Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:38, реферат

Описание

К источникам техногенных ЧС относятся:

транспортные аварии и катастрофы (железнодорожные, авиационные. автомобильные, на газо- и нефтепроводах, продуктопроводах, линиях электропередач, на водном транспорте, в метро);

пожары и взрывы на объектах;

аварии и катастрофы на объектах с выбросом вредных веществ (радио активных веществ, сильно действующих ядовитых веществ и др.);

аварии и катастрофы на коммунальных системах жизнеобеспечения (канализация, водоснабжение, электроснабжение и др.);

Работа состоит из  1 файл

ОБЖ.docx

— 104.49 Кб (Скачать документ)

Вопрос №1 «Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения»

 

К источникам техногенных  ЧС относятся:

транспортные  аварии и катастрофы (железнодорожные, авиационные. автомобильные, на газо- и нефтепроводах, продуктопроводах, линиях электропередач, на водном транспорте, в метро);

пожары и  взрывы на объектах;

аварии и  катастрофы на объектах с выбросом вредных веществ (радио активных веществ, сильно действующих ядовитых веществ и др.);

аварии и  катастрофы на коммунальных системах жизнеобеспечения (канализация, водоснабжение, электроснабжение и др.);

аварии и  катастрофы на очистных сооружениях;

гидродинамические аварии и катастрофы (прорыв плотин, дамб);

обрушение зданий и сооружений;

аварии на электросистемах.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Техногенная опасность – это состояние, внутренне присуще технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающих энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде.

Поражающий фактор источника техногенной  ЧС – это составляющая опасного происшествия, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающее воздействие источника  техногенной ЧС – это негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника техногенной ЧС на жизнь и здоровье людей, на сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. Различают промышленные аварии и катастрофы, пожары и взрывы на хозяйственных объектах, транспортные происшествия, гидродинамические происшествия.

Промышленная авария – авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке. Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде. Последствия промышленных аварий и катастроф чаще всего ограничиваются территорией промышленного объекта. Техногенные ЧС в порядке убывания по количеству в РБ распределяются так: аварии на промышленных объектах, дорожно-транспортные происшествия, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д. Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений  режимов эксплуатации; многие современные  потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность  крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной 10-4 и более;

ошибочные действия операторов технических  систем; статистические данные показывают, что более 60% аварий происходит в  результате ошибок обслуживающего персонала;

концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

высокий энергетический уровень технических  систем;

внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и  др.

Конкретными причинами аварий и катастроф  являются такие явления, как статическое  электричество, приводящее к взрывам  и пожарам; разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов; старение систем и отдельных механизмов (снижение механической прочности); нарушение  технологического режима и др. Ежегодно в мире происходит более 500 млн. техногенных происшествий. В результате миллионы людей погибают или становятся инвалидами.

Учитывая, что  различные ЧС техногенного характера  имеют свою специфику, рассмотрим наиболее распространенные аварии и катастрофы.

Опасные транспортные происшествия

Транспорт является связующим звеном современного народного  хозяйства. Транспортными средствами перевозится и все то, что может  гореть, взрываться и загрязнять природную  среду. Происшествия на транспорте происходят в форме аварий и катастроф.

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Транспортные  аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) по поражающим факторам опасных грузов.

Известно, что  более 50% аварий и катастроф в  народном хозяйстве приходится на транспорт. Степень риска гибели при передвижении на различных видах транспорта разная. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл.

Дорожно-транспортые происшествия

Дорожно- транспортное происшествие – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Ежегодно  в мире в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает более 2 млн человек, а общее число лиц, получивших травмы превышает 15 миллионов человек.

Наибольшее  число ДТП происходит в июле –  октябре. Наиболее распространенными  видами ДТП являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств  и их опрокидывание.

Основными причинами ДТП  являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность, беспечность и самонадеянность как водителей, так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии; неисправности машины; плохие дороги; воздействие на психическое и физиологическое состояние водителя и пешеходов естественных и антропогенных экологических факторов, неблагоприятные метеорологические условия и др.

Аварии  и катастрофы на железнодорожном  транспорте

Общая протяженность  железнодорожных путей в РФ составляет более 150 тыс. км. Опасные происшествия на железнодорожном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.

Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, в результате которых погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа –  железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Основными причинами аварий и крушений поездов на железнодорожном  транспорте являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом и др.

Более 40% железнодорожных  аварий происходит по вине путейских  рабочих.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы на подвижном  составе, столкновение поездов между  собой.

Следствием аварий и  катастроф на станциях и перегонах  являются:

· взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;

· пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;

· разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ;

· поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;

· значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости  от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф: первая категория –  пострадало 1–5 человек; вторая категория  – пострадало 6–11 человек; третья категория  –пострадало 16–30 человек; четвертая категория – пострадало 31–50 человек; пятая категория – пострадало более 50 человек.

Аварии  и катастрофы на воздушном транспорте

В гражданской  авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия делят на катастрофы, аварии и поломки.

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.

Основные  причины, которые приводят к авиапроисшествиям, можно объединитть в следующие группы: ошибки человека – 50 – 60%, отказ техники – 15–30%, воздействие внешней среды – 10–20%, прочие – 5–10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются: взлет –30%, крейсерский полет – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.

Возможны  следующие типы аварийных ситуаций в полете: декомпрессия (разреженный  водух в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке самолета.

Аварии  и катастрофы на водном транспорте

РФ располагает речным транспортом. Общая протяженность речных судоходных путей по территории РФ составляет 85 тыс. км. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте: кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение; авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов); аварийное происшествие.

Одной из основных причин аварий на речном транспорте является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах  можно отнести пожары, взрывы, разлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.

Аварии  на трубопроводном транспорте

Протяженность газопроводов России составляет 156000 км, нефтепроводов – 47000 км и продуктопроводов 15000 км. Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и природной среде.

Пожары  и взрывы на объектах хозяйствования

В РФ пожары и взрывы происходят на пожаровзрывоопасных объектах и в жилых массивах.

Пожаровзрывоопасный объект (ПВОО) – это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожароврывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной ЧС.

Взрыв – быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению техногенной ЧС.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей и опасность для природной среды.

В РФ взрывопожароопасность представляют: склады боеприпасов Министерства обороны, пожаровзрывоопасные объекты (ПВОО) народного хозяйства. Все ПВОО подразделяются на шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. Наиболее опасны объекты, относящиеся к категориям: А, Б, В и Е.

Категория А – взрывопожароопасные объекты (химические предприя тия нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, склады нефтепродуктов).

Категория Б – взрывопожароопасные объекты (цеха приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц).

Категория В – пожароопасные объекты (деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства).

Категория Е – взрывоопасные объекты (некоторые вещества, способные взрываться, но не способные гореть).

Пожары в  крупных населенных пунктах могут  быть: отдельными, массовыми и сплошными.

Отдельные пожары – пожары, возникающие в отдельном здании или сооружении.

Массовые пожары – пожары, когда горит более 25% зданий.

Сплошные пожары – пожары, когда пламенем охвачено до 90% зданий. Разновидностью сплошного пожара является огневой шторм. Он возможен, если площадь пожара превышает 250 га. Особенностью огневого шторма является то, что за счет восходящих потоков воздуха скорость ветра от периметра к центру пожара может достигать 60 км/ч. Такой пожар потушить невозможно.

Источниками пожара или взрыва обычно являются: горящие или накаленные тела, электрические разряды, тепловые проявления химических реакций и механических воздействий, искры от удара и трения, ударная волна, солнечная радиация, электромагнитные и другие излучения.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения