой проблемы для той или иной группы избирателей.

В программе, которую  предлагает кандидат, должны сохраняться  уже знакомые избирателю формулы  подхода к решению проблем, внедренных в его сознание в качестве первоочередных в результате многократного повторения в СМИ. Цели и конкретные задачи, поставленные в предвыборных программах лидеров общенационального масштаба и кандидатов иных уровней, должны быть скорректированы, соотнесены с широтой полномочий того уровня власти, на который они претендуют. Программа должна быть рассчитана на все социальные группы и слои электората, по содержанию она не должна сильно отличаться от господствующих в обществе представлений, чтобы легко восприниматься электоратом. Однако по форме представления программа не может обойтись без новаций, в противном случае она будет неинтересной. Личность же кандидата, наоборот, должна выделяться из общей массы, чтобы привлечь внимание избирателей. Критерии оценки личности кандидата и критерии оценки его программы не совпадают9  – это следует учитывать при организации избирательной кампании.

Информация о работе Имидж политического лидера