Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 16:12, реферат
Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.
Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.
Введение…………………………………………………………………….3
Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль..4
Служба ОТ ……………………………………………………………..…7
Целевые и комплексные проверки………………………………………10
Несчастные случаи на производстве……………………………………14
Причины несчастных случаев……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………18
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)»
Реферат
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
на тему: Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
Выполнила:
Специальность: Антикризисное управление
Москва
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль..4
Служба ОТ ……………………………………………………………..…7
Целевые и комплексные проверки………………………………………10
Несчастные случаи на производстве……………………………………14
Причины несчастных случаев……………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Государственное управление
охраной труда осуществляется органами
законодательной и
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.
Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.
Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.
Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.
Основным органом
Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.
Надзорные функции выполняют
также прокуратура и ряд других
ведомств. Все перечисленные надзорные
органы построены по территориальному
принципу. Представители указанных
органов имеют право
Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.
На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.
Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.
Если численность сотрудников
меньше 10 человек, то специальные комиссии
не создаются и специалиста не
нанимают, поскольку в этом случае
полную ответственность несет
При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.
Служба ОТ.
Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:
организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
консультирование
В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.
Для оценки состояния ОТ
труда на производственных участках
и в цехах рекомендуется
Kot = (Kсп + Кб + Квпр) / 3
Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
Кб — коэффициент безопасности оборудования;
Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда
Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.
Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.
Коэффициент безопасности оборудования
(Кб) определяется отношением числа
показателей (требований) безопасности,
соответствующих нормативно-
Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):
Kбу = (Kб1 + Kб2 + ... + Kбn / n,
Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1, ..., n) участке;
n — число единиц оборудования на участке:
Кбц = (Кбу1 + Кбу2 + ... + Kбуm) / m,
Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1, ..., m);
m — число участков в цехе.
Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.
Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).
Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).
Целевые и комплексные проверки
Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.
Комплексные проверки проводятся
в одном цехе. Объектом контроля
является производственное оборудование,
которое проверяется на соответствие
комплексу требований безопасности,
установленных стандартами
Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.