Эргономика рабочего места пользователя ПЭВМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:05, реферат

Описание

Воздействие ЭМП широкого спектра частот, импульсного характера, различной интенсивности в сочетании с высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением вызывает существенные изменения со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся в субъективных и объективных расстройствах. Работающие чаще всего предъявляют жалобы на головные боли, иногда с тошнотой и головокружением. У них диагностируются неврозы, нейроциркулярные дистании, гипо- и гипертония.

У работающих с ПЭВМ могут наблюдаться аллергические заболевания и повышенный уровень заболеваемости органов дыхания. С одной стороны, это может быть обусловлено изменениями иммунитета (известно влияние ЭМП на иммунную систему). Следует также обратить внимание, что, ввиду наличия статических электрических полей, к экрану ВДТ притягиваются пылевые частицы, которые могут содержать аллергены и бактериальную флору. Это также способствует развитию вышеуказанной патологии.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
2. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ…………………………….6
3. Общие требования к организации рабочего места пользователя ПЭВМ….9
4. Требования к производственной среде при работе на ПЭВМ……………..11
5. Каким должен быть монитор видеодисплейного терминала………………17
6. Средства ввода информации………………………………………………....27
7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ
для обучающихся в общеобразовательных учреждениях……………………31
8. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ
для детей дошкольного возраста………………………………………………33
9. Заключение……………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

эргономика.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)
  • обеспечивать точное расположение пальцев пользователя;
  • минимизировать отражение света и иметь для этого матовую отделку;
  • обеспечивать подходящую поверхность для маркировки;
  • предотвращать попадание в механизм скапливающихся на поверхности клавиш частичек пыли, грязи, влаги и т.п.;
  • не иметь острых краев, мешающих нажатию клавиш;
  • иметь вогнутое (чашеобразное) углубление для пальцев пользователя.
  1. Расстояние между центрами клавиш должно быть в диапазоне от 17 до 19 мм.
  1. Маркировка клавиш должна быть четкой и легкой для понимания. Размеры цифр и букв на них не должны быть менее 3 мм. Функциональные клавиши следует маркировать стандартными символами. Рекомендуется, чтобы функциональные клавиши отличались от остальных цветом, формой, положением или расстоянием между ними. Для стандартных клавиш рекомендуется нейтральный цвет, например бежевый или серый, а не белый, который дает повышенное отражение света.
  2. Наилучшие условия работы пользователя с клавиатурой обеспечиваются когда его кисти и предплечья занимают положение, близкое к горизонтальному. Оптимальный диапазон движения пальцев расположен от 25 до 75 мм ниже уровня локтя. Высота расположения базового ряда клавиш над уровнем пола должна находиться в пределах от 720 до 750 мм. Расстояние от переднего края стола или пульта до последнего ряда клавиш не должно превышать 400 мм. На передней части клавиатуры следует предусматривать свободное пространство глубиной примерно 600 мм, которое используется в качестве опоры кистей рук пользователя.
  3. Клавиатура должна быть отделена от дисплея, чтобы ее можно было удобно располагать для пользователя. Масса клавиатуры должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить случайные ее сдвиги в процессе работы.

Мышь.

    Мышь  – устройство ввода координат, которое  используется на плоской поверхности и обеспечивает генерацию значений координат X и Y, управляющих положением отслеживающего элемента на экране дисплея.

Мышь  конструируется таким образом, чтобы  оператор мог, поместив ее на рабочую поверхность, правильно ориентировать ее с точностью ± 10 градусов без необходимости визуального контроля.

    Контроллер  должен легко перемещаться в любом  направлении, не требуя при этом перехвата  руки, а результирующее перемещение отслеживающего элемента на экране в том же направлении должно быть плавным и не отклоняться более чем на ±10градусов. Конструкция контроллера должна обеспечивать возможность работать с ним любой рукой. Перемещению линии от края и до края рабочей поверхности должно соответствовать перемещение отслеживающего элемента от края и до края экрана. Чтобы контроллер не уводил отслеживающий элемент за пределы экрана, предусматриваются индикаторы, помогающие оператору возвратить отслеживающий элемент на экран.

Мышь  не должна иметь острых краев, а размеры  должны укладываться в следующие  пределы:

  • ширина (расстояние между кончиками пальцев при захвате мыши) 40 – 70 мм;
  • длина 70 – 120 мм;
  • высота 25 – 40 мм.

    Мышь  должна соответствовать размеру руки. Многие современные мыши оснащены колесиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь следует за края большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный лежал на левой кнопке, средний на колесике, а безымянный на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движением пальцев, поскольку амплитуда движения такой мыши больше. При этом рука устает значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома.

    Использование ковриков и подставок с валиками имеет смысл только тогда, когда под правой рукой стоит стол несколько (на высоту валика) выше рабочего, а коврик лежит на рабочем столе и представляет собой продолжение приставного. В противном случае предплечье зависает в воздухе, двигается, устает и т.д. К тому же и на локоть нагрузка больше. 
 
 
 

7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ 
для обучающихся в общеобразовательных учреждениях. 
и учреждениях начального и высшего профессионального образования.

    Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

    - две раздельные поверхности: одна  горизонтальная для размещения  ПЭВМ с плавной регулировкой  по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);

    - ширину поверхностей для ВДТ  и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

    - опору поверхностей для ПЭВМ  или ВДТ и для клавиатуры  на стояк, в котором должны  находится провода электропитания  и кабель локальной сети. Основание  стояка следует совмещать с  подставкой для ног;

    - отсутствие ящиков;

    - увеличение ширины поверхностей  до 1200 мм при оснащении рабочего  места принтером.

    Высота  края стола, обращенного к работающему  с ПЭВМ, и высота пространства для  ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

    При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

    Линия взора должна быть перпендикулярна  центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через  центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

    Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

Высота  одноместного стола для занятий  с ПЭВМ

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  Рост учащихся  или   |             Высота над полом, мм             

|студентов в  обуви, см |                                              

|                      |——————————————————————————————————————————————

|                      |   поверхность стола   | пространство  для ног, 

|                      |                       |       не менее       

|——————————————————————|———————————————————————|——————————————————————

|       116-130        |          520          |          400         

|——————————————————————|———————————————————————|——————————————————————

|       131-145        |          580          |          520         

|——————————————————————|———————————————————————|——————————————————————

|       146-160        |          640          |          580         

|——————————————————————|———————————————————————|——————————————————————

|       161-175        |          700          |          640         

|——————————————————————|———————————————————————|——————————————————————

|       выше 175       |          760          |          700         

 ————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

Основные  размеры стула для учащихся и  студентов

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  Параметры  стула   |      Рост  учащихся и студентов в обуви,  см     

|                    |————————————————————————————————————————————————

|                    | 116-130 | 131-145 | 146-160 | 161-175 |  >175  

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Высота  сиденья   над|   300   |   340   |   380   |   420   |   460  

|полом, мм           |         |         |         |         |        

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Ширина  сиденья,  не|   270   |   290   |   320   |   340   |   360  

|менее, мм           |         |         |         |         |        

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Глубина сиденья, мм |   290   |   330   |   360   |   380   |   400  

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Высота нижнего   края|   130   |   150   |   160   |   170   |   190  

|спинки над  сиденьем,|         |         |         |         |        

|мм                  |         |         |         |         |        

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Высота верхнего  края|   280   |   310   |   330   |   360   |   400  

|спинки над сиденьем,|         |         |         |         |        

|мм                  |         |         |         |         |        

|————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————

|Высота линии  прогиба|   170   |   190   |   200   |   210   |   220  

|спинки, не менее,  мм|         |         |         |         |        

|————————————————————|————————————————————————————————————————————————

|Радиус        изгиба|                      20-50                     

|переднего       края|                                                

|сиденья, мм         |                                                

|————————————————————|————————————————————————————————————————————————

|Угол         наклона|                       0-4                      

|сиденья, °          |                                                

|————————————————————|————————————————————————————————————————————————

|Угол наклона  спинки,|                     95-108                     

|°                   |                                                

|————————————————————|————————————————————————————————————————————————

|Радиус      спинки в|                       300                      

|плане, не менее,  мм |                                                

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————  

8. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ 
для детей дошкольного возраста.

Информация о работе Эргономика рабочего места пользователя ПЭВМ