Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание

Информация—это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека. Информация необходима каждому как условие и как средство существования человека в обществе. И поэтому так же нуждается в защите, как среда обитания, пища и все остальные элементы жизнедеятельности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по БЧС.docx

— 41.27 Кб (Скачать документ)

     В качестве источников энергоинформационного  воздействия могут применяться  радиолокационные системы, космические  аппараты, низкочастотные и высокочастотные  генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.

     Цели  информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.

     Задачи  применения информационного оружия:

  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
  • манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию;
  • провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста;
  • дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления;
  • нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности;
  • нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.

   В общей системе информационных средств  особое значение имеет социальная информация – как наиболее сильное оружие и массовое средство воздействия. Именно эта информация определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки.

   Под социальной информацией понимаются сведения, неразрывно связанные с  процессом усвоения человеком знаний, жизненных норм и ценностей, побуждающих  его определенным образом функционировать  в обществе. К числу сущностных признаков социальной информации можно  отнести следующие ее особенности:

  • социальная информация всегда обращена к личности, социальным группам, классам, социуму в целом. Она является средством прямого воздействия на развитие человеческой психики, сознание человека и общества;
  • социальная информация (через воздействие на общественное и индивидуальное сознание) в наибольшей степени определяет социально-экономические и политические ориентации людей во внутренней жизни государства и в отношениях с другими странами;
  • социальная информация определяет эффективность передачи социального опыта от поколения к поколению, сохранение и упрочение национальных традиций и обычаев;
  • социальная информация в значительной мере определяет практическое поведение людей.

   Эти ресурсы социальной информации можно  использовать как в прогрессивных  целях, так и для корыстного давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т. д.) на другое.

   Преимущества  информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием:

  • относительно невысокие затраты;
  • лучшая возможность скрытого применения;
  • размытость традиционных границ воздействия;
  • отсутствие выраженного отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности;
  • меньший риск собственного поражения; отсутствие экологического ущерба;
  • возможность сохранения материально-экономической инфраструктуры.

   Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», более «гуманным». Это очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие губительнее для людей, чем обычное средство поражения. Оно направлено против самого трудновосполнимого в человеке – его психики. И поэтому калечит людей глубже пулевого или осколочного ранения, искажая и опустошая их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает преступное поведение, наркоманию, психические расстройства, суициды.

   После обычных войн рождаются здоровые, полноценные дети; общечеловеческий потенциал восстанавливается достаточно быстро. Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания.

   Информационное  оружие – это новый, страшный и  пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей  интенсивности и изощренности его  применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной  основы жизнеспособности.

   Масштабность  и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают  обеспечение информационно-психологической  безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Поэтому способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения становится важнейшей задачей любого государства.  

   Основные  проблемы информационной безопасности и пути их решения  

   Нынешнее  состояние информационной безопасности России – это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления  времени государственно-общественного  института. Многое на пути его становления  уже сделано, но еще больше здесь  проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию  информационной безопасности. Назовем  самые важные из них.

   Во-первых, начато формирование базы правового  обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом  и нормативно-правовой основой дальнейшего  решения проблем в этой сфере  стало утверждение Президентом  РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее  – Доктрина). Она представляет собой  совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

  • объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;
  • возможные последствия угроз информационной безопасности;
  • методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;
  • особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;
  • основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

На основе Доктрины осуществляются:

  • формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
  • подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности;
  • разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.

   Во-вторых, к настоящему времени проведены  первоочередные мероприятия по обеспечению  информационной безопасности в федеральных  органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и  организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в  интересах органов государственной  власти. Что очень важно, особенно, при неблагоприятной обстановки в стране, при чрезвычайных ситуациях.

   В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

  • государственная система защиты информации;
  • система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;
  • система сертификации средств защиты информации.

   Вместе  с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень  не в полной мере соответствует требованиям  времени. Все еще существует ряд  проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства.

   Обеспечение информационной безопасности требует  решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:

  • разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
  • развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;
  • разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;
  • разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;
  • совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
  • установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
  • координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
  • развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;
  • создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
  • повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
  • разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
  • развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны;
  • создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
  • расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
  • создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.
 
 

     Обеспечение информационной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций  

В современных  условиях особое значение имеет осуществление  эффективной информационной политики при чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.

   Наиболее  уязвимыми объектами обеспечения  информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности называет:

  • систему сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • систему принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий.

   Особое  значение для нормального функционирования указанных объектов имеет:

  • обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
  • отсутствие сокрытия, задержки поступления, искажения и разрушения оперативной информации;
  • исключение несанкционированного доступа к ней отдельных лиц или групп лиц.

   Несоблюдение  этих условий может привести как  к человеческим жертвам, так и  к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации, связанных с  особенностями информационного  воздействия в экстремальных  условиях:

  • к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс;
  • к быстрому возникновению и распространению паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

   К специфическим для данных условий  направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:

  • разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
  • совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
  • повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
  • разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Информация о работе Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС