Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание

Информация—это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека. Информация необходима каждому как условие и как средство существования человека в обществе. И поэтому так же нуждается в защите, как среда обитания, пища и все остальные элементы жизнедеятельности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по БЧС.docx

— 41.27 Кб (Скачать документ)

   Исследования, проведенные сотрудниками МЧС России, показывают, что в начальный период чрезвычайных ситуаций общественное настроение, как правило, больше негативное, нежели конструктивное. У такого положения  много причин. Но его доминантой является неготовность населения к  адекватному восприятию происходящего. Корни такой неготовности – в  системе информационного обеспечения  населения. Эту неготовность предопределяют:

  • отсутствие прогностической информации и оповещения людей о времени возможного начала чрезвычайной ситуации (например, подземных толчков и сейсмических волн, их силе, характере и продолжительности). Отсюда – неожиданность и уникальность большинства чрезвычайных ситуаций для населения;
  • отсутствие у большей части людей информации о том, как действовать в той или иной критической обстановке, ведущее к растерянности при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • недостаточная информированность населения об особенностях действий на разных этапах чрезвычайной ситуации и при разных сценариях ее развития;
  • повышенное повседневное стрессовое состояние массового сознания как фоновая характеристика нашего времени и скрытая предпосылка быстрого и резкого эмоционально-психологического срыва людей в критической обстановке;
  • слабая отработанность алгоритмов управления населением в условиях чрезвычайной ситуации и, как следствие, отсутствие доступной информации о действиях местных органов власти, сил МЧС, порядке аварийно-спасательных работ и эвакуации населения;
  • отсутствие у большинства людей знаний об особенностях развития различных видов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
 

   Формирование  адекватных мнений и настроений, особенно в экстремальных условиях – сложный  и трудный процесс. Специалисты  отмечают, что он тем эффективнее, чем лучше этот процесс организован, чем яснее руководители представляют его элементы, структуру, прямые и  обратные связи с населением на разных его этапах.

   Снизить негативное влияние чрезвычайных ситуаций на общественное мнение могут только хорошо поставленное, в том числе  упреждающее, информирование и быстрые, четкие и грамотные действия как местных руководителей, так и сил МЧС. Очень важно избежать вакуума в информационном поле, взять информационную инициативу в свои руки. В противном случае, и это характерно как для регионального, так и для федерального уровня, начинают работать домыслы, распаленные эмоциями фантазии и процесс управления информационной средой значительно усложняется. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций необходимо готовить заблаговременно и на регулярной основе.

   По  мнению специалистов, целесообразно  улучшить обучение населения действиям  при техногенных и природных  катастрофах. Неоценимый вклад в  подготовку граждан к действиям  в условиях чрезвычайных ситуаций могут  и должны внести местные и региональные СМИ. В массовой печати, на радио  и телевидении полезно в игровой  форме моделировать различные чрезвычайные ситуации и правильные действия людей, попавших в бедственную природную  или социальную стихию. Все комментарии  специалистов должны носить четкий, ясный  и однозначный характер. Не следует  забывать и о такой форме, как  выпускаемые массовым тиражом красочные  памятки для населения о поведении  в условиях чрезвычайных ситуаций.

   Слухи, сплетни, паника

   Явлением, противодействующим обеспечению безопасности в условиях чрезвычайной ситуации, часто оказываются слухи как  особая форма массового обмена недостоверной  или искаженной информацией в  устном виде. Слухи обычно возникают  при отсутствии полной и достоверной  информации по актуальной для людей  в данный момент проблеме. Информация, передаваемая в форме слухов, возникает, как правило, стихийно и имеет  несанкционированный, неконтролируемый и неуправляемый характер. Необходимым  и достаточным условием возникновения  слухов чаще всего оказывается наличие  неудовлетворенной актуальной потребности  людей или угрозы безопасности их жизнедеятельности. В этих ситуациях  даже самые невероятные сообщения, передаваемые неформально, как бы «по  секрету», могут вызывать интерес  и получить широкое распространение  в виде слухов. Следовательно, главной  причиной появления и распространения  слухов является неудовлетворенная  информационная потребность людей, своего рода «информационный голод», особенно в чрезвычайных жизненных  ситуациях. Впрочем, «информационный  голод» всегда чреват появлением слухов.

   На  появление слухов влияют также недостаточная  оперативность и объективность  информации, ее ангажированность, излишняя закрытость (секретность), стремление сгладить в ходе информирования населения остроту происходящего. Как раз в ответ на такие действия слухи начинают представлять ситуацию в преувеличенно драматическом варианте. Они всегда являются эмоционально-компенсирующим следствием недостаточно полной или необъективной информации, предоставляемой официальными службами.

   Задача  профилактики слухов и купирования  их в случае возникновения становится неотъемлемой частью всей программы  действий в опасных для людей  условиях, в частности, при различных  природных и социальных бедствиях, техногенных катастрофах, во всех местах большого скопления людей. В таких условиях (как, впрочем, и в повседневной жизни) людям, прежде всего, нужна четкая и понятная информация, не только объясняющая причину слухов, но, главное, дающая объективный анализ складывающейся ситуации и снижающая тем самым меру эмоциональной напряженности при ее восприятии. Важно не просто опровергнуть тот или иной слух, но заполнить образовавшийся информационный вакуум максимально подробной и убедительной информацией. Кроме того, в условиях чрезвычайных ситуаций необходимо также выявлять распространителей слухов и добиваться снижения их влияния на толпу.

   Одной из разновидностей слухов являются сплетни. В словаре С. И. Ожегова сплетня  определена как слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях. Обычно сплетню составляет ложная или искаженная и неполная, но всегда пристрастная информация о личной жизни и поступках  людей, известных и интересных значительной части населения.

   Сплетни, как и слухи, тоже удовлетворяют  определенную информационную потребность  масс, не всегда социально добротную  и пристойную. Нередко они муссируют  интимные стороны жизни своих  «героев» и даже носят откровенно неприличный характер. В итоге  сплетня может не только выполнять  некую информационно-познавательную функцию, но и быть средством борьбы за достижение определенных целей и  в этом качестве представлять немалую  социальную опасность. Она может  использоваться для нечестной дискредитации  своего противника, возбуждения против него негативных эмоций в обществе. Поэтому в процессе воспитания школьников требуется целенаправленное раскрытие  сущности и роли сплетен, формирования у подростков внутренней готовности к отказу от передачи сплетен и  осуждению сплетников.

   Одна  из задач информационного обеспечения  действий в чрезвычайных ситуациях  состоит в том, чтобы не допустить  перерастания слухов в панику. Паника – очень опасное психологическое  состояние толпы, требующее решительных, в том числе информационных, действий по предотвращению его нагнетания и  распространения.

   По  мнению психологов, есть два основных обстоятельства, определяющих возникновение  паники.

   Первое  связано с внезапностью появления  угрозы для жизни, здоровья, безопасности (например, при пожаре, взрыве, аварии и т. п.).

   Второе  можно объяснить накоплением  так называемого «психологического  горючего» и, затем, срабатыванием, как «реле», того или иного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности  и невзгоды – все это создает  благоприятный фон для возникновения  паники, а катализатором в этом случае может стать любое событие. Вызвать панику может не только сильный  испуг, страх, но и отдельные слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, даже не имеющие отношения к ожидаемым  опасностям.

   Следствием  паники может быть значительная деформация оценок происходящего, снижение готовности к адекватным действиям, возрастание  страха, повышенная подверженность внешним  воздействиям. А в более выраженной форме это состояние может  привести к полной невменяемости  и утрате контроля над своим поведением. Человек может бежать, куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые  нелепые, хаотические действия и  поступки. Есть немало примеров такого поведения во время землетрясений, ураганов, пожаров и т. д.

   Основными причинами паники в большинстве  случаев опять же оказываются  информационные факторы:

  • информационно-психологическая неготовность людей к адекватному восприятию случившегося, недостаток конкретной информации и, как следствие, наличие своего рода «информационной анархии»;
  • уникальность каждой экстремальной ситуации, создающая чрезвычайное напряжение при столкновении с ней;
  • слабая подготовка большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;
  • наличие в толпе людей эмоционально неустойчивых, оказывающихся в критической ситуации катализаторами негативных слухов и паники.
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Современный этап развития общества характеризуется  возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование  информации, а также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь  системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности

     Нарушение целостности, полноты, доступности  оперативной информации, несанкционированный  доступ к ней отдельных лиц  или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так  и к осложнению обстановки при  ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями  информационного воздействия в  экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; к быстрому возникновению  и распространению среди них  паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

     Анализ  состояния информационной безопасности и хода ликвидации последствий аварий и катастроф показали, что нарушение  информационной безопасности способно привести к дезорганизации управления, нарушению устойчивости функционирования экономики и инфраструктуры, психики  людей, вызвать техногенные аварии и катастрофы, военные конфликты, вскрыть мобилизационные возможности, степени готовности и способности  сил МЧС России проводить спасательные и неотложные восстановительные  работы, выявить уязвимые и слабые места обеспечения жизнедеятельности  населения и восстановления функционирования объектов экономики.

     В этой связи особенно актуальным является комплексное научное исследование вопросов правового обеспечения  информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.

     Для полного и правильного понимания  правовых основ обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации  необходимо в первую очередь разобраться  в том, какова же сущность и содержание информационной безопасности современного российского общества.

Появление новых информационных технологий и  развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и  вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных. Так постепенно защита экономической информации становится обязательной: разрабатываются всевозможные документы по защите информации; формируются рекомендации по защите информации; даже проводится ФЗ о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные вопросы защиты информации.

Таким образом, угроза защиты информации сделала средства обеспечения информационной безопасности одной из обязательных характеристик  информационной системы.

На сегодняшний  день существует широкий круг систем хранения и обработки информации, где в процессе их проектирования фактор информационной безопасности Российской Федерации хранения конфиденциальной информации имеет особое значение.

     В условиях чрезвычайных ситуаций основными  направлениями обеспечения информационной безопасности являются:

разработка  и совершенствование систем мониторинга  и прогноза чрезвычайных ситуаций; совершенствование систем оповещения об угрозах возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

 совершенствование  систем обеспечения защиты информационных  систем, обеспечивающих управление  в условиях чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подбора и специальной  подготовки пользователей специальными информационными системами.

Информация о работе Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС