Правила безопасного поведения при организации дальнего туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:01, реферат

Описание

Цель данной работы – изучить систему безопасности в туризме. Задачи данной работы:
изучить общие требования безопасности;
выяснить, кто и как контролирует выполнение требований безопасности;
рассмотреть меры безопасности туризма;
показать, как государство регулирует туристскую деятельность;
изучить методы повышения безопасности туризма;
рассмотреть некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
1.1 Общие требования безопасности
1.2 Контроль над выполнением требований безопасности
1.3 Меры безопасности туризма
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ТУРИЗМА
3.1 Методы повышения безопасности
3.2 Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Правила безопасного поведения при организации дальнего туризма.docx

— 55.09 Кб (Скачать документ)

Туристская  политика государства проявляется  в разработке и реализации организационных  мер по развитию туристской индустрии  и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих  сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач  тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения  качественного функционирования сферы  туризма с целью сохранения и  развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:

  • выработку концепций развития туризма;
  • составление целевых программ отдельных территорий и стран;
  • разработку мер по достижению поставленных целей.

Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование  упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми  в 1996-1998 гг. Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется  на Постановления Правительства  Российской Федерации (1995-1997 гг.) об обслуживании населения в туристско-гостиничном  комплексе, а также на стандарты: ГОСТ 28681-90 "Стандартизация в сфере  туристско-экскурсионного обслуживания"; ГОСТ Р 50645-94 "Классификация гостиниц"; ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов"; ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования".

Правительство Российской Федерации Распоряжением №954-р  одобрило концепцию развития туризма  на период до 2005 года. На 2002 год российский рынок туристских услуг составляет пока около 1% от мирового, что составляет 7,4 млн. туристов в год. Однако по мнению разработчиков концепции эта  цифра может быть увеличена до 40 млн. В Европе по числу поездок  Россия занимает пока девятое место (табл. 1). В 2000 году г.Санкт-Петербург посетило около 1,5 млн. иностранных граждан, в то время как Париж – 220 млн.; Лондон и Прагу – по 80 млн. туристов. Для увеличения туристского потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Туристы разных стран, посетившие Европу в 2001 году

Страна

% от числа

евротуров

Страна

% от числа евротуров

Германия

23

Швейцария

4

Великобритания

16

Бельгия

4

Франция

7

Испания

3

Нидерланды

6

Россия

3

Италия

5

Швеция

3


Принципы  регулирования туристской деятельности:

  • содействие и создание благоприятные условия для развития (к 2005 году предполагается закончить разработку и принять новый федеральный закон о туристской деятельности; приближение законодательства о лицензировании, страховании и предоставлении финансовых гарантий туристам к мировому уровню; а также другие законы и постановления правительства и т.д.);
  • определение и поддержка приоритетных направлений;
  • формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма (создание рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму и проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации);
  • осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями регулирования являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
  • развитие международных конкактов;
  • сохранение объектов туристского показа;
  • рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями регулирования  являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Основные  пути регулирования:

  • создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии ;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов, организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.) ;
  • защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностанцев), обеспечение их безопасности;
  • лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта (в рамках концепции будут приняты нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения);
  • установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (улучшить визовую политику Российской Федерации для иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, и усилить контроль за выдачей виз туристам из стран-"поставщиков" нелегальной миграции);
  • прямые бюджетные ассигновения на разработку и реализацию Федеральных целевых программ развития туризма (на маркетинговые и рекламные мероприятия департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2001 году истратил 5 млн. рублей, в 2002 году на эти цели получил уже 50 млн. рублей);
  • создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных пректов и т.д.);
  • налоговое и таможенное регулирование;
  • предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • обеспечение картографической продукцией (издание буклетов, каталогов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции).

Государственное правовое регулирование транспортных услуг:

  • авиаперевозки туристов регулируются Воздушным кодексом Российской Федерацией от 19.03.97 г., а на международном уровне – Варшавской конвенцией для унификации правил воздушных перевозок от 12.10.29 г. и Гаагским Протоколом о поправках к ней от 28.09.55 г.;
  • порядок наземных перевозок определен законом Российской Федерации от 25.08.95 г. "О федеральном железнодорожном транспорте", Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 08.01.98 г., "Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров" из постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.99 г., Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров от 1980 г.

 

3. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ТУРИЗМА

3.1 Методы повышения безопасности

 

Для безопасного  состояния системы "человек-среда" необходимо согласование характеристик  человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие последствия:

  • снижение работоспособности;
  • развитие общих и профессиональных заболеваний;
  • аварии, пожары, взрывы;
  • травматизм и т.д.

Для обеспечения  безопасности труда большое значение имеют психические факторы, к  которым относят внимание, мышление, воля, эмоции, память, воображение и  другие. Совокупность этих качеств  определяет личность. Личные качества человека существенно влияют на безопасность путешествия. Иногда говорят о режиме личной безопасности. Конкретные формы  учета личностных особенностей в  силу их исключительной сложности пока недостаточно учитываются на практике. Однако, исходя из интуитивных соображений, необходимо обратить внимание на значительные профилактические резервы, скрывающиеся в психологии безопасного путешествия.

Турист  нарушает требования безопасности по следующим причинам:

  • по незнанию этих требований;
  • по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;
  • в связи с неумением выполнять требования;
  • в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от туриста).

В психологической  классификации причин возникновения  опасных ситуаций и несчастных случаев  выделяют три функциональные части. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (турист недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к регламентирующим правилам и т.д.) и временным (турист в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении регламентированных правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям путешествия. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам велосипеда или лошади и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

В соответствии с каждой группой причин возникновения  опасных ситуаций и несчастных случаев  назначают группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная – пропаганда и воспитание; ориентировочная – обучение, отработка навыков; исполнительная – профотбор, медицинское обследование.

3.2 Некоторые психологические аспекты обеспечения безопасности

 

Знание национальных и  религиозных традиций страны посещения  позволяет не только уважительно  относиться к местным жителям, но и обеспечить свою физическую и финансовую безопасность, исключить возможные  контакты с правоохранительными  органами. Помимо стран Ближнего зарубежья, можно выделить Болгарию, Югославию  и Словакию в категорию государств, посещение которых не требует  для российских туристов дополнительной подготовки.

Среди наиболее распространенных туристских маршрутов для среднестатистического  жителя Российской Федерации можно  выделить три основных направления: Западная и Северная Европа (экскурсионный  туризм), страны Средиземноморья (курорты  и экскурсионный туризм) и страны Ближнего и Среднего Востока (курорты  и экзотика).

Одним из главных психологических  аспектов обеспечения безопасности в туризме считается уважение обычаев, привычек и антипатий местных  жителей, а также знание английского  или местного языка, что позволяет  произвести покупки, сделать заказ  в ресторане или найти дорогу к гостинице и расположить  к себе коренного жителя.

Отдельно следует выделить соблюдение правил дорожного движения. В странах Центральной и Северной Европы пешеход имеет приоритет  перед транспортным средством, но в  больших городах этим злоупотреблять не стоит и переходить проезжую часть  следует только в зоне пешеходного  перехода и по разрешающему сигналу  светофора. Например, в Великобритании, Мальте и на Кипре движение автомобилей  левостореннее, поэтому все "родные" правила перехода проезжей части  должны быть трансформированы на 180 градусов.

Особое внимание следует  уделять политической обстановке в  стране пребывания, чтобы не стать  жертвой какой-либо провокации или  не попасть в центр разбирательства  между экстремистски настроенными элементами. В любом случае необходимо соблюдать нейтралитет и не выражать своего отношения к происходящему.

Не меньшую угрозу безопасности туриста может вызвать необдуманный показ приверженности к тому или  иному футбольному клубу (демонстрация футбольной атрибутики, споры в барах  и т.д.), особенно в таких "горячих", с этой точки зрения, странах, как  Италия, Испания или Великобритания. В частности, в Лондоне продается  специальная карта для туристов, где указаны районы проживания приверженцев того или другого клуба.

При посещении курортов стран Ближнего и Среднего Востока  необходимо помнить, что большинство  этих стран долгое время находилось под колониальным господством европейских  государств, поэтому местные жители крайне негативно относятся к  откровенным проявлением Западной культуры и псевдокультуры. Следует  изучить все индивидуальные запреты, принятые в стране путешествия. Так  в Объединенных Арабских Эмиратах запрещается  фотографировать мечети и минареты голубого цвета и военнослужащих, а женщинам не разрешается водить автомобиль без сопровождения мужчины.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Туристская  поездка практически всегда содержит элементы нового и существенно отличающегося  от привычной среды обитания, в  том числе и то, что может  представлять определенную опасность  для путешествующего лица. Практика международного туризма показывает, что с увеличением количества путешествующих и расширением географии  поездок резко возрастает необходимость  более полного учета специфики  поездок и соблюдения мер безопасности. Прежде всего, это касается регионов со сложной социально-политической обстановкой. Фактически речь идет о  риске таких поездок, вплоть до реальной угрозы жизни и здоровью туристов.

Кроме того, к вопросам безопасности относятся  и другие проблемы - эпидемии, ВИЧ-инфекция, криминогенные ситуации и преступность, распространение наркотиков, проституция, вандализм и иные формы насилия, пиратство, военные осложнения и  перевороты, терроризм, а также рассмотрение всех возможных рисков, связанных  с туристами, местными жителями, турфирмами и индустрией туризма в целом.

Безопасность  туристов, их благополучие в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов принимающей страны и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. Обеспечение качества услуг и безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, включающих в себя: туристские предприятия; администрация туристских центров; местные власти; национальные органы по туризму и центральные власти государств; международные организации и межгосударственные органы. Каждый из этих уровней должен вносить свой вклад в туризм.

Информация о работе Правила безопасного поведения при организации дальнего туризма