Параметры микроклимата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа

Описание

В процессе жизнедеятельности человек и окружающая его среда обитания образуют непрерывно функционирующую систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружение человека, обусловленное в данный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомство. Действуя в системе «человек – среда обитания», человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности и создает и использует системы защиты от негативных воздействий как со стороны обитания, так и со стороны себе подобных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Характеристика организации. Специфика деятельности рассматриваемого отдела…………………………………………………………………………………….
2. Сопоставление фактических параметров условий труда с
допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам……………………………………………………………..……………….
2.1 Параметры микроклимата производственных помещений……....
2.2 Производственное освещение………………………………………...
2.3 Виброакустические факторы…………………………………………
2.4 Электромагнитные поля ……………………………………………...
3. Выявление отклонений от санитарно-гигиенических норм и объяснение их причин.………………………………………………………………
4. Определение тяжести условий труда на рабочем месте……………………………………………
5. Мероприятия по улучшению санитарно-гигиенической
обстановки……………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………....
Список используемой литературы…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

%82рольная Охрана труда и БЖД .doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

План

 Введение………………………………………………………………………………...3

1. Характеристика организации. Специфика деятельности рассматриваемого отдела…………………………………………………………………………………….

2. Сопоставление фактических параметров условий труда с

допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам……………………………………………………………..……………….

2.1 Параметры микроклимата производственных помещений……....

2.2 Производственное освещение………………………………………...

2.3 Виброакустические факторы…………………………………………

2.4 Электромагнитные поля ……………………………………………...

3. Выявление отклонений от санитарно-гигиенических норм и объяснение их причин.……………………………………………………………

4. Определение тяжести условий труда на рабочем месте……………………………………………

5. Мероприятия по улучшению санитарно-гигиенической

обстановки……………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………....

Список используемой литературы…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе жизнедеятельности  человек и окружающая его среда обитания образуют непрерывно функционирующую систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружение человека, обусловленное в данный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных, информационных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и его потомство. Действуя в системе «человек – среда обитания», человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности и создает и использует системы защиты от негативных воздействий как со стороны обитания, так и со стороны себе подобных.

Наиболее опасна производственная среда, так как при реализации любого производственного процесса необходимо использование источников энергии и разнообразных веществ, что несет в себе угрозу потенциального негативного воздействия.

Основными негативными факторами производственной среды являются:

- напряженный труд, связанный  с деятельностью человека и  сопровождающийся работой с химическими  веществами, работой с источниками  шума, вибрации, электромагнитных излучений, работой в замкнутом пространстве, работой в неподвижной позе, оценкой и переработкой большого объема информации, и т.д.;

- загрязнение воздуха, воды, почвы и продуктов питания вредными химическими веществами, вызванное поступлением в окружающую среду промышленных выбросов предприятий, а также промышленных и бытовых отходов;

- воздействие на человека  шума, вибрации, теплового, электромагнитного  и ионизирующего излучений, вызванное  эксплуатацией промышленных объектов  и технических систем;

- высокий риск гибели или повреждения здоровья в результате техногенных аварий и катастроф на транспорте, объектах энергетики и промышленности;

- социальная напряженность,  конфликты и стрессы.

Из всех возможных  состояний взаимодействия в системе  «человек – среда обитания» только оптимальное и допустимое состояния среды обитания обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека. Оптимальное состояние среды обитания – совокупность факторов, не оказывающих негативного воздействия на здоровье человека и его потомство, создающих предпосылки для высокой эффективности труда или здорового отдыха.

Опасное состояние среды обитания отрицательно влияют на жизнедеятельность, ухудшают самочувствие человека, приводят к травмам, заболеваниям и преждевременной смерти людей. Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб материи – людям, природной среде, материальным ценностям. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «Всё воздействует на всё». Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей.

Поэтому для нормальной жизнедеятельности человеку требуется безопасность. Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в среде обитания.

Кроме понятия безопасности человеку свойственно чувство комфорта. Специально подобранные микроклимат, световая среда и элементы рабочего места, отсутствие шума могут создавать комфорт. Комфорт – субъективное состояние человека, выражающееся в отсутствии ощущения раздражающего, мешающего воздействия или неудобства окружающей среды, при этом повышается работоспособность и психологическое настроение человека..

В качестве нормативных  критериев комфортности окружающей среды установлены значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности. Условия комфортности достигаются также соблюдением нормативных требований к естественному и искусственному освещению помещений, уровню шума, оборудованию и цветовому оформлению рабочих помещений. Главный отличительный признак комфорта – это не специфическое ощущение, а скорее, отсутствие неприятного ощущения окружающей среды. Поэтому комфортные параметры подбираются так, чтобы не вызвать у человека каких-либо неприятных ощущений. Очевидно, что создать комфортное состояние среды обитания можно лишь нормализацией тех факторов, которые воспринимаются органами чувств человека. к ним относятся: микроклимат, звуковая и световая среда, освещенность, вибрация, наличие пахнущих веществ, положение тела.

При оценке вредных факторов следует учитывать степень их влияния на здоровье и жизнь человека, уровень и характер изменений  функционального состояния и  возможностей организма, его потенциальных  резервов, адаптивных способностей и  возможностей развития последних.

Вредными факторами  могут быть:

- физические: температура,  влажность, скорость движения  воздуха, тепловое излучение,  электромагнитные поля, ионизирующие  излучения, производственный шум,  вибрация и другие факторы;

- химические: химические  вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и для контроля которых используют методы химического анализа;

- биологические: микроорганизмы  – продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

К факторам трудового процесса относятся:

- тяжесть труда –  характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие), обеспечивающие его деятельность.

- напряженность труда  – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера – Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя

dL = a·(dR/R),

где dL – элементарное ощущение организма;

а – коэффициент пропорциональности;

dR – элементарное приращение раздражителя.

На базе закона Вебера – Фехнера построено нормирование вредных факторов. Чтобы исключить необратимые биологические эффекты воздействие факторов ограничивается предельно-допустимыми уровнями или предельно-допустимыми концентрациями.

Предельно - допустимый уровень (ПДУ) или предельно-допустимая концентрация (ПДК) – это максимальное значение фактора, которое, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами), не вызывает у него и у его потомства биологических изменений даже скрытых и временно компенсируемых, в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, нарушений физиологических циклов, а также психологических нарушений.

ПДУ и ПДК устанавливают  для производственной и окружающей среды.

В данной работе рассматриваются  факторы производственного процесса в совокупности с нормативами, установленными для рабочей зоны рассматриваемых рабочих мест. По результатам работы предлагаются мероприятия по охране труда и улучшению санитарно – гигиенической обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика организации.

Специфика деятельности рассматриваемого отдела.

 

Северская государственная технологическая академия относится к государственным учреждениям высшего профессионального образования, основными направлениями деятельности которой являются образовательная, научная, культурная, социальная и просветительская деятельность.

В структуру рассматриваемого заведения входят администрация (ректорат, бухгалтерия, отдел кадров, отдел делопроизводства и документооборота), учебный отдел, учебные факультеты, научный отдел, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, библиотека, издательско-полиграфический отдел, центр повышения квалификации, и т.д.

Форма организации труда  в данном учреждении – индивидуальная, интеллектуальная. Деятельность подавляющего большинства работающих связана с приемом и переработкой информации – управлением, преподаванием, наукой. Интеллектуальная форма деятельности является наиболее сложной формой деятельности, поскольку протекает с повышенным эмоциональным напряжением.

Форма организации производства – единичное.

Учитывая однотипность формы организации труда в рассматриваемом учреждении, для оценки санитарно-гигиенических показателей трудового процесса рассмотрим условия труда работающих в одном из отделов, занимающегося организацией учебной деятельности. Число работающих в учебном отделе – 17 человек. Основные операции, выполняемые работающими, заключаются в организации учебной деятельности, а именно – создание и редактирование необходимой документации на ПЭВМ (в диалоговом режиме), работа с документацией, организационная работа с людьми. Специфика данного вида работ заключается в длительных статических нагрузках вследствие длительной неподвижности тела, нарушение аккомодации глазных мышц вследствие длительной работы на ПЭВМ, нервно-эмоционального напряжения вследствие работы с людьми и переработки больших объемов информации.

 

2. Сопоставление фактических параметров условий труда с допустимыми по санитарно-гигиеническим нормам.

Условия труда являются важнейшим фактором, определяющим работоспособность и состояние здоровья человека на рабочем месте.

Рассмотрим вредные  и опасные условия труда на рабочих местах инженеров учебного отдела, занимающихся организацией и  ведением учебного процесса.

 

2.1 Параметры микроклимата производственных помещений.

Метеорологические условия  производственной среды зависят от физического состояния воздушной среды и, согласно ГОСТу характеризуются основными метеорологическими элементами:

- температурой (°С);

- относительной влажностью воздуха (%);

- скоростью движения воздуха (м/с);

- интенсивностью теплового излучения (Вт/м2).

Совокупность этих факторов называется микроклиматом. Эти параметры отдельно и в комплексе влияют на организм человека, определяя его самочувствие.

Категория работы в учебном отделе по тяжести труда относится к категории – легкая физическая работа, связанная с невысокими энергетическими затратами - до 120 ккал/ч (139 Вт). Это работа, которая производится сидя и сопровождается незначительным физическим напряжением.

В таблице 3.1 приведены фактические, оптимальные и допустимые (согласно СанПиН ) параметры микроклимата.

Таблица 3.1 – Фактические, оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах учебного отдела

 

Температура воздуха, °C

Температура поверхностей, °C

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

Фактические параметры  микроклимата

Холодный

21

21

30

менее 0,1

Теплый

25

26

45

менее 0,1

Оптимальные параметры  микроклимата*

Холодый

22 - 24

21 - 25

60 - 40

0,1

Теплый

23 - 25

22 - 26

60 - 40

0,1

Допустимые параметры  микроклимата**

Холодный

20,0 - 21,9

19,0 - 26,0

15 - 75

0,1

Теплый

21,0 - 22,9

20,0 - 29,0

15 - 75

0,1

Информация о работе Параметры микроклимата