Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:49, курс лекций
Ежегодно в мире на производстве погибают более 200 тыс. человек и более 120 млн. человек получают травмы. В бывшем СССР ежегодно получали травмы на производстве, автодорогах, в сфере быта до 19 млн. человек, из них погибали более 250 тыс. человек. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим сегодня лишь с потенциалом военных арсеналов
1. Среда обитания
1.1 БЖД: предмет, цели, задачи.
1.2 Среда обитания человека. Биосфера.
1.3 Природные и антропогенные факторы среды обитания.
1.4 Кризисное положение в биосфере.
2. Обеспечение безопасности
2.1 Опасность. Классификация.
2.2 Риск. Оценка степени риска. Концепция допустимого риска.
2.3 Методы оценки опасных ситуаций.
2.4 Принципы обеспечения безопасности
2.4.1 Ориентирующие принципы обеспечения безопасности
2.4.2 Технические принципы обеспечения безопасности
2.4.3 Управленческие и организационные принципы обеспечения безопасности
2.5 Методы обеспечения безопасности.
2.6 Средства обеспечения безопасности.
2.7 Работоспособность человека. Фазы работоспособности.
3.Чрезвычайные ситуации
3.1 ЧС: определение, классификация, критерии.
3.2 Поведение человека в аварийных ситуациях.
На основании кривых работоспособности устанавливается норма времени на отдых в зависимости от характера и продолжительности труда.
В течение суток работоспособность также изменяется определенным образом. Выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности в течение суток:
первый интервал (с 6 до 15 часов), во время которого работоспособность постепенно повышается, она достигает своего максимума к 10-12 часам, а затем постепенно начинает понижаться;
во втором интервале (15-22 часа) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 часам, а затем начинает уменьшаться;
третий интервал (22-6 часов) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около 3 часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.
По дням недели работоспособность также меняется: врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность – на вторник, среду и четверг, а развивающееся утомление на пятницу и особенно на субботу.
3.Чрезвычайные ситуации
3.1 ЧС: определение, классификация, критерии.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитофией, большим пожаром, применением оружия массового поражения, которые привели или могут привести к человеческим или материальным потерям.
Существует две классификации ЧС: по происхождению и по масштабам.
По происхождению все чрезвычайные ситуации можно разделить на следующие группы:
а) Техногенные ЧС: транспортные; пожары, взрывы; выбросы сильнодействующих и ядовитых веществ (СДЯВ) и радиоактивных веществ (РВ); обрушения сооружений; электроэнергетические, гидродинамические и другие аварии.
б) Природные ЧС: землетрясения; оползни, сели; бури, ураганы, смерчи; циклоны; половодье, паводки; природные пожары; инфекции, эпизоотии.
в) Экологические ЧС: изменение суши, деградация почв, тяжелые металлы; резкие изменения климата, погоды; разрушение озонового слоя; нехватка воды; изменение биосферы (исчезновение животных и растений).
По второй классификации (по масштабам) различают следующие чрезвычайные ситуации:
частные (пример - цех);
объектовые (объекты народного хозяйства);
местные (город, область, район);
региональные (несколько областей, республика);
межреспубликанские (межгосударственные);
глобальные (государства, континенты).
Для определения и выявления чрезвычайных ситуаций применяют критерии ЧС. Критерии чрезвычайных ситуаций – это формальные признаки, при которых ситуация является чрезвычайной.
Рассмотрим критерии техногенных ЧС. Они могут быть выражены количеством пострадавших (погибших) людей или величиной нанесенного ущерба. Транспортные происшествия, пожары и взрывы, обрушение зданий, сооружений относятся к ЧС, если количество пострадавших людей составляет 25 человек, из них 10 человек погибло. Выбросы сильнодействующих и радиоактивных веществ относятся к ЧС при числе пострадавших людей 10 и более. При выбросах радиоактивных веществ также учитывается уровень превышения предельно допустимых концентраций - радиоактивное загрязнение более 100 ПДК.
Критерии природных чрезвычайных ситуаций:
Землетрясения - при 4 баллах и более; пострадавших 25 человек, в том числе 10 человек погибло.
Другие ЧС - 25 человек пострадавших, в т.ч. 10 человек погибло.
Инфекции – заболевших более 50 человек.
Экологические чрезвычайные ситуации чаще всего оценивают по величине нанесенного ущерба (например, изменение окружающей среды) или по процентам разрушения компонентов биосферы (пример: разрушение озонового слоя - более 20 %).
3.2 Поведение человека в аварийных ситуациях.
В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.
Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
1. Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и техническим регламентам и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
2. Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
3. Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Это нарушение может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначать группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная – пропаганда и воспитание; ориентировочная – обучение, отработка навыков; исполнительная – профотбор, медицинское обследование.
Эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения человека в экстремальных условиях.
Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций.
Эмоциональное напряжение может проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций. Этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха он начинает действовать по привычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаблону.
Тормозной тип эмоционального поведения характеризуется полной заторможенностью его действий в необычных и ответственных ситуациях.
Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения.
Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил.
Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков.
Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно-бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.
Информация о работе Лекции по "Безопасность Жизнедеятельности"