Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:30, контрольная работа
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.
ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.
С развитием цивилизации,
с применением всё более новых
технологий, прогрессом научных исследований
постоянно возрастает угроза техногенных
катастроф. На территории страны имеется
большое количество складов с
запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих
ядовитых и радиоактивных веществ.
Кроме того, имеется огромное количество
химического и
Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения поражающих факторов. Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии, на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.
Вопросы психологии человека
в чрезвычайных ситуациях необходимо
рассматривать в целях
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность
для человека представляют факторы,
которые могут вызвать его
гибель в результате различных агрессивных
воздействий — это различные
физические, химические, биологические
факторы, высокие и низкие температуры,
ионизирующие (радиоактивные) излучения.
Все эти факторы требуют
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях
решающую роль играет моральная закалка
и психическое состояние
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ В
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в чрезвычайных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.
Среди психических
явлений психическим
И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.
На фоне разногласий и
большого разнообразия мнений по поводу
определения, состава, структур, функций,
механизмов, классификаций и других
проблем, связанных с психическим
состоянием, многие авторы остаются, едины
во мнении о большом, если не решающем,
значении исследований данного психического
явления для психологии. Так, Н.Д.
Левитов, впервые поставивший понятие
«психическое состояние» в статус психологической
категории, считал, что решение данной
проблемы восполняет имеющуюся брешь
в психологии – разрыв между учением
о психических процессах и
психических свойствах
Итак, пролистаем работы
разных авторов. Встречается
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».
В.Г. Андросюк в своей книге
«Педагогика и психология»
Исходя из всего
вышесказанного, перечислим основные
характеристики чрезвычайной
1. Это ситуация крайняя,
с очень большим по силе
воздействием, выходящим за пределы
диапазона возможностей
2. Это усложненные условия
деятельности, которые субъективно
воспринимаются, понимаются и оцениваются
человеком как трудные,
3. Ситуация вызывает
4. Чрезвычайная ситуация
ведет к появлению состояния
динамического рассогласования
и требует максимальной
5. Такая ситуация вызывает
негативные функциональные
6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.
Чрезвычайная ситуация опасна
для жизни и здоровья, неблагоприятна
для функционирования психики человека.
Факторы, порождающие психическую
напряженность, могут в одних
случаях оказывать
По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
-снижение порогов ощущений,
ускорение чувствительных и
понижение утомляемости, - исчезновение
или притупление чувства
- повышение готовности
к решительным и смелым
- активизация деловых
мотивов, чувств долга. У
- активизация познавательной
деятельности. Человек проявляет
остроту восприятия, активно включает
резервы оперативной и
-проявление интереса, энтузиазма.
В решении задач человеком
мобилизуются его
Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:
1. физиологическую устойчивость,
обусловленную состоянием
2. психическую устойчивость,
обусловленную подготовкой и
общим уровнем качеств личности
(специальные навыки действий
в экстремальной си-туации, наличие
положительной мотивации и др.)
3. психологическую готовность
(активнодеятельностное
Различные авторы дают
разные определения понятия «
Нам представляется
наиболее полным определение
психического состояния Д.Н.
П.В. Симонов разработал информационную
теорию эмоций, согласно которой, при
дефиците наличной информации появляется
отрицательная эмоция, достигающая
максимума в случае полного отсутствия
информации. Положительная эмоция возникает,
когда наличная информация превышает
информацию, необходимую для удовлетворения
данной потребности. Таким образом,
в ряде случаев знания, информированность
личности снимают эмоции, изменяют
эмоциональный настрой и
Информация о работе Психология поведения в чрезвычайных ситуациях