8.приобретение права
требования с поставки товаров
и предоставление услуг, принятие
риска выполнения таких требований
и инкассация этих требований
(факторинг);
9.приобретение за собственные
средства средств производства для
передачи их в аренду (лизинг);
10.покупка у организаций
и граждан и продажа им иностранной
валюты, наличной и валюты, которая
находится на счетах и вкладах;
11.покупка и продажа
в Украине и за рубежом монетарных
металлов;
12.привлечение и размещение
драгоценных металлов на счета
и вклады и другие операции с этими ценностями
в соответствии с международной банковской
практикой;
13.доверительные операции
(привлечение и размещение средств,
управление ценными бумагами
и др.) по поручению клиентов;
14.оказание консультационных
услуг;
15.проведение операций
по кассовому исполнению государственного
бюджета по поручению Национального
банка Украины;
16.осуществление других
операций с разрешения Национального
банка Украины.
Таким образом, коммерческие
банки осуществляют на договорных
условиях кредитно-расчетное, кассовое
и другое банковское обслуживание
предприятий, учреждений, организаций
и граждан путем осуществления вышеизложенных
операций и услуг.
Итак, двухуровневая банковская
система предполагает наличие
Национального банка Украины,
призванного, в частности, эффективно
контролировать инфляционные процессы,
и большого числа свободно
конкурирующих коммерческих банков,
действия которых определяются
законодательными актами и денежно-кредитной
политикой государства, основанной
на рыночных принципах.
Банковская система
является финансово-кредитной базой
реформы, важнейшим и необходимым
условием расширения предпринимательской
деятельности. От эффективности
ее работы в значительной степени
зависит успех в преодолении
экономического кризиса. Экономика
Украины нуждается в эффективно
действующей системе расчетов, более
активном участии коммерческих
банков в инвестиционных проектах,
расширении сферы банковских
услуг и улучшении их качества.
МВД предложило НБУ новые рекомендации
по безопасности банковской деятельности
- Захарченко
В связи с нападением на
отделение ПриватБанка в Донецке, в
результате которого были убиты 5 человек,
глава МВД Украины Виталий Захарченко
общался с главой Национального банка
на предмет организации безопасности
банковской деятельности для предупреждения
подобных нападений.
"Новые рекомендации
уже прописаны. Я написал два
письма на имя главы Национального
банка Украины", - сказал министр
на брифинге во По его словам, Нацбанк
согласен с предложениями милиции.
Отвечая на вопрос о том,
означает ли это возможность запрета
привлечения частных охранных структур
к обеспечению безопасности банков,
глава МВД отметил, что "это
вряд ли", однако милиция будет
рекомендовать, чтобы охрану банков
осуществлял Госслужба охраны при
МВД.
Министр отметил, что необходимо
создать безопасные места для
несения службы охранников в банковских
учреждениях.
По его словам, МВД предложило
НБУ провести совместную работу по
подготовке изменений в закон
Украины "О банках и банковской
деятельности" в части взаимодействия
МВД и НБУ по вопросам контроля
и организации безопасности банковской
деятельности: защиты жизни сотрудников
финучреждения и сохранения имущества.
МВД предложило внести изменения
в постановление НБУ об обязательной
вооруженной охране МВД в банковских
учреждениях при объемах наличных
средств в более 1 млн грн, а также
провести другие мероприятия для усиления
охраны финучреждений.
Как сообщалось, попытка
ограбления отделения ПриватБанка
в центре Донецка произошла 29 декабря
около 15.00. Грабители убили 5 человек. По
сообщению пресс-службы банка, все погибшие
– сотрудники учреждения. В МВД Украины
уточнили, что один из погибших – сотрудник
частной охранно фирмы.
Банковская безопасность:
современная ситуация
В.А. Гамза, председатель Совета
директоров ОАО "Агрохимбанк",
В последние пятнадцать
лет в Российской Федерации
реализован ряд практических
мер по повышению уровня банковской
безопасности. Благодаря скоординированным
усилиям законодателей, Правительства
РФ и Банка России сформирована в
целом система нормативного правового
и организационного обеспечения банковской
безопасности, Осуществлены практические
мероприятия по совершенствованию мер
безопасности в самих банках. Вместе с
тем уровень банковской безопасности
в современной России не соответствует
объективным потребностям, и состояние
защиты банков от преступных посягательств
оставляет желать лучшего
Представляется, что повышение
уровня защищенности банков от криминальных
посягательств на нынешнем этапе
непосредственно связано с необходимостью
научной проработки проблемы и получения
более полных представлений о
механизмах обеспечения безопасности
банка, в том числе об особенностях
организации и функционирования
системы защиты банка, обеспечения
безопасности новых направлений
банковской деятельности и новых
банковских технологий.
Ведущим субъектом обеспечения
защиты российских банков от противоправных
посягательств является государство.
Это обусловлено его конституционными
обязательствами, гарантирующими защиту
всех форм собственности (см. ст. 8, 35 и 114
Конституции РФ), поэтому именно
государство должно выступать главным
заказчиком исследований в области
безопасности банковской деятельности.
В действительности это не так. Своеобразие
ситуации заключается в том, что
государство взяло на себя в основном
функции уголовно-правового и
административного пресечения противоправных
посягательств в банковской сфере.
Основную же работу по организации
системы выявления и предупреждения
криминальных посягательств такого
рода законодатель возложил преимущественно
на сами банки.
Требования о принятии
банками мер защиты своего
имущества и инфраструктуры содержатся
в ряде федеральных законов
и нормативных актов Банка
России. Именно банк должен обеспечивать
своими силами и средствами
безопасность банковских операций,
охрану имущества, защиту информации
(банковской тайны, иных сведений
конфиденциального характера, компьютерной
информации) и информационной инфраструктуры,
защиту системы кадрового обеспечения,
личную безопасность руководства
и персонала банка. Понятно,
что организация столь обширной
и разноплановой работы требует
соответствующего научного и
методического обеспечения. По
этой причине банковское сообщество
России весьма заинтересовано
в теоретических разработках
и практических рекомендациях
в сфере банковской безопасности.
В последние годы
отечественные ученые провели
ряд исследований, касающихся преступлений
в сфере банковской деятельности.
Однако большинство этих исследований
по-прежнему адресовано правоохранительным
органам и не затрагивает вопросов
участия самих банков в борьбе
с преступлениями и создания
ими систем безопасности.
Структурирование понятия
безопасности банка позволяет представить
в общем виде сложность задач
построения системы банковской защиты.
Функционирование многоуровневой системы
защиты обеспечивается применением
мер правового, организационного, сыскного,
криминалистического характера.
Создание такой системы
защиты на практике связано
с решением широкого и разнопланового
набора проблем. В их числе
задачи разработки стратегии
и тактики обеспечения безопасности
банка; структурирование и уточнение
целей и задач обеспечения
безопасности; разработка комплекса
основных мер, направленных на
достижение указанных целей; подготовка
предложений по совершенствованию
правового, нормативно-методического,
научно-технического и организационного
обеспечения безопасности; разработка
целевых криминалистических программ
защиты имущества и инфраструктуры банка.
Применение концепции
безопасности коммерческого банка
Чтобы "не потерять"
ни одного из названных направлений
деятельности, четко сформулировать
их конечные цели, обеспечить
необходимую последовательность
действий, выявить все последствия
и взаимосвязи каждого частного
решения, необходим способ формализации
сведений, соответствующий уровню
возникающих задач. Формализованное
описание проблем защиты позволяет,
кроме того, выявить скрытые от
поверхностного взгляда новые
связи между факторами угроз
и деятельностью по обеспечению
безопасности банка.
Наиболее удачным способом
системного изложения сведений
о проблемах обеспечения безопасности
банка и способах их решения
является применение такой широко
распространенной в настоящее
время формы, как концепция.
Именно концепция безопасности
банка должна служить методологической
основой для обеспечения безопасности
банка, решения тактических и
методических задач ее практической
реализации.
В настоящее время,
пожалуй, не найдется банка,
который не обладал бы собственной
концепцией безопасности, изложенной
в той или иной форме. Однако
изучение указанных документов
свидетельствует о различном
качестве их проработки. Некоторые
из них содержат существенные
погрешности методологического
плана.
Наиболее "весомым" из
названной категории документов,
несомненно, является "Концепция
безопасности коммерческого банка",
разработанная в 1995 г. группой ученых
и специалистов по заказу Ассоциации
российских банков. Названная концепция
представляет собой научно обоснованную
систему взглядов на основные направления,
условия и порядок практического
решения задач защиты банковского
дела от противоправных действий и недобросовестной
конкуренции. В целом концепция явилась
шагом вперед в деле системного осмысления
проблем безопасности банка, однако время
потребовало обновления данной концепции
и дополнения ряда ее положений. Усилия
в этом направлении предприняты в изданной
в 2003 г. работе "Концепция и система
безопасности банка" 1. Необходимо отметить,
что любая типовая концепция безопасности
является своего рода моделью с определенной
степенью обобщения. Из этого следует,
что практическое применение такой модели
предполагает ее предварительную "подгонку"
к специфике деятельности конкретного
банка. Вместе с тем существует обязательный
набор элементов системы обеспечения
безопасности, которые должны быть отражены
именно в концепции безопасности любого
банка.
Изучение задач, вытекающих
из действующего законодательства и
иных нормативных правовых актов, разработок
в области криминалистики и Гамза
В.А., Ткачук И.Б. Концепция и система безопасности
банка. — М.: Издатель Шумилова И.И., 2003.
результатов практической деятельности
по обеспечению безопасности банков
приводит к выводу о том, что создатели
концепции должны включить в нее,
как минимум, пять основных разделов.
В их числе основы формирования и
функционирования системы безопасности
банка (понятия и определения
в системе банковской безопасности,
принципы обеспечения, силы и средства,
основы организации системы безопасности);
система правового обеспечения
банковской безопасности; концептуальное
проектирование системы безопасности
банка (объекты защиты, основные виды
посягательств, субъекты правоотношений
в области обеспечения банковской
безопасности); рабочее проектирование
системы безопасности банка (организационно-правовые
вопросы создания системы безопасности,
организация службы безопасности);
управление деятельностью службы безопасности
банка.
Возможные ошибки в организации
безопасности банка
Применение при разработке
концепции системного подхода позволяет
избежать типичных ошибок (перекосов
и пробелов) в организации защиты
конкретных направлений и элементов
безопасности банка. К числу таких
ошибок следует отнести, в частности
непропорциональные затраты сил
и средств на защиту банков от насильственных
посягательств на имущество при
недооценке опасности преступлений
ненасильственного характера, прежде
всего таких, как мошенничество (в
том числе с использованием информационных
технологий), злоупотребление полномочиями,
незаконное получение кредита.
Другая разновидность
аналогичной диспропорции имеет
место в более узкой сфере,
а именно — в области организации
защиты охраняемой информации банка. Здесь
весьма распространено чрезмерное увлечение
программно-техническими средствами защиты
при недооценке механизмов правового
обеспечения информационной безопасности.
Названные диспропорции
находят свое отражение в тематике
научных работ и методических
рекомендаций по теме банковской
безопасности. Несмотря на данные
зарубежной и отечественной статистики
о том, что имущественный ущерб
от действий "беловорот-ничковой"
преступности гораздо значительнее ущерба,
причиняемого открытыми нападениями на
банки и взломами их хранилищ, в прессе
все равно преобладают публикации, посвященные
физической и технической защите банков.