Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:46, реферат
Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни. В 2011 г. зарегистрировано 1256 только крупномасштабных чрезвычайных ситуации. От них пострадало свыше 20 тыс. человек, погибли 2458.
В данную статистику не входят дорожно-транспортные происшествия, аварии на рабочих местах, пожары, не отнесенные к разряду крупных, и ряд других подобных происшествий.
Введение 3
Организация спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС 5
Обеспечение действий формирований 7
Особенности спасательных работ в зимних и ночных условиях 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Актуальность темы: Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни. В 2011 г. зарегистрировано 1256 только крупномасштабных чрезвычайных ситуации. От них пострадало свыше 20 тыс. человек, погибли 2458.
В данную статистику не входят дорожно-транспортные происшествия, аварии на рабочих местах, пожары, не отнесенные к разряду крупных, и ряд других подобных происшествий.
«И хотя общее количество чрезвычайных ситуаций в 2011 г. несколько снизилось, по отдельным видам, тем не менее, отмечается их рост. Например, на системах тепло- и энергоснабжения они увеличились в 1,5 раза, на магистральных трубопроводах в 1,4 раза. Количество утрат источников радиоактивного излучения возросло в 1,4 раза»1.
Обстановка заставляет быть в напряжении и постоянной готовности, без промедления, активно реагировать на события. Все чаще взрываются и рушатся жилые дома (Москва, Каспийск. Светогорск, Приозерск и др.), а 17 июля 2011 г. в жилом доме Санкт-Петербурга рухнуло перекрытие, погибли 11 человек, 10 получили тяжелейшие увечья и ранения.
Пожары стали обыденным явлением, спутниками нашей жизни.
Силы МЧС России поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и различные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы. Время в этих условиях приобретает решающее значение. Каждый час промедления - это новые жертвы, потери, боль утрат
Только за 2011 г. поисково-спасательная служба МЧС России провела более 2100 спасательных операций, в результате которых дарована жизнь 4799 человекам. Это практически в 2 раза больше, чем в 2002 г.
В таких ситуациях все больше и больше возрастает значение территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Ведь основная часть ЧС должна ликвидироваться силами предприятий, аварийно-спасательных подразделений и формирований городов, районов, поселков.
Цели и задачи: Вначале уточним отдельные понятия. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные работы - это действия но спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни н здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность но всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
К аварийно-спасательным
работам относятся поисково-
Уровень
организации аварийно-
При возникновении
производственной аварии
« Руководитель объекта - начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами»2.
Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем - первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.
«Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
— единоначалие руководства;
— оправданность
риска и обеспечение
— постоянная
готовность аварийно-
« В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.
Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ»3.
Никто не
вправе вмешиваться в
Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае - это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом - это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем - быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).
Не учитывать
большое значение фактора
С целью
обеспечения охраны
Для непосредственного
руководства аварийно-
Всестороннее
обеспечение действий
Оно включает разведку, медицинское, материальное и техническое обеспечение, решается начальниками гражданской обороны (председателями КЧС) с помощью соответствующих служб.
Разведка. Это важнейший вид обеспечения. Она организуется и ведётся с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в местах аварий, катастроф и районах стихийных бедствий. Ведётся разведка непрерывно всеми формированиями, а также учреждениями (постами) сети наблюдения и лабораторного контроля. Должна проводиться комплексно, активно, своевременно и целеустремлённо, а полученные ею данные – быть достоверными.
Разведка с учётом характера решаемых задач подразделяется на общую и специальную, а в зависимости от применяемых методов, сил и средств может быть наземной(пешая, на автомобиле), воздушной, водной.
Общая – ведётся с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение работ.
« Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная, фитопатологическая) - ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения; уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем; выявления характерец разрушений; уяснения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; обстоятельного изучения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ»5.
Организация разведки является важнейшей обязанностью командиров всех уровней и органов управления. Только на основе достоверных и своевременно полученных данных можно принять оптимальное решение по выполнению поставленных задач и управлять подразделениями в ходе работ.
Медицинское обеспечение организует старший медицинский начальник, назначенный в район стихийного бедствия или на объект, где произошла авария. Осуществляют его медицинские пункты, развертываемые, как правило, вблизи или непосредственно на участках работ. Здесь оказывают медицинскую помощь, в крайних случаях делают предохранительные прививки. Персонал медицинского пункта ведет наблюдение за выполнением установленного режима работ, за санитарно-гигиеническим состоянием территории, контролирует правильность питания, качество воды, присматривает за отдыхом личного состава формирований, воинских подразделений.
Развертывание таких пунктов осуществляется не всегда. В большинстве случаев используются расположенные поблизости поликлиники, больницы, санитарно-эпидемиологические станции и другие учреждения.
Если первой медицинской помощи, оказанной непосредственно в зоне стихийного бедствия или районе аварии, недостаточно, получившего травмы, увечья, поражения, отравления направляют в ближайшее медицинское учреждение, где оказывают врачебную помощь, при необходимости эвакуируют за пределы района бедствия.
Материальное обеспечение. Оно заключается в своевременном снабжении формирований и других подразделений техникой, имуществом, расходными материалами, необходимыми для производства работ. Организатором его является заместитель командира отряда, команды, части или другого подразделения по МТО.
Все участвующие
в ликвидации последствий
Обеспечение
горючим и смазочными
Подразделения,
привлекаемые к работам в