Объект и предмет экономической безопасности. Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений.
Кроме того, в современном мире происходят глубокие интеграционные процессы, тем не менее, каждое государство преследует свои национальные интересы - геополитические, военные, экономические, и т.д.
Проблема экономической безопасности является ключевой проблемой для выживания любого государства.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1. Объект и предмет экономической безопасности.......................................4
2. Общее понятие экономической безопасности страны..............................5
3. Ресурсный потенциал и возможности его развития..................................9
4. Виды угроз...................................................................................................11
5. Источники угрозы экономической безопасности.....................................13
Заключение.......................................................................................................24
Список используемой литературы....................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Угроза  истощения природных  ресурсов и ухудшения  экологической ситуации находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознавать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств.

Ослабление  государственного надзора, отсутствие эффективных правовых и экономических  механизмов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные  процессы в экономике усугубляют центробежные тенденции субъектов  Российской Федерации и ведут к сохранению угрозы национализма, национального и регионального сепаратизма.

Этноэгоизм  и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся  в деятельности ряда национальных общественных формирований, усиливают национальный сепаратизм, создают благодатную  почву для возникновения национальных конфликтов. Это не только усиливает политическую нестабильность, но и ослабляет единое экономическое пространство и его важнейшие составляющие: производственно-технологические, транспортные связи, финансово-банковскую, кредитную, налоговую системы.

К числу  факторов, усугубляющих эту угрозу, относятся массовая миграция на территорию России представителей этнических групп  сопредельных стран и формирование новых национальных общин, регрессивный и деклассирующий характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов, сокращение внутреннего потребления и углубление социально-экономического расслоения общества.

Составляющими факторами этих угроз являются последствия  распада СССР на искусственные национально-территориальные  формирования, провалы национальной и экономической политики как внутри России, так и в новых государствах Содружества, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве. Наблюдается и сознательное вмешательство зарубежных государств и международных организаций в национальную жизнь народов России, ослабление системообразующей функции русского языка - одной из опор российской государственности.

Все более  опасным фактором, размывающим устои  российской го-сударственности, становится неуправляемый процесс принятия нормативно-правовых актов субъектами Федерации, противоречащих Конституции России и отдельным положениям разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

По степени  воздействия на безопасность Российской Федерации угроза криминализации общества и хозяйственной деятельности приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной, иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие наступательной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества - все это объективные факторы развития преступности.

Последствия этой угрозы проявляются через ослабление правового контроля ситуаций в стране, в отдельных регионах, сращивание криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновение  организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

За счет масштабного, быстротечного и зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за политическую власть на основе групповых, политико-идеологических, этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Учитывая недостаточную эффективность правоохранительных структур и спецслужб, слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров, способных осуществлять оперативную и боевую деятельность, эта угроза по степени воздействия на общество приобретает особое значение.

Особую  тревогу вызывает угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства, наиболее явно проявляются через кризисное состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения.

Последствиями этого глубокого системного кризиса  являются резкое сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни человека, снижение уровня здоровья нации, деформация ее демографического и социального состава и разрушение генофонда России, подрыв трудовой основы развития производства и формирования дееспособной армии, ослабление главного элемента общества - семьи.

По степени  воздействия на жизнь общества, развитие демократических процессов в  государстве на одно из первых мест выдвигается угроза деградации нравственного, духовного и творческого потенциала общества. В стране расширяется процесс распространения глубоко чуждых национальной культуре народов России ценностей, идет свертывание и стагнация отечественной культуры, наблюдается невостребованность духовного наследия России.

Продолжающееся  разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.

Угрозы  интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии.

Угроза  возникновения или  обострения политических, этнических, экономических  кризисов в странах  СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.

С учетом глубокого изменения характера  отношений между Российской Федерацией и США, КНР и другими ведущими державами, угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримый период практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в военно-политической сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.

Серьезная угроза - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности.

Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с использованием ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения.

Угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

Превращение НАТО в доминирующую военно-политическую силу в Европе - угроза нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.

Технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей по применению «критических» технологий создания вооружений и военной техники новых поколений может привести к развертыванию качественно нового этапа гонки вооружений и созданию вблизи государственной границы Российской Федерации потенциала внезапного удара по ее экономическим центрам и военной инфраструктуре.

Угрозы  безопасности Российской Федерации  в собственно военной сфере кроются в незавершенности реформирования военной организации страны, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической сфере, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству.

Это проявляется  в обострении социальных проблем  в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом - снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации.

Нарастает и расширяется угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся государственные органы власти и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия внешнеполитическому курсу России, подрыв экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация ее внутриполитической обстановки. 

Заключение

В целом  комплексная оценка угроз экономической  безопасности Российской Федерации  позволяет сделать вывод: в настоящее  время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Непременным условием и ведущим направлением обеспечения экономической безопасности страны является существенное изменение культурной, информационной и воспитательной политики государства и структур гражданского общества, приведение ее в соответствие с традиционными ценностями российской духовной культуры, освоение современной формы национальной идеи Российской Федерации, что способствовало бы сплочению и духовному обогащению различных этнических, социальных групп людей и гармонизации общественных отношений.

Воспитание  подрастающего поколения в духе патриотизма, социальной соборности, творческого труда, первенства духовного над материальным, на принципах социального партнерства и справедливости будет способствовать формированию высококачественного человеческого потенциала, интеллектуализации общественного производства, а, значит, обеспечению экономической безопасности страны, преодолению системного кризиса.

В моей работе рассмотрены лишь некоторые вопросы и определены основные направления обеспечения экономической безопасности страны и выхода из кризиса. Однако же готовых рецептов нет. Необходим творческий поиск, нестандартные решения, социально-экономические эксперименты. Но при этом методы экспериментирования должны иметь научное обоснование ожидаемых социальных и экономических последствий и минимизировать риск и возможные ошибки.  
 
 

Список  литературы

  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года N 2446-1 (ред. 25.07.2002).
  2. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие гос. документы. Ч. 1, 2. М.: МГФ «Знание», 1999.
  3. Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул; Моск. гос. университет коммерции. НИИ устойчивого развития и безопасности. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 334с.
  4. Концепция нац. безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 18 января 2000.
  5. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.
  6. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В.К. Сенчагова - М.: ЗАО «Финстатинфом», 1998 - 621 с.
  7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

Информация о работе Объект и предмет экономической безопасности. Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в РФ