Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:05, реферат
Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:
история – наука о происхождении и бытие человека,
философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.
юриспруденция,
1. Общество как сложная динамическая система.
2. Общественные отношения.
3. Взаимосвязь общества и природы.
4. Общественное развитие.
5. Классификация общества.
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
7. Гражданское общество.
8. Глобальные проблемы современности.
Тема: «Общество».
1. Общество как сложная динамическая система.
2. Общественные отношения.
3. Взаимосвязь общества и природы.
4. Общественное развитие.
5. Классификация общества.
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
7. Гражданское общество.
8. Глобальные проблемы
Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:
история – наука о происхождении и бытие человека,
философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.
юриспруденция,
экономика – хозяйственное развитие общества,
социология – изучает возникновение различных связей между людьми, формирование социальных общностей, взаимоотношения социальных групп, классов, наций.
политология – наука о сфере управлением обществом, становление и развитие отношений власти в обществе;
психология - изучает особенности поведения индивида в обществе;
Понятие общество:
в широком смысле |
в узком смысле |
Обособленная часть природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей: -способы взаимодействия людей; - формы объединения людей. |
Общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть общие интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными действиями. Например, дворянство, крестьянство, российское общество, китайское общество, феодальное общество, капиталистическое общество, человечество в целом. |
Признаки общества:
Характерные черты общества:
Общество состоит из:
Элементов |
Подсистем (сфер общества) |
- люди - группы - сословия - классы - общности (народы) и т.д. - социальные институты - социальные нормы - социальные процессы - социальные отношения |
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения; 2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом; 3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование; 4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. |
Постепенно в результате изменения способа производства происходит переход от первобытного общества к качественно иной организации общественной жизни.
Важную роль при этом играет общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, затем ремесла). Люди стали заниматься обменом товара, появились купцы.
Общественное разделение труда и совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, в результате появился избыточный продукт (излишки), который накапливался у старейшин и военачальников, что привело к появлению частной собственности. Общество стало дифференцироваться (разделение) по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу.
2. Общественные отношения.
С древнейших времен жизнь людей протекала в различных формах общественности – в роде, племени, племенных союзах, рабовладельческих и феодальных государствах, в купеческих гильдиях, религиозных общинах и т.п. именно в них происходил и происходит взаимовыгодный обмен различными видами деятельности и кооперация труда, его специализация, разделение.
Люди могут производить и совершенствовать свою жизнь только на основе совместной деятельности, организации системы общественных отношений для использования в своих интересах того жизненного пространства, которым они располагают.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные |
Духовные |
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него |
Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. |
|
|
Каждый человек в системе общественных отношений занимает определенное место, предполагающее системы прав и обязанностей, полномочий и ответственности, возможностей для удовлетворения личных потребностей и решения общественных задач.
В обществе существует «набор» видов деятельности и социальных институтов. Институты распределяют основные виды деятельности меду людьми в рамках национально-государственных, социально-территориальных и международных образований.
Наиболее значимые для людей общественные отношения связаны со сферами общества.
Сфера общества – часть общества, пределы которой определяются какими–либо общественными отношениями.
3. Взаимосвязь общества и природы
Обособленная
часть природы, но тесно
Природа:
в широком смысле |
в узком смысле |
Весь окружающий мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений (в этом значении – синоним понятия «Вселенная») |
Природно-географическая среда |
Природа и общество тесно связаны друг с другом, и эта связь носит взаимный характер:
От природных условий зависит размещение производства, территориальное разделение труда и – как следствие расселение людей.
Окружающая среда состоит из:
В настоящее время экология выделяет две формы взаимодействий человека и природы:
1) экономическую – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих потребностей;
2) экологическую – охрана окружающей природной среды с целью сохранении человека как биологического и социального организма и естественной среды его обитания.
Причины негативного воздействии на окружающую природную среду:
Учение о ноосфере.
Учение о взаимоотношении природы и общества. Разработал русский ученый В.И. Вернадский и французский антрополог Тейяр де Шарден.
Основа концепции – представления об эволюции космического вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшим формам – жизни и духу.
Появление жизни на нашей планете, возникновение буфера, пленки живого вещества, которая лежит меду космосом и косным веществом Земли, вилось по мнению Вернадского, отголоском повсеместно действующих космических сил и связано с сильнейшей концентрацией сознания, замыканием его на самом себе, что привело к возникновению личностного начала, выделяющего человека из животного мира. Жизнь на Земле вспыхнула практически мгновенно, биосфера как целостная система. На поверхности Земли возникли океаны, а вокруг нее сформировалась атмосфера, содержащая кислород.
В человеке, в своем первом мыслящем существе, жизнь в процессе эволюции произвела на свет мощное орудие дальнейшего развития – разум, обладающий способностью познавать и преобразовывать себя и окружающий мир. Результатом теоретической и практической деятельности человека становится поток информации (различного рода сведения, знания, теории), в который включены как первоначальные мысли древних о мире и о себе и простейшие изобретения, так и новейшие достижения науки и техники, плоды культурного развития человечества. Этот информационный поток свидетельствует об образовании новой специфической оболочки Земли – ноосферы (греч. noos – разум), как бы наложенной на биосферу, но не слитной с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воздействие. Изменения лика Земли произошли с зарождением научной мысли, когда воздействие на биосферу стало принимать целенаправленный характер. Именно в этот период возникает ноосфера как сфера разума, область человеческой культуры, связанна с научным знанием.