Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 07:18, контрольная работа
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет те принципиальные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений.
Введение
1. Происхождение проблемы и создание МГЭИК
2. Рамочная конвенция ООН по изменениям климата
3. Подготовка Киотского Протокола: переговорный процесс
4. Киотский протокол: содержание, принципиальные обязательства Сторон
5. Наиболее значимые аспекты Протокола, его международное значение
Заключение
Приложение
Приложение А
Приложение В
Список литературы
Содержание
Введение
1. Происхождение проблемы и создание МГЭИК
2. Рамочная конвенция ООН по изменениям климата
3. Подготовка Киотского Протокола: переговорный процесс
4. Киотский протокол: содержание, принципиальные обязательства Сторон
5. Наиболее значимые аспекты Протокола, его международное значение
Заключение
Приложение
Приложение А
Приложение В
Список
литературы
Введение
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет те принципиальные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений. Соглашение предусматривает гибкие механизмы, позволяющие смягчить тяжесть принятых обязательств, и в этом смысле непосредственные результаты Протокола не слишком повлияют на состояние окружающей среды или экономику. Реализация таких обязательств не остановит глобального роста эмиссии, не окажет ощутимого влияния на рост экономики. Тем не менее, эти обязательства отражают принципиальное изменение курса, и структура их такова, что в случае их ратификации, реализации и углубления на последующих этапах возникнет эффективная международная система, позволяющая решать проблему климатических изменений. В некоторых отношениях Киотский протокол может оказаться самым важным и принципиальным международным соглашением конца двадцатого столетия.
1.
Происхождение проблемы
и создание МГЭИК
Парниковый эффект - проблема не новая. Уже в 1827 году французский ученый Фурье высказал предположение, что атмосфера Земли подогревает поверхность, пропуская к ней солнечное излучение с высокой энергией, но не давая выйти в космос части длинноволновой тепловой радиации, отражающейся от земной поверхности. Этот эффект вызывается несколькими парниковыми газами, в особенности двуокисью углерода и водяным паром. В конце девятнадцатого столетия шведский ученый Аррениус пришел к выводу, что возрастание выбросов двуокиси углерода предприятиями, возникшими в период промышленной революции, изменило содержание газов в атмосфере и что это может привести к росту приземной температуры.
До конца 50-х годов этой проблемой мало кто интересовался, но проведение в 1957 году Международного Геофизического Года позволило международному научному сообществу создать основу для понимания планетарных процессов и влияния на них человеческой деятельности; была создана широкая сеть станций по наблюдению за окружающей средой. Наблюдения сразу же показали непрерывное повышение концентрации двуокиси углерода. Десятилетием позже исследования, проведенные Массачусетским технологическим институтом, выявили факты, свидетельствующие о возможном изменении климата. В 1970 году Генеральный секретарь ООН уже в достаточной степени был озабочен этой проблемой, чтобы упомянуть в своем отчете по экологии возможность “катастроф, вызванных потеплением”.
Первая Всемирная конференция по климату, состоявшаяся в 1979 году, учредила Всемирную программу исследования климата, которая вдохновила дальнейшие исследования и помогла точнее определить их цель. В течение 1980-х годов Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) созвали ряд международных научных семинаров, на которых ученые выработали предварительный консенсус относительно сути проблемы. Сыграл свою роль и возрастающий интерес общественности к вопросам экологии, так что ряд международных конференций завершился в 1988 году созданием под эгидой ЮНЕП и ВМО Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Лидерами в этом процессе были сначала главным образом промышленно развитые страны, но к участию в нем были приглашены все правительства. В последовавшие годы почти все страны направили своих представителей в МГЭИК. Именно отчеты МГЭИК обеспечили научную основу для дипломатических переговоров, увенчавшихся принятием Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК).
Первый доклад МГЭИК был опубликован в 1990 году. Самым важным в нем оказался вывод, сделанный Первой рабочей группой (ответственной за научный аспект проблемы): рост концентрации двуокиси углерода и других парниковых газов в атмосфере вызван человеческой деятельностью и может привести к повышению температуры в масштабе всей планеты с соответствующими изменениями климата. Этот рост, вероятно, будет вести к общему потеплению температуры у земной поверхности, хотя с существенными различиями по регионам. МГЭИК в своем Первом аналитическом докладе, работа над которым продолжалась чуть больше года, предложила следующий принципиальный расчет: если эмиссии парниковых газов будут расти в соответствии с прогнозами, то средняя температура атмосферы Земли начнет возрастать на 0,3°С ±0,15° за десятилетие. Подобное увеличение было бы беспрецедентным, на планете не наблюдалось ничего подобного, по крайней мере, в течение десяти тысяч лет. Вторая рабочая группа, изучавшая последствия климатических изменений, не смогла обнаружить единого мнения ученых по данному вопросу. Предположительно потепление приведет, прежде всего, к повышению уровня моря (в первую очередь, из-за нагревания океанов) и к росту осадков. Последствия для сельского хозяйства могут оказаться значительными: заболачивание земель, рост пустынь, изменение территорий лесов и береговой линии. Но нельзя делать с уверенностью какие-либо выводы: слишком много неясностей, особенно в том, что касается изменения климата в отдельных регионах.
Третья рабочая группа анализировала возможные меры для сглаживания последствий климатических изменений. Она оказалась во власти споров по принципиальным политическим вопроса, в результате отчет этой группы вырабатывался в ходе долгих и чрезвычайно политизированных переговоров, тем более что тема обсуждалась сравнительно новая, взгляды разнились значительно. Итогом стал отчет, в котором содержалась только одна-единственная конкретная рекомендация: начать переговоры по международному соглашению об изменении климата.
После долгих споров оценки и рекомендации МГЭИК были направлены Второй всемирной конференции по климату, которая их утвердила в ноябре 1990 года. Министры, проведшие отдельное совещание в рамках этой конференции, приняли отчет и призвали ООН открыть переговоры по выработке документа, который впоследствии стали называть Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата. Тем временем МГЭИК занималась уточнением отдельных научных данных и прогнозов эмиссии; ее очередной доклад был опубликован в 1992 году. К 1994 году МГЭИК подготовила несколько специализированных отчетов и параллельно Второй аналитический доклад, который в конце 1995 года был утвержден, а в июне 1996 года опубликован.
Второй аналитический доклад показал, что международное сообщество добилось принципиальных сдвигов в деле борьбы с изменениями климата. Именно этот второй доклад более любого другого документа определил исход переговоров в Киото.
Основными выводами доклада явились:
Принципиальный спор шел, прежде всего, вокруг того, есть ли связь между климатическими изменениями и человеческой деятельностью. Соответствие научных прогнозов реальным данным резко улучшилось благодаря учету аэрозолей, улучшенному моделированию (которое стало учитывать и естественные вариации климата), накоплению более точных данных о распределении температурных изменений по отдельным регионам. На основании таких исследований, максимально приближенных к реальным условиям, был сделан вывод о том, что “совокупность свидетельств позволяет предположить, что человеческая активность оказывает несомненное влияние на климат планеты”.
МГЭИК получила наибольшую известность благодаря проработке научных проблем, но доклад был посвящен и тому, как справляться с изменениями климата. Вторая рабочая группа выяснила, какие есть методы по сокращению эмиссии и увеличению стоков парниковых газов, и пришла к заключению, что существенное сокращение чистых эмиссии парниковых газов является технически возможным и экономически осуществимым. Эмиссии двуокиси углерода могут сокращаться благодаря использованию возобновляемых источников энергии, переходу с угля и нефти на газ, с ископаемых видов топлива на атомную энергию (при условии решения проблем безопасности, захоронения отходов и передачи энергии).
В одной из глав доклада была сделана попытка обобщить имеющуюся информацию, разработав “сценарий использования технологий с низкими эмиссиями”. Этот сценарий показал, что вполне возможно целенаправленно сократить эмиссии в масштабе планеты с 6 миллиардов тонн двуокиси углерода в 1990 году до 4 миллиардов тонн к 2010 году и что это может стоить не очень дорого. Однако успех подобного прогноза зависит от того, насколько оправданы некоторые надежды, особенно надежды на появление новых технологий в ближайшие двадцать лет. Большую роль в оптимистических сценариях играет возможное получение энергии из биомассы. В сокращении эмиссии парниковых газов и увеличении стока углерода может играть важную роль и правильное использование лесов, сельскохозяйственных земель и угодий.
Совершенно
другой подход был использован Третьей
рабочей группой МГЭИК, изучавшей
социально-экономические
Таким
образом, была сформирована интеллектуальная
основа, опираясь на которую политики
различных стран начали международные
переговоры, ставшие одним из самых важных
и сложных явлений нашего времени. Была
сделана попытка договориться о создании
такой системы международной взаимопомощи,
которая бы позволила совместными усилиями
контролировать влияние человечества
на атмосферу и климат всей планеты.
2.
Рамочная конвенция
ООН по изменениям
климата
В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Конвенция была подписана на саммите в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, и историю выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа. РКИК ООН родилась из столкновения нескольких факторов, связанных с экологической проблематикой конца 80-х годов. С одной стороны, резко возрос уровень обеспокоенности политиков и общественности вопросом изменений климата, а с другой, ООН уже не первый год раздирало противостояние стран Севера и стран Юга. Пропасть, которую предстояло преодолеть в процессе переговоров, была огромной. Многих уже не надо было убеждать в серьезности проблемы и необходимости ее срочного решения. Эти участники переговоров стремились к принятию соглашения, которое содержало бы строгие обязательства по ограничению эмиссии веществ, способствующих возникновению парникового эффекта. Конвенция разрабатывалась на протяжении пятнадцати месяцев. В этом документе излагались основные принципы, установления, процедуры и изначальные обязательства договорившихся сторон. В ходе дальнейших переговоров именно это соглашение и было принято как Рамочная конвенция ООН по изменениям климата.
Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне: “Главной задачей этой Конвенции ... является ... достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…”
Преамбула и сами принципы Конвенции являются набором признанных всеми сторонами фактов и руководящих принципов, охватывающих широкий спектр вопросов: научную основу проблемы; лидирующую роль промышленно развитых стран в производстве эмиссии в прошлом; принцип, согласно которому ответные действия “должны отражать экологические особенности и особенности развития стран”; “принцип суверенности государств в процессе международного сотрудничества”; необходимость постоянных исследований и осуществления мер, “постоянно переоцениваемых в свете каждого нового открытия”; идею о том, что “различные действия могут быть оправданы экономически и помогать решению других проблем окружающей среды”. Значительным аспектом этого Соглашения было то, что оно обязало страны-участницы постоянно предоставлять друг другу подробную информацию о программах и перспективах борьбы с выбросами в атмосферу, которая позволяла бы оценить эффективность их усилий. Несколько подпунктов статьи 4 посвящены финансовой стороне помощи развивающимся странам, которую должны оказывать страны, перечисленные в приложении II, то есть, в основном, страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Цель этой помощи состоит в том, чтобы не оставить развивающиеся страны один на один с обязательствами, взятыми ими на себя в соответствии с Конвенцией, и в первую очередь она должна быть оказана государствам, которым особенно угрожают изменения климата. Эти подпункты предусматривают помощь по переводу старых технологий на экологически безопасные принципы или по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и “ноу-хау”.