Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:05, реферат
Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:
история – наука о происхождении и бытие человека,
философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.
юриспруденция,
1. Общество как сложная динамическая система.
2. Общественные отношения.
3. Взаимосвязь общества и природы.
4. Общественное развитие.
5. Классификация общества.
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
7. Гражданское общество.
8. Глобальные проблемы современности.
4. Общественное развитие.
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия.
Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества.
Общество динамично развивающая система. При исследовании проблем изменения общества используются такие понятия, как развитие, прогресс, регресс, реформа, революция.
Развитие – процесс необратимых, поступательных изменений, происходящих в течение достаточно больших интервалов времени.
Развитие общества характеризуется постепенным обновлением и увеличением количества социальных институтов, общностей, групп, усложнением отношений между ними.
Например, развитие первобытного общества и перерастание его в раннеклассовое выразилось в появлении новых видов трудовой деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля), которые сменили собирательство, охоту и рыбную ловлю.
Существуют взгляды на направленность общественного развития:
Критерии прогресса:
Результат регресса - упадок и распад общества, сужение возможностей общества к саморазвитию и адекватному реагированию на изменения условий окружающей среды.
Реформа – степень усовершенствования, в какой либо сфере жизни, постепенные преобразования, не затрагивающие фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Реформаторы действует в рамках социального порядка и не применяют насильственные способы достижения своих целей. Их усилия направлены на изменение законодательства правовыми методами,
Революция – коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания.
Кратковременные – Февральская революция 1917 г. в России;
Долговременные – неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция ХVIII - ХIХ вв.
Революции совершаются, когда старая общественно-политическая система, исчерпав возможности своего развития, должна уступить место новой.
В результате власть одних элит переходит к другим. Революционная стихия захватывает широкие массы: слои, классы, которые в борьбе используют насильственные и незаконные методы. Сторонником революционного изменения был К. Маркс. Считал революцию средством разрешения классового конфликта.
В современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
5. Классификация общества
Общества бывают:
а) дописьменные и письменные;
б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
в) общество первобытных охотников и собирателей,
традиционное (аграрное) общество,
индустриальное общество;
постиндустриальное общество;
г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество (по теории общественно-экономических формаций К. Маркса).
Классификация общества по У. Ростоу
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы.
Индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).
Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества (данного типа общества пока не существует, страны на переходном этапе).
Традиционное (аграрное) |
Индустриальное (промышленное) |
Постиндустриальное (информационное) |
- общества древности и средневековья - господством сельского натурального хозяйства - примитивного ремесла. - экстенсивная технология и ручные орудия труда - человек подчинялся ритмам природы. - господство общинной, собственности. - Распределение материальных благ, зависело от статуса - Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. - Основными социальными ячейками были община и семья. -Изменения в обществе происходят медленно, без сознательного вмешательства людей. - господство церкви и армии - общество консервативно. |
- Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. - Увеличивается объем основного капитала, хозяйство сменяется интенсивным товарно-денежных отношений природы, частично подчиняет ее себе возрастание благосостояния населения. - В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. - Социальная мобильность значительна. - Появляются новые классы. - Индивидуализм, рационализм саморазвитию, самосовершенствованию. - Роль государства, постепенно складывается демократический режим. - В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные структуры. - широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; - механизация и автоматизация производства и управления; - НТР (научно-техническая революция); - высокий уровень развития средств связи и транспорта; - высокая степень урбанизации. |
1970-е гг. представлены черты американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. - выдвижение на первый план сферы услуг, - индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, - ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. - В социальной структуре стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. - в центре цивилизации — человек, его индивидуальность. - зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
|
Процесс перехода от традиционного общества к современному называется модернизацией.
Характерные черты:
Традиционное общество |
Современное общество |
1. Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; 2. коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала; 3. авторитарный характер власти; 4. отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; 5. преобладающее распространение людей с особым психическим складом недеятельные личности; 6. преобладание традиции над нововведениями. |
1. преобладание инновации над традициями; 2. светский характер социальной жизни; 3. поступательное развитие; 4. ярко выраженное личностное начало; 5. ориентация на инструментальные ценности; 6. либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; 7. преобладание людей с активным деятельным психологическим складом. |
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития, с присущим ему способом производства, экономическим строем и надстройкой.
В структуре каждой формации выделялись:
НАДСТРОЙКА – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика), возникающая на основе базиса и связанная с ним и воздействующая на него.
БАЗИС – экономический строй (совокупность производственных отношений)
Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.
Базис + надстройка + производительные силы = способ производства
В процессе развития в обществе на определенном этапе возникает конфликт между производительными силами (люди, опыт, орудии труда) и производственными отношениями (экономический строй: рабовладельческий, и т.д.) - это переход к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми.
Виды
общественно-экономических
Первобытнообщинная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Коммунистическая: 1) социализм, 2) коммунизм.
Признаки формаций:
Смена общественно-экономических формаций осуществлялась путем революций. Теория К. Маркса обобщала исторический опыт Европы (революции). Многообразие развития мира не позволило распространять критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства».
2. Цивилизационный. В ХVII веке возник цивилизационный подход к истории.
Цивилизация – сообщество людей, с общей ментальностью, духовными ценностями и идеалами, имеющие особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. (А. Тойнби, О. Шпенглер, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер, Л. Гумилев).
Признаки цивилизаций:
Типы цивилизаций:
Природные сообщества |
Восточные цивилизации |
Западные цивилизации |
Австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири. |
Египет, Индия, Китай, ЮАР |
Древняя Греция. Рим, доколумбовая Америка (ацтеки) |
1. народы живут в
рамках природного годового 2. гармония и единство с природой; 3. обожествление сил природы (язычество); 4. человек не обделяется от природы и живет по ее законам. |
1.стремление быть в гармонии с природой; 2. коллективизм (личные интересы подчинены общим); 3. восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха); 4. преобладание государственной
и общинной собственности (у
кого власть – у того 5. основа общества – традиция; 6. социальные изменения происходят медленно («проблема отцов и детей») |
1. динамичность развития общества; 2. стремление подчинить себе природу; 3. свободная личность,
обладающая гражданскими 4. принцип разделения властей; 5. господство частной собственности; 6. стремление к прогрессу, использование новаций. |