Основные вредные производственные факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание

Политический режим (от латинского regimen-управление) многие авторы определяют как совокупность методов, приемов и средств, с помощью которых властные органы осуществляют управление обществом и обеспечивают стабильность его политической организации.
Большинство ученых отмечают, что на практике в чистом виде те или иные формы политических режимов встречаются крайне редко, поскольку они находятся в состоянии постоянных трансформаций и поэтому понятие «политический режим» – это типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.93 Кб (Скачать документ)

     Некоторыми  политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:

     - резкое ослабление политического  влияния региональных элит и  большого бизнеса;

     - установление прямого или косвенного  государственного контроля над  главными телеканалами страны;

     -постоянно  нарастающее по масштабам использование  «административного ресурса» на  выборах регионального и федерального  уровней;

     - фактическая ликвидация системы  разделения властей;

     - формирование непубличного стиля  политического поведения.

     Демократические тенденции в политическом режиме современной России

     С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные  черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются  устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях  выбираема и сменяема; действуют  механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей  в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует  политическая оппозиция, в том числе  и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет  ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок  при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость  средств массовой информации и коммуникации.

     Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей: реформа  административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

     Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации  власти действует и противоположная  тенденция - укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют  ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям  Запада; жизнь человека является самой  большой ценностью; закон обязателен для каждого - от президента до простого человека; частная собственность  священна и неприкосновенна; государство  тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

     Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать  политическую систему путем перераспределения  полномочий в пользу Государственной  Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права  формирования правительства и контроля за его деятельностью.

     В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической  трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой  правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся  «транснациональное гражданское общество».

     С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. Человек, его права и свободы  объявлены высшей ценностью, гарантировать  которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и  выборах изъявляет свою волю.

     По  Конституции Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства. В 137 статьях Конституции  можно найти нормы, которыми удовлетворилась  бы любая развитая демократия.

     Однако  в России до сих пор практически  все процессы, начиная от экономики  и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся  жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть такой характер государства в  России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры  продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому  реальная практика деятельности государства  в России значительно отличается от той законодательной основы, которая  существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические  понятия, на которые опираются конституционные  нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического  процесса в своих корпоративных  интересах.

     Например, мало кто в России знает, что собой  представляют по содержанию такие понятия  из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство  экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.

     Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все  изменения в настоящее время  противоречат интересам широких  слоев населения, поскольку в  обмен на возможные перспективы  в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в  интересах новой элиты, причем потенциальной, поскольку для страны она еще  ничего не сделала кроме фарисейской  благотворительности и обеспечения  населения импортными товарами, на покупку которых у основной массы  населения нет достаточного количества средств.

     В Конституции записано, что Россия — социальное государство, стремящееся  к обеспечению достойной жизни  и устанавливающее гарантированный  минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный  размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным  фантомом, который никакого отношения  к реалиям не имеет. Минимальная  заработная плата в условиях рынка  должна позволять работнику и  членам его семьи хотя бы минимальное, но полноценное социальное существование, не говоря уже об обеспечении «достойной жизни». Тот уровень минимальной  оплаты труда, который может позволить  себе сегодня российское государство, не обеспечивает даже одинокому работающему  возможности оплатить коммунальные услуги.

     Практическое  состояние дел свидетельствует  о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов  большинства населения, как это  происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех  пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

     Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное  в Конституции. Сказать какое  — трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.

 

Литература 

1. Баранов, Н.А. Политический режим современной России / Н.А. Баранов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена : Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. СПб., 2007. - No8(35). - С.54-64.

2. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты/ В.А. Гутров// Полис. -2001. - N3. - С.80.

3. Красин, Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей/ Ю.А. Красин // Полис. - 2004. - N6. - С.125.

4. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России/ В.К. Левашов // Социс. – 2006. – № 1. – С.13

5. Матузов, Н.И. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты/ Н.И. Матузов, А.В. Малько// Общественные науки и современность. – 2005. – № 1. - С. 77

6. Никитаев, В. Повестка дня для России: власть, политика, демократия / В. Никитаев // Логос. - 2004. - N 2(42). - С.96-97.

7. Никонов, В. Путинизм / В. Никонов // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.29.

8. Пастухов, В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника / В.Б. Пастухов // Полис. - 2006. -No2. - С.164.

9. Саква, Р. Путин: выбор России./ Р. Саква. М., 2005. 161 с.

10. Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. / О.Н. Смолин. - М., 2006.197 с.

11. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве/ В.Е. Чиркин// Государство и право. – 2005. – № 8. - С. 24 – 31

12. Шевцова, Л.Ф. Смена Режима или Системы?/ Л.Ф. Шевцова // Полис. - 2004. - N1. - С.47

13. Яковлев, А.Н. Реформация в России/ А.Н. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2005. N2. - С.8.

Информация о работе Основные вредные производственные факторы