Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:50, реферат
Опасность − центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.
Действительным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением - рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов.
3. Рационализация санитарно-
4.Повышение квалификации (тренированности) работников.
4.Меры профилактики пылевых заболеваний
Эффективная профилактика профессиональных пылевых болезней предполагает гигиеническое нормирование, технологические мероприятия, санитарно-гигиенические мероприятия, индивидуальные средства защиты и лечебно-профилактические мероприятия.
Гигиеническое нормирование. Основой проведения мероприятий по борьбе с производственной пылью является гигиеническое нормирование. Соблюдение установленных ГОСТом предельно допустимых концентраций (ПДК) — основное требование при проведении предупредительного и текущего санитарного надзора.
Систематический контроль за состоянием уровня запыленности осуществляют лаборатории центров санэпиднадзора, заводские санитарно-химические лаборатории. На администрацию предприятий возложена ответственность за поддержание условий, препятствующих превышению ПДК пыли в воздушной среде.
При разработке оздоровительных мероприятий основные гигиенические требования должны предъявляться к технологическим процессам и оборудованию, вентиляции, строительно-планировочным решениям, рациональному медицинскому обслуживанию работающих, использованию средств индивидуальной защиты.
Методы и средства защиты от пыли:
• внедрение непрерывных технологий с закрытым циклом (использование закрытых конвейеров, трубопроводов, кожухов);
• автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами (особенно при погрузоразгрузочных и фасовочных операциях);
• замена порошкообразных продуктов брикетами, пастами, суспензиями, растворами;
• смачивание порошкообразных продуктов при транспортировке (душевание);
• переход с твердого топлива на газообразное или электроподогрев;
• применение общей и местной вытяжной вентиляции помещений и рабочих мест;
• применение индивидуальных средств защиты (очков, противогазов, респираторов, спецодежды, обуви, мазей).
5.Охарактеризуйте
источники и дайте
Пыль и дым как вредные примеси в воздухе стали объектами первостепенной важности в борьбе за поддержание частоты воздушной среды, поскольку их присутствие неизменно создавало ощутимые неудобства, а сами они чаще всего являлись следствием деятельности человека. Пыль - это мельчайшие твердые частицы, способные некоторое время находится во взвешенном состоянии. Пыль характеризуется химическим составом, размерами и формой частиц, их плотностью, электрическими, магнитными и другими свойствами.
Повреждение слизистой оболочки дыхательных путей отлагающейся на ней пылью постепенно приводит к хроническому воспалению - «пылевому бронхиту», в развитии которого важную роль играет также микрофлора дыхательных путей. Свойственный силикозу перибронхиальный склероз, сопровождающийся деформацией бронхов, а также изменение физических свойств слизи, связанное с действием SiO2 на бокаловидные клетки, нарушают нормальный транспорт этой слизи вместе с пылевыми частицами и патогенными микроорганизмами, способствуя дальнейшему развитию эндобронхитического процесса. Таким образом, пылевой бронхит представляет собой комбинированное инфекционно-пылевое поражение с преобладанием роли того или иного компонента. Кроме того, развитие хронического бронхита может наступить и без существенного участия экзогенных раздражителей (на почве повторных простудно-инфекционных заболеваний органов дыхания), а среди раздражителей, безусловно способствующих этому развитию, важная роль принадлежит непрофессиональным (в первую очередь, курению). Однако повышенная распространенность хронического бронхита среди яиц, подвергающихся воздействию различных промышленных пылей, не вызывает сомнения, и поэтому в Казахстане это заболевание официально отнесено к числу профессиональных («хронический пылевой бронхит»). Под воздействием пыли могут возникнуть такие заболевания, как пневмокониозы, экземы, дерматиты, коньюктевиты, аллергия и др. чем мельче пыль, тем опаснее она для человека. Наиболее опасными для человека считаются частицы размером от 0.2 до 0.7 мкм, которые, попадая в легкие при дыхании, задерживаются в них и, накапливаясь, могут стать причиной заболеваний.
Существуют три пути проникновения пыли в организм человека: через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожу. Гигиеническая вредность пыли зависит от ее химического состава. Наличие в пыли веществ с токсическими свойствами повышает ее опасность. Концентрация пыли в реальных производственных условиях может составлять от нескольких мг/м3 до сотен мг/м3. ГОСТом 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) пыли в воздухе рабочей зоны.
Что же можно сказать о химическом составе пыли находящийся на территории энергетических комплексов? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, т.к. состав угля и угольной пыли зависит от многих факторов (месторождения, технологии от сжигания угля и т.д.). Например, химический состав пыли Согринской ТЭЦ определяется следующими элементами (%): SiO-54.59; AL2O3 - 25.17; Fe2 O3 - 12.95; CaO - 3.15; MgO - 1.85; SO3 - 0.22, а так же в качестве микропримесей могут присутствовать такие элементы как фтор, свинец, цинк, мышьяк, ванадий, медь, ртуть.
По характеру веществ, из которых пыль образовалась, известна следующая ее классификация:
I) Органическая пыль:
а) растительная пыль (древесная, хлопковая и др.);
б) животная (шерстяная, костяная и др.);
в) искусственная органическая пыль (пластмассовая и др.).
II) Неорганическая пыль:
а) минеральная (кварцевая, силикатная и др.);
б) металлическая (железная, алюминиевая и др.).
III)Смешанная пыль (пыль при шлифовке металла, при зачистке литья и др.).
Однако такая классификация пыли недостаточна для ее гигиенической оценки. Для этой цели пользуются классификацией пыли по ее дисперсности и способу образования и соответственно различают аэрозоли дезинтеграции и аэрозоли конденсации.
Аэрозоли дезинтеграции образуются при добавлении какого-либо твердого вещества, например в дезинтеграторах, дробилках, мельницах, при бурении и других процессах. При этом чем тверже Тело, тем меньше размеры образующихся частиц. Аэрозоли дезинтеграции в значительной мере состоят из пылинок больших размеров, хотя в их состав входят также ультрамикроскопические частицы.
Аэрозоли конденсации образуются из паров металлов, металлоидов и их соединений, которые при охлаждении превращаются в твердые частицы. Например, в воздухе конденсируются пары цинка и алюминия при их плавлении, пары металлов при электросварке. При этом размеры пылевых частиц значительно меньше, чем при образовании аэрозолей дезинтеграции.
Частицы аэрозолей дезинтеграции и конденсации различаются также тем, что первые имеют всегда неправильную форму, представляются в виде обломков, а вторые — вид рыхлых агрегатов, состоящих из отдельных частиц правильной кристаллической или шарообразной формы.
Советский исследователь
Н. А. Фукс выделяет две
а) пыль
— к ней относятся все твердые
частицы, образующиеся при
б) дымы
— к ним относятся
6.Аварии на транспорте.
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.
Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:
1) неисправности пути;
2) неисправности подвижного состава;
3) неисправности средства сигнализации;
4) централизации и блокировки;
5) ошибки диспетчеров;
6) невнимательность и халатность машинистов.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. При чем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:
1) превышение скорости;
2) выезд на полосу встречного движения;
3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.
Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.
Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:
1) разрушения отдельных конструкций самолета;
2) отказ двигателей;
3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;
4) плохое пилотирование;
5) недостаток топлива;
6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:
1) ураганов;
2) штормов;
3) туманов;
4) льдов;
5) по вине людей.
Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:
1) спасение людей, терпящих бедствие;
2) борьба за плавучесть корабля;
3) ликвидация пожара;
4) ликвидация пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются:
1) специальные суда-спасатели;
2) буксиры;
3) пожарные катера;
4) экипажи других плавсредств;
5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
7. Загрязнение атмосферы, его последствия.
Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, которые поступают от естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относят пыль растительного, вулканического, космического происхождения, возникающую при эрозии почв, частицы морской соли; туман; дым и газ от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного и животного происхождения, другие источники.
Естественные источники загрязнений бывают распределенными (выпадение космической пыли), локальными (лесные пожары, извержения вулканов). Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.
Основные антропогенные загрязнения атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.
Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксид азота, углеводороды, пыль и другие токсические вещества, содержащие пары плавиковой, серной, хромовой, минеральных кислот, органические растворители и т. д.; таким образом, каждой отрасли промышленности присущ характерный состав и масса веществ, поступающих в атмосферу, что определяется составом веществ, применяемых в технологических процессах, и экологическим совершенством этих процессов.
Информация о работе Опасности, определение, их классификация