Последствия чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:05, реферат

Описание

Цель работы: На сегодняшний день, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, становится одной из актуальных проблем современности. Умелые и продуманные действия по спасению людей, оказанию им первой необходимой помощи, а так же проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражений, позволяют сократить число погибших, а самое главное - сохранить здоровье. Здоровье человека, безусловно, важно: нет ничего выше интересов человека, но наверное, мало кто из нас задумывается об экономической ситуации, которая может сложиться после очередной катастрофы, какие экономические и социальные ущербы получит страна.

Содержание

Введение;
Глава 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях---------------- 4-5
1.Понятие ЧС
2..Причины ЧС
Глава 2. Экономические последствия ЧС--------------------- 6-11
1Экономические последствия ЧС: понятие и статистика
2.Экономический ущерб
3.Экономический механизм ЧС
Глава 3.Социальные последствия ЧС------------------------ 12-15
1 Классификация ЧС социального характера
2 Риск ЧС социального характера
Глава 4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций------------- 16-18
1 Аварийно-спасательные работы
2 Неотложные работы
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

План реферата.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Формирование экономических механизмов обеспечения защиты объектов экономики, населения и территорий от ЧС.

&3.Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т. п.), позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основные критерии построения этих механизмов — развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.

В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:

  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;
  • функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;
  • возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;
  • экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.

     В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:

  • установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;
  • формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;
  • совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
  • объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

   Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

   Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения соответствующими инстанциями установленных законодательных и нормативно-правовых актов в области защиты.

Государственный надзор и контроль в области защиты осуществляются МЧС России, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, самоуправления, объектов экономики через их инспекции и надзорные службы в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В их задачу входят контроль и оценка состояния аварийности, прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, разработка рекомендаций по необходимым защитным мерам для объекта экономики, населения и территорий [5,c.107].

                                   

 

                   

 

 

 

 

                                            Глава 3.

                           Социальные последствия ЧС

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.   

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит  нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах. Социально-экономическая защита населения представляет собой систему мероприятий, осуществляемые обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально становленных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования. Это комплекс мер в сфере денежного и натурального обращения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан[4,c30].  

&1. ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:    

по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);    

По продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т. д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т. п.);    

По скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);    

По масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);    

По возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).   

Существует классификация ЧС социального  характера, в основе которой лежит  их конфликтная взаимосвязь с деятельностью человека. В соответствии с этой классификацией различают следующие основные виды ЧС: экономические кризисы, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция, социальные взрывы, экстремистская политическая борьба, национальные и религиозные конфликты, терроризм, противостояние разведок, военные столкновения.   

Говоря о классификации ЧС социального  характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Однако эти прогнозы нередко бывают субъективны, поскольку люди подвержены идейному влиянию, что порой мешает им объективно оценивать социальные явления и процессы.   

Важнейшей причиной возникновения  ЧС социального происхождения является действие факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение негативной социальной энергии (социально-экономических, политических, межнациональных, межконфессиональных и иных противоречий, их перерастание в кризисные ситуации, носящие чрезвычайный характер).

&2. Риск ЧС социального характера в широком смысле – это вероятность стихийного бедствия, техногенной или экологической катастрофы, социально-политического катаклизма (войны, революции, межэтнического или межконфессионального конфликта и т. п.) и того ущерба, который они могут нанести личности, обществу и государству. Этот риск заключается в определении количественных и качественных показателей, ожидаемых в связи с конкретной опасностью возникновения этого явления: числа погибших и раненых, степени материального и морального ущерба, в том числе в результате спада экономической деятельности.

На практике управление рисками  ЧС социального характера сводится к повышению уровня социальной безопасности. Безопасность социума представляет собой, во-первых, отсутствие опасностей и угроз в пределах некоторого приемлемого для общества риска, во-вторых, достаточную степень его устойчивости к ним, т. е. наличие определенного иммунитета, и, в-третьих, способность и готовность защищаться от этих опасностей и угроз, устранять их, восстанавливать состояние благополучия. В связи с этим для повышения уровня безопасности в социальной сфере необходимо обеспечить:    

• совершенствование социальной системы и ее объектов (структур, институтов, организаций, отношений между ними, политики и т. п.);    

• подготовку персонала, способного эффективно и целенаправленно работать над решением этой задачи;   

• способность и готовность социальных структур и персонала к ликвидации последствий ЧС.

Социально-экономическая защита населения  при чрезвычайных ситуациях может  выступать в двух основных формах -ограниченной и абсолютной. 
Ограниченная социальная защита - это обеспечение пострадавшим людям гарантированного минимального уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений за счет системы социально-экономической защиты на определенный срок. Другими словами ограниченная защита -это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточного для поддержания здоровья и работоспособности. 
Абсолютная социально-экономическая защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия определенной категории граждан. К данной категории должны относится те граждане, которые выполняли особые функции на территории чрезвычайной ситуации с большим риском для собственного здоровья и жизни в пользу большинства людей [5,c 84].

Социально-экономическую защиту населения  при чрезвычайных ситуациях, в зависимости от их масштабов и последствий должны осуществлять определенные учреждения, относящиеся к тем или иным формам собственности. Данные учреждения, должны осуществлять государственную социальную помощь (если учреждение государственное) и, или социальное обслуживание населения пострадавших в тех или иных чрезвычайных ситуациях.[1]. Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что количество природных катастроф в мире, связанные только с семью природными опасностями - землетрясениями, наводнениями, тайфунами, штормами, засухами, извержениями вулканами, экстремальными температурами и оползнями возросла в 1990 - 94 гг. по отношению к 1965 - 69 гг. почти в три раза. В последние годы ушедшего столетия (1995-1999) количество природных катастроф сохранилось на высоком уровне, хотя и несколько меньше, чем в предыдущие пятилетия. 
    Общее число людей, пострадавших от семи видов природных катастроф в мире за последние 35 лет, составляет 4,4 млрд. человек, т.е. почти 3/4 населения планеты.[2,c.54]

 

                                       

Глава 4

                        Ликвидация чрезвычайных ситуаций 

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

&1. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

·  разведку маршрутов движения и участков работ; 

·  локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; 

·  подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; 

·  поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений; 

·  оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;  
вывоз (вывод) населения из опасных зон; 

·  санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

&2. Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Неотложные работы включают:

·  прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения); 

·  локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ; 

Информация о работе Последствия чрезвычайных ситуаций