Психология поведения в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание

Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.

Работа состоит из  1 файл

Контроль.работа по БЖД.docx

— 36.31 Кб (Скачать документ)

 

         ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайная ситуация –  это положение, которое сложилось  в результате аварии, природного явления  или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными  потерями или ущербом для природной  среды.

С развитием цивилизации, с применением всё более новых  технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных  катастроф. На территории страны имеется  большое количество складов с  запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих  ядовитых и радиоактивных веществ. Кроме того, имеется огромное количество химического и бактериологического  оружия. Все эти запасы долгое время  хранятся без надлежащей ревизии  и утилизации, хранилища нередко  находятся в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает  допустимые нормативы: так, например, отслужили  свой срок 40% трубопроводов для перекачки  газа и нефти. Зоной повышенной опасности  являются транспортные коммуникации, объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных  – 10%. В частности, город Дубна  относится к такого рода опасным  зонам: здесь имеются определённые запасы радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора Объединённого  Института Ядерных Исследований; имеется плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского водохранилища). В  условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и  материальных ресурсов для поддержания  основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные  и трансграничные. Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего  населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения  поражающих факторов. Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии, на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей  к действиям в экстремальных  ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных  условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его  существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или  длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или  мнимой опасностью. Страх — это  сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это  и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как  главная цель, стоящая перед человеком  — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными  являются необдуманные, бессознательные  действия человека как результат  его реакции на опасность.

Наибольшую опасность  для человека представляют факторы, которые могут вызвать его  гибель в результате различных агрессивных  воздействий — это различные  физические, химические, биологические  факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных  способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно  отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Особые условия, в которых  может оказаться человек, как  правило, вызывают у него психологическую  и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это  сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми  явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда  и воспитания, осведомлённости о  происходящих событиях и понимания  степени опасности.

Во всех трудных ситуациях  решающую роль играет моральная закалка  и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям  в любых критических моментах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ  ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

Психология состояний  объединяет огромный опыт мировой психологической  науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных  состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой  психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и  рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в  чрезвычайных ситуациях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные  состояния, возникающие в чрезвычайных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А  Кемпински и др.

 Среди психических  явлений психическим состояниям  принадлежит одно из основных  мест. В то же время, несмотря  на интенсивное изучение проблемы  психических состояний, очень  многое в ней остается неясным.  По мнению Т.А. Немчина, «необходима  успешная разработка этой проблемы  потому, что психические состояния  существенно определяют характер  деятельности человека». 

И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить  всю сложность субъективного.

На фоне разногласий и  большого разнообразия мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных с психическим  состоянием, многие авторы остаются, едины  во мнении о большом, если не решающем, значении исследований данного психического явления для психологии. Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший понятие  «психическое состояние» в статус психологической  категории, считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь  в психологии – разрыв между учением  о психических процессах и  психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова  пишет: «Нельзя понять психику в  целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений в форме психических  состояний».

 Итак, пролистаем работы  разных авторов. Встречается термин  «напряженные ситуации» - М.И.  Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко,  «крайние условия» - Л.Г. Дикая,  «сложные ситуации» - А.В. Либин,  «стрессовые ситуации» - Г. Селье,  Китаев-Смык, «острособытийные ситуации - В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации»  - А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» - В.Д.Туманов, «особые условия» - С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином  «экстремальные ситуации» оперируют  следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г.  Анд-росюк, В.И.Лебедев, Г.В. Суворов,  М.П. Мингалиева, Т.С. Назарова  и В.С. Шаповаленко и другие.

Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также  указывают на важность субъективного  восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе  сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий  деятельности, которое приобрело  для личности особую значимость. Другими  словами, сложные объективные условия  деятельности становятся напряженной  ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как  трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее  субъекта. Это тем более относится  к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной  деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное  – это усложненные условия  и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы  действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные  ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».

В.Г. Андросюк в своей книге  «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «чрезвычайная ситуация – это такое состояние системы  жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».

 Исходя из всего  вышесказанного, перечислим основные  характеристики чрезвычайной ситуации:

1. Это ситуация крайняя,  с очень большим по силе  воздействием, выходящим за пределы  диапазона возможностей человека.

2. Это усложненные условия  деятельности, которые субъективно  воспринимаются, понимаются и оцениваются  человеком как трудные, опасные  и т.д.

3. Ситуация вызывает возникновение  достаточно сложной для субъекта  задачи, «трудного» психического  состояния.

4. Чрезвычайная ситуация  ведет к появлению состояния  динамического рассогласования  и требует максимальной мобилизации  ресурсов организма. 

5. Такая ситуация вызывает  негативные функциональные состояния,  нарушения психологической регуляции  деятельности, и, тем самым снижает  эффективность и надежность деятельности.

6. Человек сталкивается  с невозможностью реализации  своих мотивов, стремлений, ценностей,  интересов. 

Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие психическую  напряженность, могут в одних  случаях оказывать положительное  мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее  воздействие. Нас интересует ресурсное  состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой  сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к  таким изменениям относятся:

-снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных  реакций. Человек проявляет способность  к более точной оценке раздражителей,  быстро реагирует на все изменения  условий окружающей обстановки;

понижение утомляемости, - исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется  неприхотливость в дискомфортных  ситуативных условиях;

- повышение готовности  к решительным и смелым действиям.  Проявляются волевые качества, этап  принятия решения сокращается,  прогнозирование развития ситуации  оптимально сочетается со здравым  риском;

- активизация деловых  мотивов, чувств долга. У человека  возникает деловое возбуждение,  конечная и промежуточная цели  деятельности определяются отчетливо  и однозначно;

- активизация познавательной  деятельности. Человек проявляет  остроту восприятия, активно включает  резервы оперативной и долговременной  памяти. Актуализируются творческие  способности, мышление характеризуется  динамичностью, гибкостью, гибкостью,  активным и успешным поиском  нестандартных решений. Широко  применяется интуиция.

-проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком  мобилизуются его психологические  возможности и специальные способности).

Возможность противостоять  чрезвычайной ситуации включает три  составляющие:

1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических  и физиологических качеств организма  (конституционные особенности, тип  нервной системы, вегетативная  пластичность);

2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и  общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий  в экстремальной си-туации, наличие  положительной мотивации и др.);

3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние,  мобилизованность всех сил и  возможностей на предстоящие  действия)». 

 Различные авторы дают  разные определения понятия «психическое  состояние». Некоторые из них,  например, Джемс, идентифицируют  понятия «состояние» и «процесс»,  другие сводят понятие «психическое  состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.

 Нам представляется  наиболее полным определение  психического состояния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика  психической деятельности за  определенный период времени,  показывающая своеобразие протекания  психических процессов в зависимости  от отражаемых предметов и  явлений действительности, предшествующих  состояний и психических свойств  личности». Анализ поведения и  состояния человека в экстремальной  ситуации показывает, что наиболее  сильным раздражителем, приводящим  к ошибочным действиям, является  неполнота информации.

П.В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой, при  дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая  максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает  информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность  личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое  состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.

Информация о работе Психология поведения в чрезвычайных ситуациях