Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:58, реферат
Решение проблемы немедицинского потребления наркотических веществ на территории Российской Федерации в настоящее время вышло в разряд первоочередных задач, стоящих перед государством, и тесно связано с современным состоянием российского общества, которое чаще всего определяется специалистами как нестабильное и даже кризисное. Состояние химической зависимости, развивающееся у того или иного индивида, является результатом воздействия совокупности факторов как биологического, так и психологического и социального порядков.
1. Введение
2. Ответственность граждан
3. Основные фактроры, порождающие наркоманию и токсикоманию
4. Антинаркотическая работа в учебных заведениях
5. Признаки употребления учащимися одурманивающих веществ
6. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся
7. В заключение
Судя по ответам молодых северян, подавляющее их большинство имеют довольно хорошее представление о наркотиках (среди учащихся - 86%, среди студентов - 94%, среди работающей молодежи - 86%). Юноши, в отличие от девушек, считают себя более просвещенными в отношении к наркотикам. Последнее мы связываем, прежде всего, с большей вовлеченностью мальчиков-подростков и юношей в общение с наркотическими средствами. С потребителями наркотиков.
Небезынтересным представляется знание об источниках, из которых молодые северяне получают информацию о наркотиках. Всем трем группам молодежи задавался вопрос: "ОТКУДА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О НАРКОТИКАХ?". Ответы респондентов на этот вопрос распределились так (в % от общего числа опрошенных учащихся - "УЧ", студентов - "СТ" и представителей работающей молодежи - "РМ"):
Источник информации: | ГРУППЫ | ||
УЧ | СТ | РМ | |
из газет и журналов |
| 65 | 63 |
из теле- и радиопередач | 82 | 74 | 78 |
из видеофильмов | н.д. | 42 | 41 |
от друзей и знакомых | 35 | 68 | 46 |
от родителей | 26 | 13 | 10 |
на тусовках, дискотеках | н.д. | 21 | 10 |
от случайных знакомых | н.д. | 19 | 7 |
на лекциях, беседах специалистов | 28 | 30 | 21 |
другие источники | 0,5 | 4,0 | 1,6 |
Прежде всего, данные свидетельствуют о разнообразии источников, из которых молодые северяне получают информацию о наркотиках. Эти источники можно подразделить на три основные группы:
а) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, ТV, фильмы);
б) непосредственное общение молодых людей с окружающими (друзья, родные, близкие, случайные знакомые);
в) целенаправленная просветительская работа (лекции, беседы).
Некоторая часть респондентов "вынуждена" знакомиться с проблемами наркомании в силу профессиональных обязанностей. Вот некоторые дополнительные записи в анкетах. Узнаю о наркомании:
от наркоманов;
работаю в ОВД;
из служебных источников;
сталкивался на работе;
я медик, потому и знаю
личный опыт;
моя профессия связана с медициной;
из интернета.
Итак, 28% опрошенных учащихся отметили среди других такой источник информации, как лекции, беседы специалистов. Мы попытались более конкретно "раскрыть" этот источник. На вопрос анкеты: был ли респондент в этом учебном году на каких-либо лекциях (занятиях) о наркомании, были получены следующие ответы (в % от общего числа опрошенных по каждой группе):
Были на лекциях, беседах, проводимых: | ГРУППЫ | ||
В целом | В том числе: | ||
7 кл. | 10-11 кл | ||
врачом наркологом | 32 | 23 | 28 |
участковым инспектором | 31 | 25 | 33 |
школьным социальным педагогом | 30 | 31 | 25 |
преподавателем и классным руководителем | 28 | 25 | 31 |
школьным психологом | 17 | 13 | 26 |
на таких занятиях (лекциях) не был | 11 | 10 | 13 |
Не помню, чтобы они проводились в нашем учебном заведении | 6 | 4,7 | 8 |
не ответили на вопрос | 5 | 6 | 4,5 |
Не трудно подсчитать, что в течение предшествующего учебного года 100 учащихся в среднем посетили 160 лекций, бесед, в том числе, соответственно, у учащихся 7-х классов этот показатель равен 130-ти лекциям, в 10-11-ых классах - 165. Еще раз напомним, что этот источник информации отметили 28% опрошенных учащихся из Надыма.
Подводя краткий итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время молодежь на Крайнем Севере (впрочем, это характерно и для России в целом) знакомится с проблемами наркомании преимущественно из случайных источников, спонтанно. Целенаправленная просветительская работа с молодежью ведется крайне недостаточно и охватывает незначительную часть молодых людей.
Употребляют ли наркотики юные россияне? Если верить признаниям наших юных респондентов, то пока еще не имели непосредственного (личного) контакта с наркотиками около 80% учащихся, около 60% студентов и около 70% представителей работающей молодежи. Более или менее постоянно (сюда же можно включить вариант ответа "от случая к случаю") употребляют наркотики около 7-8% учащихся, 8-9% студентов и около 5-7% молодых работающих надымчан.
Необходимо осознавать, что приведенные цифры скорее отражают степень доверчивости и откровенности молодых респондентов, чем реальное состояние дел с приобщением северной молодежи к наркотическим средствам. Не боясь быть непонятым, в качестве экспертной оценки, рискнем назвать другие цифры, характеризующие распространение наркомании в молодежной городской среде на Крайнем Севере. Мы считаем, что в оценке реального состояния с наркотизацией молодежной среды можно применять "поправочный" коэффициент 2-2,5 раза. Другими словами, в той или иной мере к наркотикам в молодежных группах 17-18 и более лет приобщены сегодня, или были с ним "знакомы" в недалеком прошлом около 50-60% юношей и девушек.
В каких местах, при каких ситуациях юные северяне впервые "знакомятся" с наркотическими средствами? Дабы ответить на это, в анкете, которую заполняли учащиеся, был предусмотрен вопрос: "ЕСЛИ ВЫ ПРОБОВАЛИ НАРКОТИКИ, ТО ГДЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ВПЕРВЫЕ?" Вот какие были получены ответы (в % от общего числа опрошенных молодых людей по каждой группе):
Места и ситуации первого приобщения к наркотикам | ГРУППЫ | ||
В целом | В том числе: | ||
юноши | девушки | ||
никогда не пробовал | 76 | 73 | 88 |
пробовал на "тусовке" | 11 | 18 | 4,2 |
дома у друга (подруги) | 4,5 | 5 | 4,5 |
у себя дома | 1,1 | 0,9 | 1,4 |
в учебном заведении | 0,8 | 0,9 | 0,7 |
Другое | 1,6 | 2,2 | 1,0 |
не ответили на вопрос | 5 |
|
|
Судя по ответам наших респондентов, наиболее юлагоприятным и "удобным" местом для первого знакомства "с наркотой" являются различного рода молодежные тусовки (в первую очередь, это ночные дискотеки, автономные компании в подъездах, в квартирах), когда массовость молодежного собрания сопровождается своеобразной анонимностью их поведения, отсутствием социального контроля со стороны старших: родителей, педагогов, представителей правоохранительных органов.
"КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМ НАРКОТИКИ?" - на этот вопрос ответы двух групп молодых надымчан распределились так (в % от общего числа опрошенных по каждой группе):
Отношение к наркомании и наркоманам: | ГРУППЫ | |
СТ | РМ | |
положительное, они делают то, что им нравится | 1,1 | 0,5 |
спокойное, это их личное дело | 32 | 26 |
осуждающее, так как это ненормальное явление | 20 | 24 |
крайне негативное, так как это ведет к деградации личности | 43 | 46 |
Другое | 2,9 | 1,6 |
Лишь каждый четвертый-третий молодой северянин индифферентно относится к распространению наркомании в своем городе, занимая позицию: "Моя хата с краю". Большая же часть респондентов (около 60-70%) осуждающе и негативно относятся к этому социальному злу.
В пятнадцати анкетах респонденты сделали дополнительные записи, общий лейтмотив которых сводился к следующим выражениям чувств: "мне их жаль", "мне их крайне жаль", "с сочувствием", "мне их жаль, не более того", "сочувствую, мне жаль таких людей", "скорее всего жалею", "мне их жаль, если бы я могла, то бы помогла им бросить эту заразу".
Для выяснения мнения юных респондентов об основных причинах их приобщения к наркотикам в анкете для учащихся был поставлен вопрос: "ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?" (отметьте, пожалуйста, основную причину)". В анкетах, которые заполняли более старшие их земляки - студенты и представители работающей молодежи, - вопрос формулировался несколько иначе: "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ?" Естественно, что на эти вопросы ответила только часть респондентов: 105 учащихся, в том числе 85 юношей и 20 девушек; 57 студентов и 83 представителя работающей молодежи. Вот как они сами оценивают причины их знакомства и общения с наркотиками ( в % от общего числа ответивших на вопрос по каждой группе):
Причины, условия приобщения к наркотикам | ГРУППЫ | ||||
Учащиеся | СТ | РМ | |||
В целом | В том числе | ||||
Ю | Д | ||||
интересно было попробовать | 72 | 67 | 95 | 68 | 75 |
от безделья | 28 | 31 | 15 | 21 | 22 |
чтобы не отставать от друзей | 6 | 6 | 5 | 7 | 10 |
семейные неурядицы | 3,8 | 2,5 | 0,5 | 3,5 | 1,2 |
личные проблемы | 3,8 | 2,4 | 1,0 | 3,5 | 10 |
школьные проблемы | 1,9 | 1,2 | 0,5 | 3,5 | - |