В
качестве источников энергоинформационного
воздействия могут применяться
радиолокационные системы, космические
аппараты, низкочастотные и высокочастотные
генераторы, биолокационные установки,
химические и биологические средства
и другие устройства.
Цели
информационных войн и применения информационного
оружия – завоевание превосходства над
противником и нанесение ему поражения
как в конкретном акте противостояния
или отдельной боевой операции, так и во
внешней и внутренней политике, экономике,
обороноспособности страны в целом.
Задачи
применения информационного оружия:
- подрыв международного
авторитета государства, его сотрудничества
с другими странами;
- манипулирование
общественным сознанием внутри страны,
создание атмосферы бездуховности и безнравственности,
негативного отношения к национальному
наследию;
- провоцирование
политической напряженности и хаоса внутри
страны, инициирование этнических и религиозных
столкновений, забастовок, массовых беспорядков
и других акций протеста;
- дезинформация
населения об истории страны, о работе
государственных органов, подрыв их авторитета,
дискредитация всей системы управления;
- нарушение
системы управления войсками, вооружением
и военной техникой, объектами повышенной
опасности;
- нанесение
серьезного ущерба жизненно важным интересам
государства в политической, экономической,
социальной и других сферах деятельности.
В
общей системе информационных средств
особое значение имеет социальная информация
– как наиболее сильное оружие
и массовое средство воздействия. Именно
эта информация определяет функционирование
общественных образований, профессиональных,
возрастных и этнических групп людей,
государственных и общественных
институтов, а также конкретных людей,
их помыслы и поступки.
Под
социальной информацией понимаются
сведения, неразрывно связанные с
процессом усвоения человеком знаний,
жизненных норм и ценностей, побуждающих
его определенным образом функционировать
в обществе. К числу сущностных
признаков социальной информации можно
отнести следующие ее особенности:
- социальная
информация всегда обращена к личности,
социальным группам, классам, социуму
в целом. Она является средством прямого
воздействия на развитие человеческой
психики, сознание человека и общества;
- социальная
информация (через воздействие на общественное
и индивидуальное сознание) в наибольшей
степени определяет социально-экономические
и политические ориентации людей во внутренней
жизни государства и в отношениях с другими
странами;
- социальная
информация определяет эффективность
передачи социального опыта от поколения
к поколению, сохранение и упрочение национальных
традиций и обычаев;
- социальная
информация в значительной мере определяет
практическое поведение людей.
Эти
ресурсы социальной информации можно
использовать как в прогрессивных
целях, так и для корыстного давления
одного государства (партии, социальной
группы, личности и т. д.) на другое.
Преимущества
информационных средств противоборства
в сравнении с обычным оружием:
- относительно
невысокие затраты;
- лучшая возможность
скрытого применения;
- размытость
традиционных границ воздействия;
- отсутствие
выраженного отличия мероприятий информационной
войны от других видов деятельности;
- меньший риск
собственного поражения; отсутствие экологического
ущерба;
- возможность
сохранения материально-экономической
инфраструктуры.
Нередко
информационное оружие называют «умным»,
«несмертоносным», более «гуманным». Это
очень серьезное и крайне опасное по своим
последствиям заблуждение. Данное оружие
губительнее для людей, чем обычное средство
поражения. Оно направлено против самого
трудновосполнимого в человеке – его
психики. И поэтому калечит людей глубже
пулевого или осколочного ранения, искажая
и опустошая их внутренний мир. Длительное
воздействие целенаправленной дезинформацией,
спланированной ложью неизбежно подавляет
способность к подлинной жизни и порождает
преступное поведение, наркоманию, психические
расстройства, суициды.
После
обычных войн рождаются здоровые,
полноценные дети; общечеловеческий
потенциал восстанавливается достаточно
быстро. Пораженные информационным оружием
не способны сформировать психически
здоровое следующее поколение. По законам
социальной наследственности они могут
воспитать только себе подобных. Рядом
с нервозным, закомплексованным, а то и
просто «зомбированным» человеком, как
правило, вырастает такой же невротик
или зомби. В итоге после информационных
войн проигравшее государство не способно
восстанавливаться. А эти войны часто
не имеют окончания.
Информационное
оружие – это новый, страшный и
пока еще не запрещенный вид оружия
массового поражения. При нарастающей
интенсивности и изощренности его
применения у человечества нет будущего.
Информационное оружие и смертоносно,
и негуманно: оно разрушает душевную
сущность человека, лишая его главной
основы жизнеспособности.
Масштабность
и мощность воздействия информационных
факторов на психику людей выдвигают
обеспечение информационно-психологической
безопасности в современных условиях
на уровень общенациональной проблемы.
Поэтому способность защитить себя от
информационной агрессии, обеспечить
информационную безопасность населения
становится важнейшей задачей любого
государства.
Основные
проблемы информационной
безопасности и пути
их решения
Нынешнее
состояние информационной безопасности
России – это состояние нового,
только оформляющегося с учетом веления
времени государственно-общественного
института. Многое на пути его становления
уже сделано, но еще больше здесь
проблем, требующих самого оперативного
решения. За последние годы в РФ реализован
ряд мер по совершенствованию
информационной безопасности. Назовем
самые важные из них.
Во-первых,
начато формирование базы правового
обеспечения информационной безопасности.
Принят ряд законов, регламентирующих
общественные отношения в этой сфере,
развернута работа по созданию механизмов
их реализации. Этапным результатом
и нормативно-правовой основой дальнейшего
решения проблем в этой сфере
стало утверждение Президентом
РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации (далее
– Доктрина). Она представляет собой
совокупность официальных взглядов
на цели, задачи, принципы и основные
направления обеспечения информационной
безопасности России. В Доктрине рассматриваются:
- объекты,
угрозы и источники угроз информационной
безопасности;
- возможные
последствия угроз информационной безопасности;
- методы и
средства предотвращения и нейтрализации
угроз информационной безопасности;
- особенности
обеспечения информационной безопасности
в различных сферах жизнедеятельности
общества и государства;
- основные
положения государственной политики по
обеспечению информационной безопасности
в РФ.
На основе
Доктрины осуществляются:
- формирование
государственной политики в области обеспечения
информационной безопасности;
- подготовка
предложений по совершенствованию правового,
методического, научно-технического и
организационного обеспечения информационной
безопасности;
- разработка
целевых программ обеспечения информационной
безопасности.
Во-вторых,
к настоящему времени проведены
первоочередные мероприятия по обеспечению
информационной безопасности в федеральных
органах государственной власти,
органах власти субъектов РФ, на
предприятиях, в учреждениях и
организациях независимо от форм собственности.
Развернута работа по созданию защищенной
информационно-телекоммуникационной
системы специального назначения в
интересах органов государственной
власти. Что очень важно, особенно, при
неблагоприятной обстановки в стране,
при чрезвычайных ситуациях.
В-третьих,
обеспечению информационной безопасности
способствуют созданные:
- государственная
система защиты информации;
- система лицензирования
деятельности в области защиты государственной
тайны;
- система сертификации
средств защиты информации.
Вместе
с тем анализ состояния информационной
безопасности показывает, что ее уровень
не в полной мере соответствует требованиям
времени. Все еще существует ряд
проблем, серьезно препятствующих полноценному
обеспечению информационной безопасности
человека, общества и государства.
Обеспечение
информационной безопасности требует
решения целого комплекса задач.
Доктрина перечисляет наиболее важные
из них:
- разработка
основных направлений государственной
политики в области обеспечения информационной
безопасности, а также мероприятий и механизмов,
связанных с реализацией этой политики;
- развитие
и совершенствование системы обеспечения
информационной безопасности, реализующей
единую государственную политику в этой
области, включая совершенствование форм,
методов и средств выявления, оценки и
прогнозирования угроз информационной
безопасности, а также системы противодействия
этим угрозам;
- разработка
федеральных целевых программ обеспечения
информационной безопасности;
- разработка
критериев и методов оценки эффективности
систем и средств обеспечения информационной
безопасности, а также их сертификации;
- совершенствование
нормативно-правовой базы обеспечения
информационной безопасности;
- установление
ответственности должностных лиц федеральных
органов власти и местного самоуправления,
юридических лиц и граждан за соблюдение
требований информационной безопасности;
- координация
деятельности органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности в области
обеспечения информационной безопасности;
- развитие
научно-практических основ обеспечения
информационной безопасности с учетом
современной геополитической ситуации,
условий политического и социально-экономического
развития России и реальности угроз применения
информационного оружия;
- создание
механизмов формирования и реализации
государственной информационной политики
России;
- повышение
эффективности участия государства в
формировании информационной политики
государственных телерадиовещательных
организаций, других государственных
средств массовой информации;
- обеспечение
технологической независимости Российской
Федерации в важнейших областях информатизации,
телекоммуникации и связи, определяющих
ее безопасность, в первую очередь в области
создания специализированной вычислительной
техники для образцов вооружения и военной
техники;
- разработка
современных методов и средств защиты
информации, обеспечения безопасности
информационных технологий, прежде всего
в системах управления войсками и оружием,
экологически опасными и экономически
важными производствами;
- развитие
и совершенствование систем защиты информации
и государственной тайны;
- создание
защищенной технологической основы управления
государством в мирное время, в чрезвычайных
ситуациях и в военное время;
- расширение
взаимодействия с международными и зарубежными
органами и организациями для обеспечения
безопасности информации, передаваемой
с помощью международных телекоммуникационных
систем и систем связи;
- обеспечение
условий для активного развития российской
информационной инфраструктуры, участия
России в процессах создания и использования
глобальных информационных сетей и систем;
- создание
системы подготовки кадров в области информационной
безопасности и информационных технологий.
Обеспечение информационной
безопасности при возникновении
чрезвычайных ситуаций
В современных
условиях особое значение имеет осуществление
эффективной информационной политики
при чрезвычайных ситуациях техногенного,
социального и природного характера.
Наиболее
уязвимыми объектами обеспечения
информационной безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной
безопасности называет:
- систему сбора
и обработки информации о возможном возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- систему принятия
решений по оперативным действиям (реакциям),
связанным с развитием таких ситуаций
и ходом ликвидации их последствий.
Особое
значение для нормального функционирования
указанных объектов имеет:
- обеспечение
безопасности информационной инфраструктуры
страны при авариях, катастрофах и стихийных
бедствиях;
- отсутствие
сокрытия, задержки поступления, искажения
и разрушения оперативной информации;
- исключение
несанкционированного доступа к ней отдельных
лиц или групп лиц.
Несоблюдение
этих условий может привести как
к человеческим жертвам, так и
к возникновению разного рода
сложностей при ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации, связанных с
особенностями информационного
воздействия в экстремальных
условиях:
- к приведению
в движение больших масс людей, испытывающих
психический стресс;
- к быстрому
возникновению и распространению паники
и беспорядков на основе слухов, ложной
или недостоверной информации.
К
специфическим для данных условий
направлениям обеспечения информационной
безопасности относятся:
- разработка
эффективной системы мониторинга объектов
повышенной опасности, нарушение функционирования
которых может привести к возникновению
чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование
системы информирования населения об
угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций,
об условиях их возникновения и развития;
- повышение
надежности систем обработки и передачи
информации, обеспечивающих деятельность
федеральных органов исполнительной власти;
- прогнозирование
поведения населения под воздействием
ложной или недостоверной информации
о возможных чрезвычайных ситуациях и
выработка мер по оказанию помощи большим
массам людей в условиях этих ситуаций;
- разработка
специальных мер по защите информационных
систем, обеспечивающих управление экологически
опасными и экономически важными производствами.