Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:39, реферат
4.1 Основные опасные и вредные факторы в зонах технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта
В процессах ТО и ТР могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы:
Опасные факторы, приводящие к травмированию людей:
применение неисправных инструментов и приспособлений в работе, несоответствие их характеру выполняемых работ; незащищенные подвижные части машин и механизмов; неправильные приемы труда при снятии, транспортировке и установке агрегатов, узлов, колес и деталей автомобилей и не использование для этого специальных приспособлений и инструментов;
4 Охрана
труда
4.1 Основные
опасные и вредные факторы в зонах технического
обслуживания и ремонта автомобильного
транспорта
В
процессах ТО и ТР могут иметь место
следующие опасные и вредные
производственные факторы:
Опасные
факторы, приводящие к травмированию
людей:
применение неисправных инструментов
и приспособлений в работе, несоответствие
их характеру выполняемых работ; незащищенные
подвижные части машин и механизмов; неправильные
приемы труда при снятии, транспортировке
и установке агрегатов, узлов, колес и
деталей автомобилей и не использование
для этого специальных приспособлений
и инструментов; заграможденность рабочих
мест инструментами, приспособлениями,
материалами; падение предметов при погрузке,
переноске и разгрузке их вручную; обрыв
каната и падение груза при подъеме, перемещении
и опускании его при помощи грузоподъемного
механизма; отсутствие приспособлений,
инструментов и оборудования для ведения
работ в соответствии с принятой технологией;
несогласованность действий рабочих,
несоблюдение ими правил техники безопасности
при разборочно-сборочных и регулировочных
работах, при работах на станках и механизмах;
незащищенные токоведущие части электрооборудования
и поражение людей электрическим током
в результате отсутствия или неисправности
защитных средств; ожоги при выполнении
работ на горячем двигателе, обращении
с кислотой и электролитом, при сварочных
работах: падение людей на рабочих местах
в результате нерациональной организации
работ, недостаточной освещенности, захламленности
и скользкости пола; падение людей в осмотровую
канаву вследствие отсутствия переходных
мостиков, ограждения и плохого состояния
лестниц; движущиеся автомобили, машины
и механизмы; наезды их на людей вследствие
отсутствия или неисправности сигнализации
о перемещении автомобилей с поста на
пост; неправильная расстановка автомобилей
в помещениях ТО и ТР; съезд автомобиля
в канаву вследствие отсутствия отбойных
брусьев и реборд на канавах; самопроизвольное
опускание вывешенного автомобиля на
подъемнике из-за его неисправности, а
также опрокинутых кабин грузовых автомобилей
и кузовов самосвалов; необеспеченность
рабочих спецодеждой и средствами индивидуальной
защиты; некачественное и несвоевременное
проведение инструктажа по технике безопасности
и низкий уровень надзора и контроля по
охране труда.
Вредные
факторы, приводящие к заболеванию рабочих:
повышенная запыленность и загазованность
воздуха рабочей зоны от движения автомобилей
своим ходом и выполнения некоторых технологических
процессов; недостаточная освещенность
рабочих мест и помещений; ненормальные
метеорологические условия в рабочей
зоне вследствие плохой работы систем
отопления и вентиляции; вредные
компоненты в составе применяемых материалов,
воздействующие на здоровье работающих;
повышенные уровни шума, вибрации на рабочем
месте при ремонтных и контрольно-диагностических
операциях; неудобное положение тела рабочих
в процессе работы; наличие различных
вредных излучений и др.
4.2 Требования
безопасности при техническом обслуживании
и ремонте автомобильного транспорта
При проведении ТО и ТР автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Правил и других нормативных документов.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально предназначенных для этой цели местах (постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами, приспособлениями, оборудованием и инструментами. Автомобиль установленный на напольный пост, необходимо надежно закрепить путем постановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг передачи должен быть установлен в положение низшей передачи. На рулевое колесо необходимо навесить табличку: “Двигатель не пускать, работают люди”.
При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления следует навесить табличку: “Не трогать, работают люди”. В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.
Посты на поточных линиях должны быть оборудованы сигнализацией с обратной связью, предупреждающей работающих на линии о моменте начала движения автомобиля с поста на пост. Кроме того, на каждом посту должно быть устройство для экстренной остановки процесса передвижения. Для предотвращения загрязнения воздуха рабочих зон целесообразно перемещение автомобилей осуществлять при помощи различных транспортных средств.
Разборку
и сборку автомобилей нужно проводить
на рабочих местах с применением
подъемно-транспортного
Агрегаты и узлы массой более 20 кг допускается снимать, транспортировать и устанавливать только при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими полную безопасность работ, Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей. При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля, следует применять устойчивые подставки или стремянки.
Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без них на полу и земле запрещается. Запрещается поднимать автомобиль за буксирные крюки, находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок или посторонним предметом.
Снятие деталей, требующее приложения значительных усилий, нужно производить с помощью съемников. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля. Монтаж и демонтаж шины необходимо проводить только при помощи предназначенных для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструментов с применением специальных ограждений. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Все работы, связанные с ремонтом и обслуживанием аккумуляторных батарей, нужно проводить в специально оборудованных помещениях. При проведении ТО и ТР использовать только исправные оборудование, приспособления и инструменты. Они должны отвечать характеру выполняемой работы. Электроустановки и электроинструменты должны быть надежно заземлены.
В целях исключения возможности загорания горючих материалов сварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требований специального государственного стандарта. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки.
ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в процессе обслуживания. Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует производить при условии обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем, а также лиц, находящихся вблизи него.
При работе слесаря у верстака следует обращать особое внимание на прочность закрепления тисков. Большое значение при работе имеет освещение верстака и рабочего места как естественным, так и искусственным светом. Источник искусственного света должен давать сосредоточенный сноп света на рабочее место, позволяющий ясно видеть со всех сторон обрабатываемую деталь. Для качественного выполнения и безопасности работ необходимо иметь комплект специальных инструментов. При работе должно быть уделено большое внимание исправности инструментов, так как при выполнении слесарных работ наибольшее число несчастных случаев происходит от использования неисправных или некачественных инструментов.
Полы производственных помещений должны быть ровными, стойкими к воздействию агрессивных веществ, иметь уклоны для стока воды. Помещения для ТО и ТР должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Помещения и посты, на которых проводят технологические операции с работающим двигателем, должны быть оборудованы устройствами для удаления отработавших газов.
Производственное оборудование и рабочие места следует размещать с учетом работы и безопасности рабочих. Каждое рабочее место должно быть полностью оборудовано необходимыми средствами в зависимости от вида выполняемых работ. Рабочие места не должны загромождаться, следует содержать в чистоте, в помещениях с холодным полом должны быть укомплектованы деревянными подножными решетками.
Рабочие
и ИТР допускаются к работе
после их обучения, инструктажа и
проверки знаний по охране труда и
пожарной безопасности. Работники должны
быть обеспечены спецодеждой, специальной
обувью и средствами индивидуальной
защиты.
4.3
Подготовка автомобилей к выезду на линию
Безопасность и надежность работы на линии зависят прежде всего от технического состояния автомобиля. Перед выездом на линию ответственный за выпуск автомобилей совместно с водителем обязан проверить состояние наиболее важных деталей, узлов и механизмов автомобиля, таких как рулевое управление, тормозная система, ходовая часть, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы и др.
Кроме того, проверяются укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность. О готовности автомобиля к выезду на линию делается отметка в путевом листе. Выпускать автомобиль, в том числе с прицепом или с полуприцепом, с неисправностями, угрожающими безопасности движения, безопасности пассажиров и сохранности груза, без номера и опознавательных знаков автомобиля запрещается.
В соответствии с Правилами дорожного движения и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте водитель при выезде на линию должен иметь удостоверение на право управления автомобилем, регистрационные документы на транспортное средство, путевой или маршрутный лист. Кроме этого, водителю разрешается выезд на работу только после прохождения предрейсового медицинского осмотра и соответствующей отметке в путевом листе.
Водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, которое может поставить под угрозу безопасность движения, управлять автомобилем категорически запрещается.
В
обязанности администрации
Администрация должна организовывать инструктаж водителей, постоянно работающих на перевозке опасных грузов. Производиться инструктаж должен не реже 1 раза в 3 месяца.
Администрация не имеет права заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние не соответствует Правилам дорожного движения, Правилам по охране труда и Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующим законодательством о труде.
Об исправности автомобиля перед выездам с территории автопредприятия водитель делает запись в путевом листе и предъявляет автомобиль техническому контроллеру для осмотра и получения от него разрешения на выезд.
Заправку
автомобилей топливам следует производить
в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Запрещается подогревать двигатель открытым
пламенем. Запрещается выпускать в рейс
автомобили, имеющие неисправные устройства
для обогрева салона и кабины
4.4 Требования
безопасности к техническому состоянию
подвижного состава
Технические неисправности транспортных средств создают постоянную угрозу ДТП. Даже самый опытный водитель не всегда в состоянии предотвратить аварию неисправного транспорта.
Техническое состояние автомобилей всех марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должно обеспечивать их безопасную работу на линии и отвечать требованиям ПТЭ, ПДД, Правил ОТ на автомобильном транспорте, инструкций заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документации, а также ГОСТа 25478-91.
Техническое
состояние рулевого управления должно
обеспечивать легкость и надежность
управления передними колесами на любых
скоростях и в различных