Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:49, курс лекций
Ежегодно в мире на производстве погибают более 200 тыс. человек и более 120 млн. человек получают травмы. В бывшем СССР ежегодно получали травмы на производстве, автодорогах, в сфере быта до 19 млн. человек, из них погибали более 250 тыс. человек. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим сегодня лишь с потенциалом военных арсеналов
1. Среда обитания
1.1 БЖД: предмет, цели, задачи.
1.2 Среда обитания человека. Биосфера.
1.3 Природные и антропогенные факторы среды обитания.
1.4 Кризисное положение в биосфере.
2. Обеспечение безопасности
2.1 Опасность. Классификация.
2.2 Риск. Оценка степени риска. Концепция допустимого риска.
2.3 Методы оценки опасных ситуаций.
2.4 Принципы обеспечения безопасности
2.4.1 Ориентирующие принципы обеспечения безопасности
2.4.2 Технические принципы обеспечения безопасности
2.4.3 Управленческие и организационные принципы обеспечения безопасности
2.5 Методы обеспечения безопасности.
2.6 Средства обеспечения безопасности.
2.7 Работоспособность человека. Фазы работоспособности.
3.Чрезвычайные ситуации
3.1 ЧС: определение, классификация, критерии.
3.2 Поведение человека в аварийных ситуациях.
демографический взрыв (рост населения);
аграрная цивилизация;
урбанизация населения ( переселение в город );
научно-технический прогресс.
Рассмотрим эти причины более подробно. Активизация развития сельского хозяйства вызвала развитие и совершенствование медицины, создание средств производства. Этот процесс способствовал значительному уменьшению сопротивления среды, что привело, в свою очередь, к развитию демографического взрыва.
Бурный рост народонаселения сильно затрудняет обеспечение людей продуктами питания, препятствует получению образования и развитию системы здравоохранения. Стремление огромного числа людей прожить на Земле, которая не может их прокормить, приводит к деградации окружающей среды. Рост численности населения является серьезным препятствием на пути экономического развития. Имеющиеся в распоряжении средства общество часто вынуждено расходовать на удовлетворение непосредственных жизненных потребностей населения (здравоохранение, обеспечение продуктами, преодоление последствий стихийных и социальных бедствий), а не на обеспечение долгосрочных программ (строительство дорог, развитие промышленности, профессиональное обучение), которые бы обеспечили людям более высокий уровень жизни в будущем.
Последние 150 лет население нашей планеты резко возросло и продолжает расти все убыстряющимися темпами. В 1830 г. численность превысила 1 млрд. человек. Через 100 лет она удвоилась (1930 г.) через 30 лет она достигла 3 млрд. (1960 г.), спустя 15 лет на планете было уже 4 млрд. (1975 г.) и, наконец, через 12 лет (1987 г.) численность достигла 5 млрд. человек. По мнению специалистов, в 1999 г. население Земли составит 6 млрд. Ожидается, что стабилизация численности населения на уровне 10-12 млрд. человек произойдет к концу следующего столетия.
Сегодня в мире существует как бы две самостоятельные "проблемы народонаселения". Одна из них касается промышленно развитых стран, где экологические проблемы не столько связаны с численностью народонаселения, сколько с последствиями стиля жизни - накоплением огромного количества токсичных отходов, истощением природных ресурсов и т.д. Перед менее развитыми странами остро стоит проблема обеспечения продовольствием быстрорастущего населения. В связи с этим люди вынуждены вырубать леса, нерационально использовать пастбища и пашни, вызывая их истощение.
Урбанизация общества – это процесс в системе "человек - среда обитания", связанный с переселением людей в городскую зону. По данным ООН сейчас в городах сосредоточено 75-80% общей численности населения.
Статистические данные по изменению числа городского населения на Земле:
Год 1880 1950 1970 1984 2000
Городское
население, % 1,7 13,1 17 50 80-85
В мире насчитывается около 160 городов с миллионным населением. Урбанизация ведет к образованию городов-мегаполисов с численностью 25-30 млн. человек. Как правило, такие города занимают площадь, превышающую 100 кв.км., – Мехико, Чикаго. Крупные города оказывают значительное отрицательное воздействие на окружающую среду: загрязняют атмосферу пылегазовыми отходами от автотранспорта, промышленных объектов, а почвы и воду – токсичными сточными водами. Создание мегаполисов вызывает уничтожение биосферы. В больших городах очень высокий уровень распространения многих болезней. В современном городе распространены разные заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы (до 20% взрослого городского населения страдает гипертонией), вирусные заболевания, внутренние инфекции, травматизм, злокачественные опухоли, аллергические заболевания, астма. Шумовые нагрузки, перенаселение, транспортные проблемы, влияние магнитных полей являются причиной массовых заболеваний нервной системы, повышенной смертности.
Научно-технический прогресс. Этот фактор имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики отражают увеличение производства в различных отраслях. Например:
Производство Стали Чугуна Нефти Газа Угля
1980/1940 7,7 8,6 20 200 4,7
Качественную сторону влияния рассматриваемого фактора в достаточной степени отражает изменение количества вовлекаемых в производство элементов таблицы Менделеева:
Год
Количество известных элементов 62 84 85 89 104
Количество используемых элементов 35 52 64 73 90
Дополнительными факторами, отрицательно влияющими на биосферу, являются ошибки в планировании (развитие сети ГЭС, орошение в Средней Азии), действие военно-промышленного комплекса, использование химических удобрений, пестицидов в сельском хозяйстве и многое другое.
2. Обеспечение безопасности
2.1 Опасность. Классификация.
БЖД – дисциплина, изучающая опасности и защиту от них. Методологической базой БЖД является систематический анализ опасностей – таксономия опасностей.
Классификация опасностей:
1) По происхождению опасности бывают: природные, антропогенные, экологические, технические, смешанные.
2) Рекомендуется выделять опасности: постоянные, случайные и возникающие при неблагоприятном стечении обстоятельств.
3) При анализе производственной обстановки выявляются как внешние, так и внутренние источники опасностей. Внешние источники – состояние производственной среды и ошибочные, непредвиденные действия персонала, приводящие к авариям и создающие для людей рискованные ситуации. Внутренние источники опасности обусловлены личностными особенностями работающего, которые связаны с его социальными и психологическими свойствами и представляют собой субъективный аспект опасности.
4) Согласно официальным стандартам опасности делятся на физические, химические, биологические, психофизиологические.
5) По времени локализации различают опасности импульсные, сплошные, куммулятивные.
6) По локализации выделяют опасности, связанные с гидросферой, с литосферой, с атмосферой и космосом.
7) По сфере проявления выделяют опасности: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и т.п.
8) По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
9) По характеру воздействия на человека – активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (колющие, режущие предметы, неровности поверхности, уклоны, подъемы и др.).
Опасности носят потенциальный (скрытый) характер. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Форма ущерба или нежелательные последствия разнообразны: травмы разной тяжести, урон окружающей среде и т.д. Опасность, причины и последствия являются характеристиками таких явлений, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательные последствия по разным причинам. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
Примеры: 1) яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие); 2) алкоголь – чрезмерное количество – летальный исход.
2.2 Риск. Оценка степени риска. Концепция допустимого риска.
Наиболее приемлемой количественной оценкой опасности является риск. Риск – частота реализации опасности, количественная оценка опасности – отношение тех или иных нежелательных последствий к их возможному числу за определенный период.
Пример 1. Определить риск гибели человека на производстве, если в год гибнет на производстве 14 тысяч человек, работает всего 138 миллионов человек.
R = 14000 : 138000000 = 0,0001.
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность отдельного вида для отдельного индивидуума.
Социальный риск (групповой) - риск для группы людей –зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
Восприятие риска субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, в результате которых погибают большие группы людей, в то же время частые события, в которых погибают единицы или небольшие группы людей, вызывают менее напряженную эмоциональную реакцию.
Концепция приемлемого (допустимого) риска
Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни.
Традиционная техника безопасности базируется на категорическом требовании: обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Сегодня из-за усложнения производств и появления принципиально новых технологий, возросшей сети транспортных и энергетических коммуникаций концепция "абсолютной безопасности" стала неадекватна внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и абсолютная невероятность аварии достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов.
Однако любая деятельность человека, направленная на создание материальных благ, сопровождается использованием энергии. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы - требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.
Суть концепции допустимого риска заключается в стремлении к такой величине безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные, политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнями безопасности и возможностями ее достижения. Прежде всего нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, ухудшить медицинскую помощь. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемый риск установлен в законодательном порядке.
Фактически мы все ежедневно принимаем решения о соотношении риска с выгодой. Даже такие простые вопросы, как переходить ли улицу, ехать на машине или идти пешком, относятся к этому же типу, хотя большинство из нас вряд ли думает об этом. Как правило, мы склонны согласиться на известную долю риска, как цену за избранный нами образ жизни.
В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 … 10-6 (1/год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке.
Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.
Для экосистем максимально приемлемым риском считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.
Опыт взаимодействия человека с техническими системами позволяет идентифицировать травмирующие и вредные факторы, а также выработать методы оценки вероятности появления опасных ситуаций. Прежде всего, это накопление статистических данных об аварийности и травматизме (табл.1), различные способы преобразования и обработки статистических данных, повышающие их информативность. Недостатком этого метода является его ограниченность, невозможность экспериментирования и неприменимость к оценке опасности новых технических средств и технологий.
Вероятность индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности
Вид деятельности | Риск |
Автомобильные катастрофы | 0,001 |
Преступления | 0,0004 |
Добыча угля | 0,00088 |
Строительство | 0,000092 |
Сельское хозяйство | 0,000087 |
молния | 0,0000001 |
Информация о работе Лекции по "Безопасность Жизнедеятельности"