Безопасность жизнидеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание

Если режим труда и отдыха организован рационально, то производительность труда, работоспособность и уровень здоровья на данном участке производства могут быть высо¬кими. Следует иметь в виду, что режим труда и отдыха- это очень гибкий инструмент, который периодически следует проверять- дает ли он максимально полезный эффект или нет. В последнем случае его надо модифицировать.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1. Определение утомления, его виды и стадии…………………5
2.Физиологические причины утомления……………………….8
3. Способы борьбы с утомлением………………………………12
4. Методы повышения работоспособности……………………15
Заключение………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………..20

Работа состоит из  1 файл

безопасность жизнидеятельности.docx

— 46.47 Кб (Скачать документ)

Возможность внезапного исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что  оно не связано ни с накоплением «веществ утомления»,ни с исчерпанием энергетических резервов. Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызываемое однообразием работы, можно снизить путем смены канала восприятия информации, хотя таким способом нельзя предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противодействовать, слушая радио.

При физической работе нервно-психическое утомление  может возникать по причине афферентной  импульсации от работающих мышц к головному мозгу, которая не только создает ощущение того, что мышцы устали(или даже болят),но и подавляет функцию коры(вызывая, таким образом, нервно-психическое утомление).Возможно, что эти рецепторы идентичны мышечным рецепторам, о которых уже упоминалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                3. Способы борьбы с утомлением.

  Без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс, восстановления, расширяет резервные возможности организма. Следовательно, утомление выполняет не только охранительную роль, но и имеет важное значение в совершенствовании рабочих механизмов организма.

И.М.Сеченов  утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых - одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Меры  борьбы с развивающимся утомлением:

1.Своевременное  назначение отдыха - активного или пассивного; при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например,3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2.Увеличение  микропауз -промежутков между отдельными операциями.

3.Регламентация  физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.

4.Использование  функциональной музыки.

5.Применение  факторов, повышающих поток афферентных  импульсов в ЦНС - например, выполнение производственной гимнастики,раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, щеи, туловища.

6. Аутогенная  тренировка, дыхательная гимнастика.

7.Использование  фармакологических препаратов, повышающих работоспособность, например, глюкозы, витамина С,глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов),стимуляторов мобилизующего действия (например, адреномиметики непрямого или смешанного действия типа фенамина), веществ с общестимулирующим действием на ЦНС, например; аналептиков(стрихнин, секуринин, кофеин, в том числе в виде напитков чая или кофе), ингибиторов МАО (ниаламид),а также стимуляторов«экономизирующего»типа, например, антигипоксанты.

Для повышения  умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты:

1.Вещества,повышающие  «тонус» мозга и уровень эмоционального реагирования:

  • адреномиметики непрямого действия - фенамин, центедрин, реактиван;
  • ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина - кофеин, теофиллин и другие ксантины;
  • стимуляторы ЦНС с общетонизирующим действием - стрихнин, китайский лимонник, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
  • антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта типа ниаламида.

2.Вещества,повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:

  • антихолинэстеразные вещества (галантамин и др.);
  • олигопептиды памяти - фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3.Вещества,активирующие энергетический и пластический обмен мозга:

  • психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
  • актопротекторы типа пирувата.

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях:

транквилизаторы, а нтидепрессанты с преобладанием седативного(успокаивающего)действия, бета- адреноблокаторы типа обзидана, анаприлина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              4. Методы повышения работоспособности.

 

  Режим труда и отдыха является одним из важнейших факторов, определяющих динамику работоспособности человека. При"конструировании"соответствующего режима труда и отдыха следует учитывать общую продолжительность рабочей смены, интенсивность нагрузки в каждую половину рабочей смены, внутрисменные регламентированные и нерегламентированные перерывы на отдых (микропаузы,макропаузы,обеденный перерыв) и их содержание, внесменные виды отдыха, сменность работы и последовательность   чередования рабочих смен.

  Продолжительность рабочей смены или рабочего дня не должна превышать 7-8часов. Более длительные промежутки работы без соответствующего отдыха, например,12-часовые или суточные работы, сопровождаются более высоким уровнем заболеваемости, чем обычные виды трудовой деятельности. Общепризнанно, что работа в две смены не вызывает существенных отклонений в состоянии здоровья и работоспособности. В то же время ночные смены- наиболее неприемлемый вариант работы, так как при этом нарушается естественный биоритм организма. При трехсменной работе заболеваемость людей после ночной смены всегда выше, чем после утренней или дневной.

  В каждой половине рабочей смены имеются три фазы: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности и снижения работоспособности из-за развития утомления. При планировании темпа работы должна учитываться мощность выполняемой работы. Так, на конвейерных линиях с этой целью применяются вариаторы скорости движения конвейера(такта конвейера)- в начале смены задается скорость ниже средней, потом она постепенно возрастает(как и работоспособность),достигая максимума к моменту наивысшей работоспособности, а при появлении первых признаков утомления она вновь уменьшается. Аналогичная вариация скорости движения конвейера используется и во второй половине рабочей смены. Применение вариаторов дает высокий охранительный и производственный эффект.

Различают три вида внутрисменного отдыха: микропаузы, макропаузы и обеденный перерыв. Перерывы, предусмотренные регламентом производства, называются регламентированными.Их эффективность как восстановительного мероприятия- выше перерывов, которые совершаются"без разрешения"- нерегламентированных.

Микропаузы

Это промежутки между отдельными операциями или  между отдельными элементами операций. Обычно продолжительность каждой микропаузы1-2 сек. В среднем за весь рабочий  день сумма всех микропауз должна составлять7-10% от рабочего времени, например, при 8-часовой смене - 48 минут. Отсутствие микропауз в условиях конвейерного производства вызывает глубокое утомление. Поэтому микропаузы должны предусматриваться при расчетах нормы выработки. Во время микропауз возникают условия для кратковременного отдыха, что предотвращает развитие глубокого утомления.

Макропаузы

Представляют  собой перерывы на отдых длительностью5-10 минут или больше. Чем выше мощность выполняемой работы (чем выше тяжесть  работы), тем больше требуется времени  на отдых. Например, шахтеры примерно50% времени пребывания под землей вынуждены отдыхать: в противном случае, если длительность отдыха будет уменьшена, их производительность труда существенно упадет. Итак, суммарное время отдыха (сумма макропауз)определяется тяжестью работы. При легком по тяжести и напряженности трудовом процессе достаточно в каждой половине рабочей смены1-2 перерыва на отдых длительностью5-10 минут. Длительные(более 10 минут)или частые перерывы снижают работоспособность и требуют дополнительного времени для врабатывания.

В период макропауз (и в период обеда)может быть предоставлен активный и пассивный отдых. Активный отдых - это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Например, движение ногами при постоянной работе руками. Феномен активного отдыха был выявлен И. М.Сеченовым. Активный отдых эффективнее для восстановления работоспособности, чем пассивный отдых. Это положение подтверждено многочисленными наблюдениями, но в последние годы показано, что эффективность активного отдыха зависит от мощности выполняемой работы: при средней и высокой тяжести труда(III, IV ст.) его эффективность меньше, чем при легком труде; у пожилых людей эффективность активного отдыха ниже, чем пассивного. Следовательно, подход к использованию активного отдыха должен быть дифференцированным.Формы активного отдыха - производственная гимнастика или произвольные самостоятельные движения работающего в цехе или за его пределами.

Обеденный перерыв

В отличие  от микро- и макропауз, не входит в понятие"рабочее время",так как согласно трудовому законодательству, время на обеденный перерыв идет за счет личного бюджета времени работающего.Его продолжительность не должна быть меньше 30 минут, т. к. более короткий промежуток времени не дает полноценного восстановительного эффекта. Этот перерыв предназначен не только для приема пищи(кстати, при работе не рекомендуется обильный обед),но и для отдыха- пассивного или активного, что определяется характером работы. При умственной деятельности, как правило ,во всех случаях рекомендуется активный отдых во время макропауз и обеденного перерыва. При умственной деятельности макропаузы назначаются каждые 45 минут, в основном по5 минут, а ближе к обеденному перерыву - по10 минут. Обеденный перерыв назначают в середине рабочей смены.

В режим  рабочего дня также вводят элементы производственной гимнастики и функциональной музыки.

Производственная  гимнастика

Вводную гимнастику используют для повышения  скорости врабатывания; физкульт паузу проводят ежедневно в течение 5-10 минут от 1 до 4 раз в смену с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня и назначают ее в период начинающегося утомления, в момент снижения кривой работоспособности; физкультпаузы проводят с целью снижения усталости: в пределах 2-3 минут выполняют 2-3упражнения,например, первое упражнение- это "потягивание",второе и третье упражнения- это разминка мышц шеи, рук, ног - той части тела, в которой ощущается наибольшая усталость.

Функциональная  музыка

Широко  применяется на производстве. Используют встречную музыку, ее транслируют перед началом работы с целью повышения процессов врабатывания; функциональную музыку в начале смены - для повышения процессов врабатывания и в период развития утомления (в этом случае, в отличие от музыки врабатывания, используется плавная, мелодичная, напевная мелодия);в конце рабочей смены транслируют пред финальную музыку, а после окончания работы - финальную. Конкретное содержание музыкального воздействия определяется психологической целью: для снятия утомления требуется спокойная музыка, для повышения процесса врабатывания- ритмичная и мажорная.

 

 

 

 

                                                 Заключение.

  Изучение условий повышения эффективности трудовой деятельности человека - одна из самостоятельных задач физиологии, психологии труда. Среди таких условий выделяют поддержание оптимальной работоспособности на основе создания оптимального функционального состояния. Важно при этом применять меры по профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний(утомления, монотонии, стресса и пр.).Это предполагает, во-первых, устранение объективных причин их возникновения(составление оптимального, режима труда и отдыха, чередование видов трудовых действий и пр.), во-вторых ,формирование у человека навыков регуляции и управления своим функциональным состоянием(использование системы специальных тренировок с целью подготовки к неблагоприятным ситуациям, методик нервно-мышечной релаксации, аутотренинга).

Если  режим труда и отдыха организован  рационально, то производительность труда, работоспособность и уровень здоровья на данном участке производства могут быть высокими. Следует иметь в виду, что режим труда и отдыха- это очень гибкий инструмент, который периодически следует проверять- дает ли он максимально полезный эффект или нет. В последнем случае его надо модифицировать.

Ориентация  современного менеджмента на концепцию"человеческих резервов"требует от руководителя понимания психологии и физиологии трудовой деятельности, тех механизмов ,которые лежат в основе взаимодействия людей в процессе труда, в сочетании и с учетом индивидуальных особенностей каждого для создания наиболее благоприятных условий творческой самоорганизации.

 

 

 

                   Список использованной литературы

 

  1. Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И. «Психология труда», 1997
  2. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса «Физиология человека»: В 3-х томах, ,1996
  3. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.В. «Физиология человека», 1998
  4. Ж. Шеррер 2Физиология труда», 1973
  5. 5.Виноградов М.И., 2Физиология трудовых процессов», М., 1966;
  6. 6.Марченко Е.Н., Кандрор И. С., Розанов Л.С., К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности, "Гигиена труда и профессиональные заболевания", 1972, № 3;
  7. Под ред. В.П. Зинченко «Введение в эргономику» , М., 1974;
  8. Розенблат В.В., «Проблема утомления», М., 1975;
  9. Донская Л.В., « Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства», Л, 1975;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Тест № 2.

Признаки  биологической смерти

  1. Отсутствие реакции зрачков на свет
  2. Отсутствие пульса на сонной артерии
  3. Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка
  4. Появление трупных пятен
  5. Обильное кровотечение

 

Правильными ответами на этот вопрос я считаю, ответ под цифрой 1-отсутствие реакции зрачков на свет,3-помутнение роговицы и появление феномена кошачьего  зрачка, 4-появление трупных пятен.

 

 

Информация о работе Безопасность жизнидеятельности