Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:09, реферат
Исторический анализ показывает , что защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного , экологического характера , а так же опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была весьма актуальна.
При этом степень возникновения угроз и опасностей обуславливали уровень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и организационных структур: от обеспечения безопасности на объектах и территориях до образования государственных межгосударственных, многонациональных систем защиты населения и территорий.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом, была в своё время обусловлена прежде всего ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) становление и развитие системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера можно условно разделить на три этапа.
Ι этап (1932-1961ГГ.).Создание и функционирование местной противовоздушной обороны(МПВО)
Создание МПВО было обусловлено появлением и бурным развитием после Первой мировой войны авиации и химического оружия и ростом их возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны.
В годы Великой Отечественной войны МПВО обеспечила успешную защиту населения от ударов фашистской авиации и создала условия
1. Основные этапы становления и развития системы защиты
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях 3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона РФ (ГО) 6
2.1 Предназначение и задачи , структура РСЧС и ГО -
2.2 Структура РСЧС 7
2.3 Структура ГО РФ 10
3.Степень готовности ГО РФ -
ВЫВОДЫ 11
Список использованной литературы 12
Основные задачи ГО:
- обучение населения способам защиты от опасностей , возникающих при ведении боевых действий или следствие этих действий;
- оповещение
населения об опасностях ,
- эвакуация населения , материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение
мероприятий по световой
- проведение
аварийно-опасных работ в
- первоочередное
обеспечение населения , пострадавшего
при ведении военных действий
или вследствие этих действий,
в том числе медицинское
- борьба с
пожарами, возникающими при ведении
военных действий или
- обнаружение районов , подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому, или иному заражению;
- санитарная обработка населения , обеззараживание(дезактивация) техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление
и поддержание порядка в
- оценка восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- разработка
и осуществление мер,
- обеспечение
постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны.
2.2 Структура РСЧС
Организационная
структура РСЧС объединяет органы
управления , силы и средства органов
исполнительной власти ( от федерального
до местного самоуправления) и
организаций, в полномочия
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются в
субъектах РФ для
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами власти и включают органы управления , силы и средства министерств и ведомств, организующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
На каждом
уровне РСЧС имеются
Координирующими органами на федеральном и региональных уровнях являются , соответственно, Межведомственная и ведомственная комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном , местном и объектовом уровне – комиссии по ЧС (КЧС).
Координирующие органы организуют , контролируют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий , предупреждению и ликвидации ЧС на подведомственных им территориях и объектах.
Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на федеральном уровне- Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне – региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях – комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне – отделы(секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.
Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях , оперативные дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).
В системе
управления РСЧС предусмотрено
создание стационарных и
Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления : оперативные штабы (группы) – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся : службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти , осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах; формирование Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России ; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ЧС.
Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения постоянной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:
1. части и подразделения МЧС:
- поисково –спасательная служба
(ППС),включающая Центральный
- противопожарные части и подразделения ;
- войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;
2.специально
подготовленные инженерные и
химические части и
3. сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;
4. бригады
экстренного реагирования и
5. профессиональные
спасательные отряды и
Кроме сил
постоянной готовности
Формирования
общего назначения
Формирования
служб (групп, звенья) могут создаваться
для наблюдения за
Информационное
обеспечение функционирования
РСЧС осуществляется информационно-управляющей
системой, которая включает :центр управления
в кризисных ситуациях МЧС; информационные
центры федерельных органов исполнительной
власти ;информационно- управляющие центры
регионов и органов управления по делам
ГОЧС субъектов РФ ; абонентские пункты
районных и городских органов управления
по делам ГОЧС ; информационные центры
организаций; средства связи и передачи
данных.
2.3 Структура ГО РФ
Организационная
структура ГО базируется на
основе структуры РСЧС с
Руководства гражданской обороны РФ осуществляется правительством РФ во главе с премьер-министром – начальник ГО страны.
Руководство гражданской обороны в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороны на территориях субъектов РФ, территориальных образований, в отдельных организациях и на объектах осуществляют соответственно главы исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны .
Начальники ГО несут
персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий
ГО в Федеральных органах
Координирующие
органы управления, в силу необходимости
соблюдения принципа единоначалия в условиях
военного времени , могут быть преобразованы
в консультативные органы сокращённого
состава, а при необходимости и упразднены
с переходом их функций к постоянным органам
управления .
3.Степень готовности ГО РФ
1. «Повседневная готовность ГО» - проведение плановых мероприятий ГО в условиях отсутствия внешней военной угрозы и внутренних вооружённых конфликтов.
2. «Первоочередные
мероприятия ГО1-ой группы» - проведение
мероприятий , повышающих готовность
ГО к защите населения и
территорий в условиях
3. «Первоочередные
мероприятия ГО 2-ой группы»-
проведение дополнительных
4. «Общая готовность
ГО»- проведение мероприятий
Выводы:
1. ГО характеризуется
по территориально- производственному
принципу. Непосредственное руководство
ГО в городах, посёлках , сёлах
осуществляется руководителями
органов исполнительной власти.
Ответственность за
2. На объекте экономики
создаются так же службы ГО
: оповещение и связи,
3. Предназначение
служб – подготовка
Список использованной
литературы:
1. Безопасность
2. Охрана труда
в вопросах и ответах. В.
И Ванюхин, издательство
3.Защита населения и территорий в ЧС :учебник для ВУЗ, Емельянов В.М., Коханов В.Н, Некрасов П.П, издательство Москва Трикста, 2005г.
4. Гражданская оборона . Шубина Е.П., 1991Г.