Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 16:12, реферат

Описание

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.
Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль..4
Служба ОТ ……………………………………………………………..…7
Целевые и комплексные проверки………………………………………10
Несчастные случаи на производстве……………………………………14
Причины несчастных случаев……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Безопасность жинедеятельности.docx

— 35.15 Кб (Скачать документ)

 

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Московский государственный  университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)»

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

на тему: Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда

 

 

 

Выполнила:

Специальность: Антикризисное  управление

                                                        Проверил_____________________

 

 

 

 

 

                            Москва

                                      2013 год

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Государственный надзор, ведомственный  и общественный контроль..4

Служба ОТ   ……………………………………………………………..…7

Целевые и комплексные  проверки………………………………………10

Несчастные случаи на производстве……………………………………14

         Причины несчастных случаев……………………………………………16

Заключение……………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

 

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том  числе на производственных объектах.

 

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов  исполнительной власти, разрабатывающих  нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в  области охраны труда.

 

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

 

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

 

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

 

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических  и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

 

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют  также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные  органы построены по территориальному принципу. Представители указанных  органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и  руководства предприятий всю  необходимую информацию: выдавать работодателям  и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным  российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и  здоровью работников до ее устранения.

 

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

 

Общественный контроль за соблюдением законодательства о  труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

 

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

 

Численность и структура  служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

 

Если численность сотрудников  меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более  создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей  и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста  по охране труда; при численности  сотрудников более 1000 человек создается  служба по охране труда.

 

При отсутствии в организации  службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

 

 

 

 

 

 

 

Служба ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

 

организация и координация  работы по ОТ на предприятии (в организации);

 

контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;

 

совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного  травматизма;

 

консультирование работодателей  и работников по вопросам ОТ.

 

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

 

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять  обобщенный коэффициент уровня ОТ(Кот)[1]:

 

Kot = (Kсп + Кб + Квпр) / 3

 

Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;

 

Кб — коэффициент безопасности оборудования;

 

Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда

 

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

 

Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

 

Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа  показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической  документации по безопасности труда, к  общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному  оборудованию.

 

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):

 

Kбу = (Kб1 + Kб2 + ... + Kбn / n,

 

Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1, ..., n) участке;

 

n — число единиц оборудования  на участке:

 

Кбц = (Кбу1 + Кбу2 + ... + Kбуm) / m,

 

Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1, ..., m);

 

m — число участков  в цехе.

 

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

 

Важнейшей функцией системы  управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

 

Оперативный контроль (внеплановые  проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

 

 

 

Целевые и комплексные  проверки

Целевые проверки ставят своей  задачей контроль производственного  оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям  безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств  защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

 

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

 

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

Информация о работе Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда