Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:05, реферат
Цель работы: На сегодняшний день, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, становится одной из актуальных проблем современности. Умелые и продуманные действия по спасению людей, оказанию им первой необходимой помощи, а так же проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражений, позволяют сократить число погибших, а самое главное - сохранить здоровье. Здоровье человека, безусловно, важно: нет ничего выше интересов человека, но наверное, мало кто из нас задумывается об экономической ситуации, которая может сложиться после очередной катастрофы, какие экономические и социальные ущербы получит страна.
Введение;
Глава 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях---------------- 4-5
1.Понятие ЧС
2..Причины ЧС
Глава 2. Экономические последствия ЧС--------------------- 6-11
1Экономические последствия ЧС: понятие и статистика
2.Экономический ущерб
3.Экономический механизм ЧС
Глава 3.Социальные последствия ЧС------------------------ 12-15
1 Классификация ЧС социального характера
2 Риск ЧС социального характера
Глава 4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций------------- 16-18
1 Аварийно-спасательные работы
2 Неотложные работы
Заключение.
Формирование экономических
&3.Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т. п.), позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.
Основные критерии построения этих механизмов — развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.
В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:
В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:
Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.
Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения соответствующими инстанциями установленных законодательных и нормативно-правовых актов в области защиты.
Государственный надзор и контроль в области защиты осуществляются МЧС России, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, самоуправления, объектов экономики через их инспекции и надзорные службы в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В их задачу входят контроль и оценка состояния аварийности, прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, разработка рекомендаций по необходимым защитным мерам для объекта экономики, населения и территорий [5,c.107].
Глава 3.
Социальные последствия ЧС
ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.
В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах. Социально-экономическая защита населения представляет собой систему мероприятий, осуществляемые обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально становленных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования. Это комплекс мер в сфере денежного и натурального обращения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан[4,c30].
&1. ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:
по причинам возникновения –
По продолжительности
действия – кратковременные (
По скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (
По масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);
По возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные
бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-
Существует классификация ЧС социального характера, в основе которой лежит их конфликтная взаимосвязь с деятельностью человека. В соответствии с этой классификацией различают следующие основные виды ЧС: экономические кризисы, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция, социальные взрывы, экстремистская политическая борьба, национальные и религиозные конфликты, терроризм, противостояние разведок, военные столкновения.
Говоря о классификации ЧС социального характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Однако эти прогнозы нередко бывают субъективны, поскольку люди подвержены идейному влиянию, что порой мешает им объективно оценивать социальные явления и процессы.
Важнейшей причиной возникновения
ЧС социального происхождения
&2. Риск ЧС социального характера в широком смысле – это вероятность стихийного бедствия, техногенной или экологической катастрофы, социально-политического катаклизма (войны, революции, межэтнического или межконфессионального конфликта и т. п.) и того ущерба, который они могут нанести личности, обществу и государству. Этот риск заключается в определении количественных и качественных показателей, ожидаемых в связи с конкретной опасностью возникновения этого явления: числа погибших и раненых, степени материального и морального ущерба, в том числе в результате спада экономической деятельности.
На практике управление рисками ЧС социального характера сводится к повышению уровня социальной безопасности. Безопасность социума представляет собой, во-первых, отсутствие опасностей и угроз в пределах некоторого приемлемого для общества риска, во-вторых, достаточную степень его устойчивости к ним, т. е. наличие определенного иммунитета, и, в-третьих, способность и готовность защищаться от этих опасностей и угроз, устранять их, восстанавливать состояние благополучия. В связи с этим для повышения уровня безопасности в социальной сфере необходимо обеспечить:
• совершенствование социальной системы и ее объектов (структур, институтов, организаций, отношений между ними, политики и т. п.);
• подготовку персонала, способного эффективно и целенаправленно работать над решением этой задачи;
• способность и готовность социальных структур и персонала к ликвидации последствий ЧС.
Социально-экономическая защита населения
при чрезвычайных ситуациях может
выступать в двух основных формах
-ограниченной и абсолютной.
Ограниченная социальная защита - это
обеспечение пострадавшим людям гарантированного
минимального уровня жизни, защиты от
тяжелых физических лишений за счет системы
социально-экономической защиты на определенный
срок. Другими словами ограниченная защита
-это определенный минимум в еде, жилье
и одежде, достаточного для поддержания
здоровья и работоспособности.
Абсолютная социально-экономическая защита
представляет собой обеспечение государством
гарантированного относительного благополучия
определенной категории граждан. К данной
категории должны относится те граждане,
которые выполняли особые функции на территории
чрезвычайной ситуации с большим риском
для собственного здоровья и жизни в пользу
большинства людей [5,c 84].
Социально-экономическую защиту населения
при чрезвычайных ситуациях, в зависимости
от их масштабов и последствий должны
осуществлять определенные учреждения,
относящиеся к тем или иным формам собственности.
Данные учреждения, должны осуществлять
государственную социальную помощь (если
учреждение государственное) и, или социальное
обслуживание населения пострадавших
в тех или иных чрезвычайных ситуациях.[1].
Проведенный анализ литературы свидетельствует
о том, что количество природных катастроф
в мире, связанные только с семью природными
опасностями - землетрясениями, наводнениями,
тайфунами, штормами, засухами, извержениями
вулканами, экстремальными температурами
и оползнями возросла в 1990 - 94 гг. по отношению
к 1965 - 69 гг. почти в три раза. В последние
годы ушедшего столетия (1995-1999) количество
природных катастроф сохранилось на высоком
уровне, хотя и несколько меньше, чем в
предыдущие пятилетия.
Общее число людей, пострадавших
от семи видов природных катастроф в мире
за последние 35 лет, составляет 4,4 млрд.
человек, т.е. почти 3/4 населения планеты.[2,c.54]
Глава 4
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
&1. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
· разведку маршрутов движения и участков работ;
· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
· подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
· поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
· оказание первой медицинской и врачебной
помощи пострадавшим и эвакуацию их в
лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
· санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
&2. Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
· прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
· локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;