Экологическая безопасность большого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Экологическая безопасность в законодательстве РФ
1.1 Общие принципы обеспечения экологической безопасности 4 стр.
1.2 Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030г. 6 стр.
1.3 Законы об экологической безопасности РФ 8 стр.
2. Пути решений экологических проблем
2.1 Направления обеспечения экологической безопасности населения 12 стр.
2.2 Экологическое состояние г. Орла 15 стр.
Заключение 21 стр.
Список литературы 23 стр.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное

 Учреждение высшего профессионального образования

Орловский Государственный  Институт Искусств и Культуры

Кафедра теории и истории  народной художественной культуры

 

 

Экологическая безопасность большого города

Курсовая работа

 

 

 

 

Выполнила: Степнова В.А.

Студентка 117 группы

Проверил: Асмолов И. Ю.

 

 

 

Орел

2012

Содержание:

Введение          3 стр.

  1. Экологическая безопасность в законодательстве РФ
    1. Общие принципы обеспечения экологической

безопасности        4 стр.

    1. Основы государственной политики в области

экологического развития РФ на период до 2030г.   6 стр.

1.3 Законы об экологической безопасности РФ   8 стр.

  1. Пути решений экологических проблем
    1. Направления обеспечения экологической

безопасности населения      12 стр.

  1. Экологическое состояние г. Орла      15 стр.

 Заключение        21 стр.

Список литературы       23 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек по своей природе  стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование  максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся  в мире рисков. Угроза исходит и  от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти  события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже  случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия  по снижению этих рисков, и каждый в  состоянии их назвать. 
В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности. 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Общие принципы обеспечения экологической безопасности.

Общие принципы обеспечения  экологической безопасности основываются на политике экологической безопасности Российской Федерации, отраженной в  экологической доктрине РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р 
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Сохранение природы и  улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная  среда должна быть включена в систему  социально-экономических отношений  как ценнейший компонент национального  достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная  политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном  единстве.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных  правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования  природных ресурсов, а также на:

- фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук;

- оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;

- признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов;

- учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Настоящий документ учитывает  также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. 
Основными объектами экологической безопасности выступают человек (личность) с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории города; благоприятная экосистема города как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.

  1. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
  2. Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  3. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  4. Государственная политика в области экологического развития осуществляется в соответствии с планом действий по реализации настоящих Основ, утвержденным Правительством Российской Федерации.
  5. Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  6. Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

 

 

1.3 Законы об экологической  безопасности РФ

Право граждан на благоприятную  окружающую среду как основное конституционное  право гарантируется, в частности, проведением мер по обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия.

1. Федеральный закон об отходах производства и потребления 89-Ф3 устанавливает  требования, правила и нормативы, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (редакция, введенная в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ):

- осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

- обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

- определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;

- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

- осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

2. Настоящий Федеральный закон об экологической экспертизе регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ).

3. Настоящий Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 – Ф3 определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий ( в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ ).

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

4. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные  территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон  об особо охраняемых природных территориях № 33 – Ф3 регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

5. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Настоящий Федеральный закон  об охране атмосферного воздуха 96 – Ф3 устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон об охране окружающей среды 7 – Ф3 определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. .Направления обеспечения экологической безопасности населения

Проблемы экологической  безопасности и рационального природопользования неразрывно связаны с социально-экономическим  развитием общества и обусловлены  им, связаны с вопросами охраны здоровья, созданием благоприятных  условий для жизнедеятельности  и естественного воспроизводства населения в настоящем и будущем поколениях.  
Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения.  
Экологическая безопасность входит в систему государственной безопасности, приоритетными элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая, продовольственная, информационная безопасности и др.  
Система экологической безопасности имеет многоуровневый характер - от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного, от предприятия, муниципального образования, субъекта Федерации до страны в планетарном аспекте.  
Основная цель экологической безопасности состоит в достижении устойчивого развития с созданием благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения, обеспечения охраны природных ресурсов и биоразнообразия, предотвращения техногенных аварий и катастроф.  
Достижение поставленной цели предполагает комплексное, системное и целенаправленное решение следующих задач:  
1) в сфере обеспечения экологической безопасности в регионе, на урбанизированных территориях:  
- совершенствование инструментов реализации экологической политики: законодательных, административно-управленческих, образовательно-просветительских технических, технологических; 
- снижение и доведение до безопасных уровней техногенной нагрузки на человека и окружающую среду на территориях (в зонах) с особо неблагоприятной экологической обстановкой; 
-создание и эффективное функционирование системы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды города; 
-удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, качественных продуктах питания за счет местных ресурсов. Экологическая безопасность, особенно такие ее элементы как водная безопасность, продовольственная безопасность предполагает гарантию удовлетворения потребности, рассматривая это явление в историческом аспекте, обусловленное генетическими условиями, обстоятельствами;  
- обеспечение поддержания качества рекреационных объектов, безопасного сбора, перевозки, хранения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов;  
- создание системы предупреждения и защиты населения при аварийных и чрезвычайных экологических ситуациях (природных, антропогенных); 
-поэтапная экологизация производства, внедрение экологически безопасных технологий; 
2) в сфере охраны окружающей природной среды и восстановления природных комплексов: 

Информация о работе Экологическая безопасность большого города