Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа
Контрольная работа содержит ответы на такие вопросы: место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире; утомление и переутомление, способы их профилактики; влияние современного мира на окружающую природную среду; безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; психологические аспекты чрезвычайной ситуации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Конституционное право
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Дурнова Мария Ивановна |
Студент |
11471 |
Группа |
05.02.2013 |
Дата |
Преподаватель | |
Новосибирск 2013г.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|
ВАРИАНТ 1
Введение
Вопрос №1.Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире
Приступая к изучению основ безопасности
жизнедеятельности человека в техносфере,
следует определить прежде всего место
БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии
живых существ между собой и окружающей
средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке
экология*.
Экология – наука о доме. В экологии главное
не изучение существ, а изучение состояния
среды обитания и процессов взаимодействия
существ со средой обитания. Объектами
экологии являются биосфера, экосистемы,
сообщества (биоценоз), популяции организмов,
биотоп.
В XIX в. экологи изучали в основном закономерности
биологического взаимодействия в биосфере,
причем роль человека в этих процессах
считалась второстепенной. В конце XIX в.
и в XX в. ситуация изменилась, экологов
все чаще стала беспокоить роль человека
в изменении окружающего нас Мира. В этот
период произошли значительные изменения
в окружающей человека среде обитания.
Биосфера постепенно утрачивала свое
господствующее значение и в населенных
людьми регионах стала превращаться в
техносферу.
В окружающем нас Мире возникли новые
условия взаимодействия живой и неживой
материи: взаимодействие человека с техносферой,
взаимодействие техносферы с биосферой
(природой) и др. Сейчас правомерно говорить
о возникновении новой области знаний
– «Экология техносферы», где главными
«действующими лицами» являются человек
и созданная им техносфера.
Область знаний «Экология техносферы»
включает, как минимум, основы техносферостроения
и регионоведения, социологию и организацию
жизнедеятельности в техносфере, сервис,
безопасность жизнедеятельности человека
в техносфере и защиту природной среды
от негативного влияния техносферы. Структура
областей показана на схеме:
В новых техносферных условиях все чаще
биологическое взаимодействие стало замещаться
процессами физического и химического
взаимодействия, причем уровни физических
и химических факторов воздействия в XX
в. непрерывно нарастали, часто оказывая
негативное влияние на человека и природу.
В обществе возникла потребность в защите
природы («Охрана природы») и человека
(«Безопасность жизнедеятельности») от
негативного влияния техносферы.
Первопричиной многих негативных процессов
в природе и обществе явилась антропогенная
деятельность, не сумевшая создать техносферу
необходимого качества как по отношению
к человеку, так и по отношению к природе.
В настоящее время, чтобы решить возникающие
проблемы, человек должен совершенствовать
техносферу, снизив ее негативное вливлияние
на человека и природу до допустимых уровней.
Достижение этих целей взаимосвязано.
Решая задачи обеспечения безопасности
человека в техносфере, одновременно решаются
задачи охраны природы от губительного
влияния техносферы.
Основная цель безопасности жизнедеятельности
как науки – защита человека в техносфере
от негативных воздействий антропогенного
и естественного происхождения и достижение
комфортных условий жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является
реализация обществом знаний и умений,
направленных на уменьшение в техносфере
физических, химических, биологических
и иных негативных воздействий до допустимых
значений. Это и определяет совокупность
знаний, входящих в науку о безопасности
жизнедеятельности, а также место БЖД
в общей области знаний – экологии техносферы.
Тема 1. 1. Безопасность
жизнедеятельности и
Вопрос № 3. Утомление и переутомление. Способы их профилактики
Профилактика усталости,
утомление и переутомления
При выполнении определенных физических
упражнений в процессе работы достигается
три основных результата: ускорение процесса
врабатывания; повышение эффективности
кратковременного отдыха в процессе труда;
поддержание здоровья трудящихся. Профилактика
переутомления строится на устранении
вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные
нагрузки должны применяться только при
достаточной предварительной подготовке.
В состоянии повышенной нагрузки интенсивные
занятия следует чередовать с физическими
нагрузками, особенно в дни после экзаменов
или зачетов. Все нарушения режима жизни,
работы, отдыха, сна и питания, а также
физические и психические травмы, интоксикация
организма из очагов хронической инфекции
должны быть устранены. Усиленные занятия
после какого-либо заболевания или в состоянии
реконвалесценции после перенесенных
заболеваний должны быть запрещены.
Восстановление организма
Проблема восстановления
нормального функционирования организма
и его работоспособности после
проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая
ликвидация его последствий) 'имеет большое
значение в спорте. Дело в том что, но мере
роста уровня подготовленности спортсмену
нужна все большая сила раздражителя (большие
физические нагрузки) для обеспечения
непрерывного функционального совершенствования
организма и достижения нового, более
высокого уровня его деятельности. Повышение
нагрузки обеспечивает структурное и
функциональное совершенствование кровообращения
и усиление трофических функций нервной
системы, создание достаточного запаса
энергии, увеличение капилляризации скелетной
и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает
повышение потенциальных возможностей
организма, увеличение его функционального
резерва, адекватное приспособление к
физическим нагрузкам, ускорение восстановления.
Чем быстрее восстановление, тем больше
у организма возможностей к выполнению
последующей работы, а, следовательно,
тем выше его функциональные возможности
и работоспособность. Отсюда ясно, что
восстановление неотъемлемая часть тренировочного
процесса, не менее важная, чем непосредственные
тренирующие воздействия на спортсмена.
Неизбежным следствием мышечной деятельности
является та или иная степень утомления.
Утомление физиологический, предохранительный
механизм, защищающий организм от перенапряжения,
и, вместе с тем как следовое явление проделанной
работы, способствующее развитию адаптации,
стимулирует дальнейшее повышение работоспособности
и тренированность организма. Без утомления
нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень
утомления соответствовала проделанной
работе.
Степень утомления, как и быстрота восстановления,
обусловлена сложным взаимодействием
многих факторов, среди которых основное
значение имеют: характер проделанной
работы, ее направленность, объем и интенсивность,
состояние здоровья, уровень подготовленности,
возраст и индивидуальные особенности
тренирующегося, предшествовавший режим,
уровень технической подготовки, умение
расслабляться и пр. Если это соревнования,
то существенную роль играет степень их
напряженности и ответственности, соотношение
сил, тактический план их проведения. Экспериментально
доказано избирательное действие различных
тренировочных нагрузок и режимов работы
на двигательный аппарат и вегетативное
его обеспечение при утомлении и восстановлении
(Гиппенрейтер Б. С.; Коробков А. В.,; Волков
В. М., , и др.).
Существенное влияние на течение
восстановительных процессов
При повторных больших физических
(напряжениях в организме
Приведенное положение, конечно, не означает,
что тренировка квалифицированных
спортсменов должна всегда проводиться
на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления.
За последнее десятилетие спортивная
практика убедительно доказала не только
возможность, но и целесообразность в
определенные периоды микро - и макроциклов
тренировки на уровне недовосстановления,
что служит стимулом для дальнейшего повышения
уровня деятельности организма и его работоспособности.
Врачебные исследования показали при
этом отсутствие (конечно, при соблюдении
всех необходимых условий) каких-либо
неблагоприятных изменений в организме
спортсмена. Однако на определенных этапах
тренировки на фоне недовосстановления
периодически необходима компенсация,
обеспечивающая прочное восстановление.
Следовательно, ускорение восстановления
направленное действие на восстановительные
процессы один из действенных рычагов
управления тренировочным процессом.
Ускорения восстановления можно добиться
как естественным путем (восстановительные
процессы тренируемы и не случайно быстрота
восстановления один из диагностических
критериев тренированности), так и направленным
воздействием на течение процессов восстановления
с целью их стимулирования.
Тема 1. 2. Безопасность жизнедеятельности в окружающей природной и жилой (бытовой) средах
По мере ускорения темпов технического
прогресса воздействие
Таким образом, нарушая законы природы,
человек ухудшает обеспечение своей жизнедеятельности,
несмотря ни на какие общественные и технические
усовершенствования. Он стал задумываться
о путях и возможностях сохранения качества
среды обитания на уровне, необходимом
для сохранения его здоровья и устойчивого
существования и развития популяций животных,
насекомых, микроорганизмов, растений.
Постепенно развилось научное направление,
регулирующее общественные экологические
отношения в сфере взаимодействия общества
и природы в интересах сохранения жизни
в настоящем и будущем.
Впервые в научную терминологию слово
"экология" было введено немецким
ученым Геккелем в 1866 г. и длительное время
имело узкую сферу применения — в рамках
биологии. Свое нынешнее значение оно
получило только во второй половине XX
в., когда обострились отношения между
человеком и средой обитания, обществом
и природой. Экология определяется как
учение о взаимодействии живых организмов
с окружающей природной средой обитания.
Из общей экологии следует выделять важнейшую
ее часть — социальную экологию, которая
является учением о взаимодействии общества
с окружающей его природной средой обитания.
Какие же формы взаимодействия общества
и природы сложились на современном этапе
исторического развития? Принято выделять
две:
• экономическая форма — потребление
ресурсов природы, т. е. использование
ее для удовлетворения человеком своих
материальных и духовных потребностей;
• экологическая форма — охрана окружающей
природной среды с целью сохранения человека
как биологического и социального организма
и его естественной среды обитания.
Человек, потребляя ресурсы среды обитания
для решения хозяйственных задач, еще
и изменяет природную среду, которая начинает
воздействовать негативно на самого человека.
За всю историю цивилизации было вырублено
2/3 лесов, уничтожено более 200 видов животных
и растений, запасы кислорода в атмосфере
снизились на 10 млрд т, в результате неправильного
ведения сельского хозяйства деградировало
около 200 млн га сельхозугодий.
Негативная деятельность человека по
отношению к природной среде проявляется
в следующих направлениях:
• загрязнение окружающей природной среды;
• истощение природных ресурсов;
• разрушение природной среды.
Под загрязнением среды обитания
понимают физико-химические изменения
состава природного вещества (воздуха,
воды, почвы), которые угрожают состоянию
здоровья и жизни человека, а также окружающей
его естественной среды обитания.
Загрязнение окружающей природной среды
бывает кос-мическое — естественное, которое
Земля получает из космоса или из-за извержения
вулканов, и антропогенное, совершаемое
в результате хозяйственной деятельности
человека.
Антропогенное загрязнение окружающей
среды подразделяют на пылевое, газовое,
химическое (в том числе загрязнение почвы
химикатами), ароматическое, тепловое
(изменение температуры воды, воздуха,
почвы). Источником загрязнения является
хозяйственная деятельность человека:
промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
Доля того или иного источника загрязнения
может значительно колебаться в зависимости
от региона.
Ежегодно на одного жителя
Земли приходится свыше 20 т отходов.
Основными объектами
Окислы серы — основной загрязнитель,
источником которого являются тепловые
станции, котельные, комбинаты тяжелой
промышленности. Сернистый газ и окислы
азота при взаимодействии с парами воды
(облаками) порождают кислотные дожди,
которые уничтожают урожай, растительность,
рыбные запасы.
Наряду с сернистым газом отрицательное
воздействие на состояние атмосферы оказывают
углекислый и угарный газы, получаемые
от сжигания углеводородов (угля, нефти
и другого органического топлива). Здесь
основным источником загрязнения является
транспорт. За все предшествующие годы
доля углекислого газа в атмосфере увеличилась
на 20% и на начало XXI в. составляет около
30%.
Такое физико-химическое изменение атмосферы
приближает нас к явлению парникового
эффекта. Суть его в том, что накопление
углекислоты в верхних слоях атмосферы
будет препятствовать нормальному процессу
теплообмена между Землей и Космосом,
сдерживать тепло, накапливаемое Землей
в результате хозяйственной деятельности
человека, а также при извержении вулканов
и от геотермальных вод.
Парниковый эффект выражается в повышении
температуры, изменении погоды и климата.
Уже в наше время, при современных антропогенных
нагрузках, каждые 10 лет температура повышается
на 0,5 °С, что повышает уровень Мирового
океана из-за таяния льдов за каждые 10
лет на 1—1,2 м. Известно, что подъем уровня
Мирового океана на 6 м приведет к затоплению
1/6 суши Земли. Другим последствием парникового
эффекта является рост опустынивания
земель из-за интенсивного испарения влаги,
содержащейся в почве. Уже сейчас 6 млн
га земель ежегодно обращаются в пустыню.
Тема 1. 3. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
3. Чрезвычайные ситуации,
классификация, причины и
ЧС классифицируются по причинам возникновения, по скорости распространения, по масштабу.
По причинам возникновения чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.
К ЧС техногенного характера
относятся:
· аварии на АЭС с разрушением производственных
сооружений и радиоактивным заражением
территории (ярким примером является авария
на Чернобыльской АЭС);
· аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских
центров с радиоактивным загрязнением
территории;
· аварии на химически опасных объектах
с выбросом (выливом, утечкой) в окружающую
среду;
· аварии в научно-исследовательских учреждениях
(на производственных предприятиях) осуществляющих
разработку, изготовление, переработку,
хранение и транспортировку бактериальных
средств и препаратов или иных биологических
веществ с выбросом в ОС;
· авиационные катастрофы, повлекшие за
собой значительное количество человеческих
жертв и требующие проведения поисково-спасательных
работ;
· столкновение или сход с рельсов железнодорожных
составов (поездов в метрополитенах), повлекшие
за собой групповое поражение людей, значительное
разрушение железнодорожных путей или
разрушение сооружений в населенных пунктах.
· аварии на водных коммуникациях, вызвавшие
значительное число человеческих жертвы,
загрязнение ядовитыми веществами акваторий
портов, прибрежных территорий, внутренних
водоемов;
· аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый
выброс транспортируемых веществ и загрязнение
ОС в непосредственной близости от населенных
пунктов;
· аварии на электросистемах;
· аварии на очистных сооружениях;
· гидродинамические аварии;
· прорыв плотин, дамб;
· пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.
Чрезвычайные ситуации
природного характера могут возникать
вследствие:
· геофизических явлений (например, землетрясений
и извержений вулканов);
· геологических явлений (например, просадка
земной поверхности, сель, обвал, оползень);
· метеорологических, в том числе агрометеорологических,
явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный
снегопад, засуха, лавина и др.);
· гидрологических явлений (например, наводнение);