Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа
В процессе жизнедеятельности человек и окружающая его среда обитания образуют непрерывно функционирующую систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружение человека, обусловленное в данный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомство. Действуя в системе «человек – среда обитания», человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности и создает и использует системы защиты от негативных воздействий как со стороны обитания, так и со стороны себе подобных.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Характеристика организации. Специфика деятельности рассматриваемого отдела…………………………………………………………………………………….
2. Сопоставление фактических параметров условий труда с
допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам……………………………………………………………..……………….
2.1 Параметры микроклимата производственных помещений……....
2.2 Производственное освещение………………………………………...
2.3 Виброакустические факторы…………………………………………
2.4 Электромагнитные поля ……………………………………………...
3. Выявление отклонений от санитарно-гигиенических норм и объяснение их причин.………………………………………………………………
4. Определение тяжести условий труда на рабочем месте……………………………………………
5. Мероприятия по улучшению санитарно-гигиенической
обстановки……………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………....
Список используемой литературы…………………………………………………………………..
План
Введение………………………………………………………
1. Характеристика организации. Специфика деятельности рассматриваемого
отдела………………………………………………………………
2. Сопоставление фактических параметров условий труда с
допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам…………………………………………………………….
2.1 Параметры микроклимата производственных помещений……....
2.2 Производственное освещение………………………………………...
2.3 Виброакустические факторы…………………………………………
2.4 Электромагнитные поля ……………………………………………...
3. Выявление отклонений от санитарно-гигиенических
норм и объяснение их причин.……………………………………………………………
4. Определение тяжести условий труда на рабочем месте……………………………………………
5. Мероприятия по улучшению санитарно-гигиенической
обстановки……………………………………………………
Заключение ………………………………………………....
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
В процессе жизнедеятельности человек и окружающая его среда обитания образуют непрерывно функционирующую систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружение человека, обусловленное в данный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомство. Действуя в системе «человек – среда обитания», человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности и создает и использует системы защиты от негативных воздействий как со стороны обитания, так и со стороны себе подобных.
Наиболее опасна производственная
среда, так как при реализации
любого производственного процесса
необходимо использование источников
энергии и разнообразных
Основными негативными факторами производственной среды являются:
- напряженный труд, связанный
с деятельностью человека и
сопровождающийся работой с
- загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания вредными химическими веществами, вызванное поступлением в окружающую среду промышленных выбросов предприятий, а также промышленных и бытовых отходов;
- воздействие на человека
шума, вибрации, теплового, электромагнитного
и ионизирующего излучений,
- высокий риск гибели или повреждения здоровья в результате техногенных аварий и катастроф на транспорте, объектах энергетики и промышленности;
- социальная напряженность, конфликты и стрессы.
Из всех возможных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания» только оптимальное и допустимое состояния среды обитания обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека. Оптимальное состояние среды обитания – совокупность факторов, не оказывающих негативного воздействия на здоровье человека и его потомство, создающих предпосылки для высокой эффективности труда или здорового отдыха.
Опасное состояние среды обитания отрицательно влияют на жизнедеятельность, ухудшают самочувствие человека, приводят к травмам, заболеваниям и преждевременной смерти людей. Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб материи – людям, природной среде, материальным ценностям. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «Всё воздействует на всё». Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей.
Поэтому для нормальной жизнедеятельности человеку требуется безопасность. Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в среде обитания.
Кроме понятия безопасности человеку свойственно чувство комфорта. Специально подобранные микроклимат, световая среда и элементы рабочего места, отсутствие шума могут создавать комфорт. Комфорт – субъективное состояние человека, выражающееся в отсутствии ощущения раздражающего, мешающего воздействия или неудобства окружающей среды, при этом повышается работоспособность и психологическое настроение человека..
В качестве нормативных критериев комфортности окружающей среды установлены значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности. Условия комфортности достигаются также соблюдением нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений, уровню шума, оборудованию и цветовому оформлению рабочих помещений. Главный отличительный признак комфорта – это не специфическое ощущение, а скорее, отсутствие неприятного ощущения окружающей среды. Поэтому комфортные параметры подбираются так, чтобы не вызвать у человека каких-либо неприятных ощущений. Очевидно, что создать комфортное состояние среды обитания можно лишь нормализацией тех факторов, которые воспринимаются органами чувств человека. к ним относятся: микроклимат, звуковая и световая среда, освещенность, вибрация, наличие пахнущих веществ, положение тела.
При оценке вредных факторов следует учитывать степень их влияния на здоровье и жизнь человека, уровень и характер изменений функционального состояния и возможностей организма, его потенциальных резервов, адаптивных способностей и возможностей развития последних.
Вредными факторами могут быть:
- физические: температура,
влажность, скорость движения
воздуха, тепловое излучение,
электромагнитные поля, ионизирующие
излучения, производственный
- химические: химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и для контроля которых используют методы химического анализа;
- биологические: микроорганизмы – продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.
К факторам трудового процесса относятся:
- тяжесть труда –
характеристика трудового
- напряженность труда
– характеристика трудового
При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера – Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя
dL = a·(dR/R),
где dL – элементарное ощущение организма;
а – коэффициент
dR – элементарное приращение раздражителя.
На базе закона Вебера
– Фехнера построено нормирован
Предельно - допустимый уровень (ПДУ) или предельно-допустимая концентрация (ПДК) – это максимальное значение фактора, которое, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами), не вызывает у него и у его потомства биологических изменений даже скрытых и временно компенсируемых, в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, нарушений физиологических циклов, а также психологических нарушений.
ПДУ и ПДК устанавливают для производственной и окружающей среды.
В данной работе рассматриваются факторы производственного процесса в совокупности с нормативами, установленными для рабочей зоны рассматриваемых рабочих мест. По результатам работы предлагаются мероприятия по охране труда и улучшению санитарно – гигиенической обстановки.
1. Характеристика организации.
Специфика деятельности рассматриваемого отдела.
Северская государственная технологическая академия относится к государственным учреждениям высшего профессионального образования, основными направлениями деятельности которой являются образовательная, научная, культурная, социальная и просветительская деятельность.
В структуру рассматриваемого заведения входят администрация (ректорат, бухгалтерия, отдел кадров, отдел делопроизводства и документооборота), учебный отдел, учебные факультеты, научный отдел, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, библиотека, издательско-полиграфический отдел, центр повышения квалификации, и т.д.
Форма организации труда в данном учреждении – индивидуальная, интеллектуальная. Деятельность подавляющего большинства работающих связана с приемом и переработкой информации – управлением, преподаванием, наукой. Интеллектуальная форма деятельности является наиболее сложной формой деятельности, поскольку протекает с повышенным эмоциональным напряжением.
Форма организации производства – единичное.
Учитывая однотипность формы организации труда в рассматриваемом учреждении, для оценки санитарно-гигиенических показателей трудового процесса рассмотрим условия труда работающих в одном из отделов, занимающегося организацией учебной деятельности. Число работающих в учебном отделе – 17 человек. Основные операции, выполняемые работающими, заключаются в организации учебной деятельности, а именно – создание и редактирование необходимой документации на ПЭВМ (в диалоговом режиме), работа с документацией, организационная работа с людьми. Специфика данного вида работ заключается в длительных статических нагрузках вследствие длительной неподвижности тела, нарушение аккомодации глазных мышц вследствие длительной работы на ПЭВМ, нервно-эмоционального напряжения вследствие работы с людьми и переработки больших объемов информации.
2. Сопоставление фактических параметров условий труда с допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам.
Условия труда являются важнейшим фактором, определяющим работоспособность и состояние здоровья человека на рабочем месте.
Рассмотрим вредные и опасные условия труда на рабочих местах инженеров учебного отдела, занимающихся организацией и ведением учебного процесса.
2.1 Параметры микроклимата производственных помещений.
Метеорологические условия производственной среды зависят от физического состояния воздушной среды и, согласно ГОСТу характеризуются основными метеорологическими элементами:
- температурой (°С);
- относительной влажностью воздуха (%);
- скоростью движения воздуха (м/с);
- интенсивностью теплового излучения (Вт/м2).
Совокупность этих факторов называется микроклиматом. Эти параметры отдельно и в комплексе влияют на организм человека, определяя его самочувствие.
Категория работы в учебном отделе по тяжести труда относится к категории – легкая физическая работа, связанная с невысокими энергетическими затратами - до 120 ккал/ч (139 Вт). Это работа, которая производится сидя и сопровождается незначительным физическим напряжением.
В таблице 3.1 приведены фактические, оптимальные и допустимые (согласно СанПиН ) параметры микроклимата.
Таблица 3.1 – Фактические, оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах учебного отдела
Температура воздуха, °C |
Температура поверхностей, °C |
Относительная влажность воздуха, % |
Скорость движения воздуха, м/с | |
Фактические параметры микроклимата | ||||
Холодный |
21 |
21 |
30 |
менее 0,1 |
Теплый |
25 |
26 |
45 |
менее 0,1 |
Оптимальные параметры микроклимата* | ||||
Холодый |
22 - 24 |
21 - 25 |
60 - 40 |
0,1 |
Теплый |
23 - 25 |
22 - 26 |
60 - 40 |
0,1 |
Допустимые параметры микроклимата** | ||||
Холодный |
20,0 - 21,9 |
19,0 - 26,0 |
15 - 75 |
0,1 |
Теплый |
21,0 - 22,9 |
20,0 - 29,0 |
15 - 75 |
0,1 |